Самые быстрые самолеты в мире. Часть 49 Рекордные самолеты North American P-51D Mustang, США 1946-83

14

Самые быстрые самолеты в мире. Часть 49 Рекордные самолеты North American P-51D Mustang, США 1946-83

В послевоенном развитии американских воздушных гонок, особенно в Кливленде, а затем в Рино, большую роль сыграли истребители North American P-51 Mustang, включая и более старые варианты пикирующего бомбардировщика A-36 Apache. «Мустанги» с их совершенной аэродинамикой, ламинарным профилем крыла и большим запасом скорости можно считать лучшим истребителем времен Второй Мировой войны. Поэтому их не может удивить среди участников гонок очень большое количество самолетов данного типа, отдельные владельцы которых использовали все свои умения и воображение для совершенствования своих воздушных коней. Владельцы обычно предпочитали рядные двигатели из-за их меньшего поперечного сечения и, следовательно, более подходящей формы корпуса. Помимо «мустангов» были популярны и другие самолеты с рядными двигателями, в частности, истребители Bell P-39 Airacobra иLockheed P-38 Lightning, хотя «мустанги» были самыми многочисленными. Поскольку цены не превышали тысячу долларов, то достать самолеты было нетрудно, но модернизации требовали более серьезных вложений, начинавшихся с величины 15-20 тысяч долларов, что по тем временам были приличной суммой, и с ростом требований к скорости необходимая сумма росла столь же быстро.

Разумеется, владельцами «мустангов» предпринимались различные попытки побить рекорд, установленный Фрицем Венделем в 1939 году. Так, например, 10 декабря 1947 года женщина-пилот Жаклин Кокран на P-51 C-10 установила рекорд скорости на замкнутой трассе протяженностью 100 километров, показав среднюю скорость 755,67 км/ч. Это было чуть-чуть больше рекорда Венделя, но полет был выполнен на большей высоте. Когда Жаклин Кокран попыталась выполнить полет по правилам, то ее показатель не превысил 663 км/ч. Она смогла лишь побить старый национальный рекорд Говарда Хьюза. В 1951 году Жаклин Кокран попробовала снова на модернизированном фоторазведчике F-6C Thunderbird, но достигнутой скорости 747,3 км/ч вновь было недостаточно.

Модификации «мустангов» множились. Так, например, штурмовик A-36A вместо первоначального подфюзеляжного радиатора получил цилиндрические, устанавливавшиеся на законцовках крыла, высота кабины пилота была уменьшена, консоли крыла и хвостовое оперение были «обрезаны»; изменены были двигатель, воздушный винт и тип радиатора. «Мустанги» были королями гонок как в Кливленде, так и в Рино и в других местах. Самой популярной и чаще всего подвергавшейся модификациям была версия P-51D.

Один из них P-51D-25 (NA-124) с номером гражданской регистрации N7715C с 1964 года успешно участвовал в гонках в Рино. В гонках 1969 года этот самолет занял второе место, уступив «биркету» Conquest I лишь из-за отказа двигателя. Этот самолет назывался Miss R. J. и претерпел многочисленные модификации планера и двигателя Merlin. Дальнейшие модификации привели к версии Roto Finish, которая в 1972 году в Рино одержала верх над Conquest I. В феврале 1974 года машина сменила владельца, которым стал богатый владелец ранчо Эд Браунинг (Ed Browning). Он переименовал самолет в Red Baron (красный барон) в честь Манфреда фон Рихтгофена – лучшего немецкого летчика-истребителя времен Первой Мировой войны. Пилот Рой МакЛейн (Roy McLain) управлял машиной в Рино, но во время полета двигатель Merlin окончательно потерпел неудачу.

Помочь в этой ситуации мог другой британский двигатель – Rolls Royce Griffon 57A, оснащенный соосными винтами противоположного вращения. В Великобритании на свалке металлолома были найдены два экземпляра двигателя, в том числе винты. Двигатели позаимствованы от многоцелевого противолодочного самолета Avro Shackleton, и специалист по двигателям Дэйв Цойшель (Dave Zeuschel) настроил их на полную мощность 3450 л.с. (2536 кВт). Затем конструктор Брюс Боланд (Bruce Boland) поставил двигатель на планер «мустанга», который к этому времени нес наименование RB-51 Red Baron. Размах крыла самолета Red Baron был укорочен, законцовки крыла были косо срезанными (система Зигарда Хёрнера); высота вертикального оперения была уменьшена, а его ширина увеличена. Дэйв Цойшель доработал двигатель таком образом, чтобы он с использованием специального топлива в течение небольшого интервала времени мог развить мощность 4000 л.с. (2940 кВт).

С лета 1975 года, когда начал летать RB-51, этот «мустанг» стал звездой авиагонок и непобедимым чемпионом. На некоторое время Дэрил Гринэмэйер стал членом команды Red Baron и летал на этом самолете. В июле 1976 года Рой МакЛейн в полете на малой высоте над землей достиг скорости 810 км/ч, что побудило Эда Браунинга попытаться установить новый рекорд скорости. В августе 1979 года он сосредоточил свою команду в районе Тонопа, штат Невада, где была проложена трасса, после чего пилоты смогли приступить к тренировкам. Для рекордного полета был выбран Стив Хинтон (Steve Hinton). Однако неудача следовала за неудачей: 10 августа вышел из строя двигатель, а на следующий день произошла утечка на установленном ночью втором «грифоне». 12 августа Стив Хинтон летал без подготовки и показал среднюю скорость 787 км/ч. Браунинг настаивал на превышении значения 800 км/ч. На следующий день погода испортилась, и одна свеча перегорела. Лишь 14 августа 1979 года Стив Хинтон установил свой (и Браунинга) рекорд скорости – 803,09 км/ч. Через месяц Red Baron разбился в Рино и был уничтожен, а его пилот Хинтон получил тяжелые ранения.

В 1982 году в Рино победила новая звезда семейства «мустангов» – самолет P-51D-25 Dago Red. Специалисты Брюс Боланд и Пит Лоу (Pete Law) довели машину до аэродинамического совершенства, а Майк Никсон (Mike Nixon) поработал с двигателем. Это был лицензионный Packard Merlin V-1650-9, развивавший 3000 л.с. (2205 кВт) и оснащенный «всего лишь» четырехлопастным винтом. Владелец машины Фрэнк Тейлор (Frank Taylor) доверил пилотирование молодому Рону Хевлу (Ron Hevle), и Dago Red очаровал Рино.

Однако мечтой Тейлора был мировой рекорд скорости. Он считал пустыню Мохаве в Калифорнии наиболее подходящей местностью. Компьютерный анализ показал, что наиболее подходящим будет применение нового регламента ФАИ, который позволяет использовать произвольные и как следствие наиболее оптимальные высоты при полете над мерной трассой протяженностью от 15 до 25 километров и пролетать над этой трассой только дважды. Фрэнк Тейлор на самолете Dago Red (номер гражданской регистрации N5410V) лично установил рекорд скорости. 30 июля 1983 года Тейлор разогнал свой Dago Red до рекордной скорости 832,12 км/ч. Это был законный абсолютный рекорд скорости, хотя по сравнению с другими предшествовавшими ему рекордами, это было несколько более легкое достижение, потому что рекордный полет был выполнен не у земли, а на больших высотах, и потому пилот имел счастье избежать воздействия со стороны турбулентности приземного горячего воздуха, которое в данной местности было особенно неблагоприятным.

Мы перечислили лишь небольшую часть значительного числа известных модификаций «мустанга» – только те, которые установили рекорды. Многие другие скрыты за романтично звучащими именами, такими как Tsunami, Stiletto, Strega, Precious Metal, Vendetta и т.д. Ни один из них не значился в списках ФАИ и, вероятно, больше не появится.

в сезоне 1976 года рекордный самолет RB-51 Red Baron уже имел увеличенную площадь вертикального оперения

в сезоне 1976 года рекордный самолет RB-51 Red Baron уже имел увеличенную площадь вертикального оперения

рекордный самолет RB-51 Red Baron, сфотографированный в Рино за день до его крушения

рекордный самолет RB-51 Red Baron, сфотографированный в Рино за день до его крушения

схема рекордного самолета RB-51 Red Baron; рисунок Мартина Салайки

схема рекордного самолета RB-51 Red Baron; рисунок Мартина Салайки

рекордный самолет Dago Red

рекордный самолет Dago Red

рекордный самолет RB-51 Red Baron в поздней рекламной окраске

рекордный самолет RB-51 Red Baron в поздней рекламной окраске

рекордный самолет Dago Red в Рино, 1988 год

рекордный самолет Dago Red в Рино, 1988 год

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: RB-51 Red Baron Dago Red
Размеры:
размах крыла, м 10,06 9,60
длина, м 9,91 9,83
площадь крыла, м² 20,90
Масса:
взлетная, кг 4700
Летные характеристики:
максимальная скорость, км/ч 810 ок. 850

источник: VÁCLAV NĚMEČEK «Nejrychlejší letadla světa NORTH AMERICAN X-15 USA 1959-68» «L+K» 23/93, стр.14-15/1510-1511

перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-samye-bystrye-samolety-v-mire-49

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account