20

Самый маленький "швейцарский" авианосец

Присмотритесь к этой картинке повнимательнее:

Самый маленький "швейцарский" авианосец

На вид довольно типичный американский эскортный авианосец времен Второй Мировой, но… ничего не смущает?)

Заметив гигантских матросов и крошечные самолеты на палубе, вы, полагаю, мгновенно пришли к выводу, что это некий макет — например, для киносъемки. И это… неправильно) Это вполне себе боевой корабль, служивший в составе американского флота под конец Второй Мировой Войны. Собственного имени он, правда, так никогда и не получил, но известен под уникальным номером SC-CVE-449.

Изначально, этот маленький кораблик назывался PC-449 (англ. Patrol, Coastal — береговой сторожевик), и выглядел вот так:

Самый маленький "швейцарский" авианосец

Он был заложен в 1939 году на верфи Luders Marine Construction Co. как прототип будущего серийного охотника за подводными лодками для американского флота. Адмиралы в итоге выбрали другую модель, так что PC-449 остался в единственном экземпляре. Введенный в строй в 1940 году под новым обозначением SC-449 (англ. Submarine Chaser — охотник за подлодками), этот уникальный кораблик использовался в основном для различных экспериментов и испытания новых типов оружия (например, реактивных бомбометов «Hedgehog»). Этому изрядно способствовало то, что при сопоставимых размерах с обычным охотником, SC-449 был значительно устойчивее и мореходнее. Так он и провел всю войну.

Затем наступило лето 1945, и американский флот начал готовиться к завершающему акту Второй Мировой Войны: вторжению в Японию. Планируемая операция «Downfall» должна была затмить по масштабам и задействованным силам — а стало быть, и по сложности — все предшествующие десантные операции индустриальной эры.

Главной головной болью для американцев в тот момент были японские камикадзе. Тяжелые бои за Окинаву продемонстрировали масштаб проблемы: японцы задействовали в атаках 1465 самолетов-камикадзе, потопив несколько американских кораблей и повредив значительно больше. Американцы не сомневались, что при высадке в Японию, камикадзе будут задействованы в гораздо больших количествах, и на более совершенной технике.

Оснащенный мотокомпрессорным реактивным двигателем самолет-снаряд Okha Model 22 должен был решить основную проблему базовой Okha — очень малую дальность полета. Okha Model 22 могла быть запущена бомбардировщиком-носителем с безопасного удаления, а ее высокая скорость делала крайне затруднительным успешный перехват истребителями или зенитками. Несколько десятков таких снарядов были изготовлены в конце войны, но применить их японцы уже не успели

Оснащенный мотокомпрессорным реактивным двигателем самолет-снаряд Okha Model 22 должен был решить основную проблему базовой Okha — очень малую дальность полета. Okha Model 22 могла быть запущена бомбардировщиком-носителем с безопасного удаления, а ее высокая скорость делала крайне затруднительным успешный перехват истребителями или зенитками. Несколько десятков таких снарядов были изготовлены в конце войны, но применить их японцы уже не успели

Пытаясь решить проблему камикадзе, американские инженеры рассматривали самые разные решения: новые скорострельные автопушки с радарным наведением, управляемые зенитные ракеты, оснащенные радарами палубные самолеты, патрулирующие впереди флота и наводящие на цель истребители (так, кстати, зародился самолет ДРЛО). Значительные усилия прилагались к маскировке кораблей и введению японцев в заблуждение. И кому-то пришла в голову идея — что, если отвлечь внимание камикадзе на фальшивый флот?

Идея была в том, чтобы замаскировать небольшие дешевые единицы — вроде охотников на подводные лодки — под боевые корабли и десантные транспорты. Из них можно было бы составлять целые обманные соединения, которые приняли бы на себя первые (самые мощные) удары японцев. И тем самым ослабили бы атаки против настоящего флота вторжения. Этот проект был (с неплохим чувством юмора) назван «Swiss Navy» (англ. «Флот Швейцарии»)

Для проверки концепции, взяли уже известный нам SC-449. Рабочие верфи демонтировали с охотника все вооружение, сняли надстройки и трубы. На их месте возвели фанерный «ангар» и «летную палубу», установили «боевой мостик» — с таким расчетом, чтобы как можно более достоверно воспроизвести внешний вид эскортного авианосца типа «Bogue». Не забыли даже макеты самолетов на «летной палубе», тщательно выдержанные в масштабе.

Самый маленький "швейцарский" авианосец

И надо заметить, полученный результат был очень даже неплох! Американским инженерам удалось добиться вполне правдоподобного сходства. Разумеется, крошечный охотник за подводными лодками был в четыре с лишним раза меньше авианосца (33 метра длины против 144 метров), но… кто, в конце концов, стал бы приглядываться? Наспех обученный, неопытный и находящийся в страшном напряжении мальчишка-камикадзе, что ли?

Визуально определить размеры объектов с высоты зачастую непросто даже для опытного наблюдателя. Особенно на море, где не с чем сравнивать. Американцы вполне резонно полагали, что пилот-камикадзе, продирающийся сквозь шквал зенитного огня и уворачивающийся от истребителей, не станет долго размышлять, и спикирует на первое же, что напоминает цель.

SC-CVE-449 слева, Bogue справа

SC-CVE-449 слева, Bogue справа

Разумеется, это означало, что крохотный охотник станет приоритетной целью для атак — не имея при этом ни адекватного вооружения, ни живучести. Но холодная логика войны подсказывала, что потерять тридцать человек экипажа охотника куда выгоднее, чем восемьсот девяносто моряков с эскортного авианосца. Кроме того, малые размеры и хорошая маневренность SC-CVE-449 делали его куда более сложной целью для камикадзе, нежели неповоротливый эскортник.

Испытания подтвердили работоспособность концепции, и программа «Швейцарского Флота» получила «добро». Тем более, что с окончанием войны в Атлантике, у американцев освободилось несколько сотен охотников, которые не так чтобы были очень нужны на Тихом Океане (японская подводная угроза была сравнительно невелика). Предполагалось организовать массовую перестройку SC-корабликов в макеты авианосцев, линкоров, крейсеров и десантных кораблей. Такая армада — сопровождаемая, естественно, настоящими эсминцами и прикрываемая палубной авиацией — вполне могла бы изобразить настолько достоверный «флот вторжения», что японцы бросили бы против нее все свои резервы.

Однако в итоге «Швейцарский флот» так и не был создан. Атомные удары по Хиросиме и Нагасаки, а также вступление в тихоокеанскую войну Советского Союза, поставили Японию на колени раньше, чем подготовка операции «Downfall» достигла соответствующей стадии.

Самый маленький "швейцарский" авианосец

Самый маленький в мире «авианосец», PC-CVE-449 после войны был выведен в резерв, и в 1949 году продан в частный сектор. Он использовался как океанографическое судно при морском факультете Техасского университета «A&M» (англ. Agricultural & Mechanical — Агрономического и Механического). Под флагом университета, бывший охотник проплавал немало лет, пока не обветшал, и не был продан компании Service Marine Inc. как плавучее общежитие для экипажей землечерпалок. На лом он был продан лишь в 1974 году.

источник: https://fonzeppelin.livejournal.com/227615.html

The same Fonzeppelin
Подписаться
Уведомить о
guest

10 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account