Самые быстрые самолеты в мире. Часть 28 Рекордный самолет Gloster Meteor IV, Великобритания 1945-46

20
Самые быстрые самолеты в мире. Часть 28 Рекордный самолет Gloster Meteor IV, Великобритания 1945-46

Самые быстрые самолеты в мире. Часть 28 Рекордный самолет Gloster Meteor IV, Великобритания 1945-46

Вторая Мировая война, также как и Первая, прервала спортивную борьбу за престижную награду – мировой рекорд скорости. С другой стороны, война послужила катализатором огромного скачка летных характеристик как боевых самолетов вообще, так и истребителей в частности. В 1944-45 годах на вооружении находились поршневые истребители с максимальными скоростями свыше 700 км/ч. 5 августа 1944 года прототип Republic XP-47J Thunderbolt стал неофициальным рекордсменом, разогнавшись под управлением Майка Ричи (Mike Richie) до скорости 813 км/ч. Через несколько дней Ричи смог на высоте 10 000 метров достичь скорости 816 км/ч.

Однако произошел разрыв между истребителями и самолетами других типов, поскольку появились первые реактивные и ракетные самолеты, разработку и запуск в производство которых, несомненно, возглавляли шедшие ноздря в ноздрю Германия и Великобритания.

Уже 2 октября 1941 года Хайни Диттмар (Heini Dittmar) на ракетном самолете Messerschmitt Me 163A V-2 превысил магическое число 1000 на 3,67 км/ч и также на высоте 4000 метров достиг числа Маха 0,84. Рудольф Опитц (Rudolf Opitz) продолжил борьбу за скорость и 6 июля 1944 года на Me 163В V-18 он достиг 1130 км/ч. Двухмоторный реактивный истребитель Messerschmitt Me 262A – первый реактивный истреибтель, запущенный в серийное производство, – на высоте 6000 метров развивал максимальную скорость 870 км/ч. На фоне таких достижений характеристики истребителей союзников выглядели скромно.

Самым совершенным реактивным истребителем союзников времен Второй Мировой войны можно считать британский Gloster G-41 Meteor, разработка которого началась в 1940 году. 5 марта 1943 года первым поднялся в воздух пятый прототип DG206, оснащенный двигателями Halford H-1 (предшественники более поздних реактивных двигателей Goblin) с тягой по 6,67 кН каждый. Первые серийные истребители Meteor F1 (Gloster G-41 A) получили более мощные двигатели Rolls-Royce W-2B/23 Welland (с тягой по 7,6 кН) разработки конструктора Фрэнка Уиллта. В июле 1944 года машинами данного типа была оснащена 606-я эскадрилья Королевских ВВС. Максимальная скорость 656 км/ч не производила впечатления, но несмотря на это 4 августа 1944 года Meteor под управлением флаинг-офицера (старшего лейтенанта авиации) Динови (F/O Deanovi) «перевернул» и тем самым уничтожил первую немецкую крылатую ракету V-1. Борьба с «оружием возмездия» стала главной задачей «метеоров» и после того как интенсивность запусков была снижена, реактивные истребители были переправлены на материк, где эти машины действовали в составе различных эскадрилий 2-й тактической воздушной армии (2nd Tactical Air Force RAF). Это уже были более совершенные истребители Meteor III (G-41 С), оснащенные более мощными двигателями Rolls-Royce Derwent I с тягой по 8,924 кН; благодаря этим двигателям максимальная скорость «метеора» составляла 764 км/ч.

В июле 1945 года, когда стало очевидным дальнейшее развитие как планеров самолетов, так и их силовых установок, и Великобритания временно оказалась лидером в данной области, компании Gloster и Rolls-Royce объединили свои усилия в попытке установить новый абсолютный мировой рекорд скорости. Министерство авиации отреагировало на удивление быстро, особенно после того, как стало известно, что в США идут работы над опасным конкурентом. Для координации необходимых мер был создан Комитет по высокоскоростным полётам (High Speed Committee).

Уже во время испытаний истребителя Meteor III было обнаружено, что при числе Маха 0,75 ударные волны развивались на коротких и быстро сужающихся гондолах двигателей, вызывая вибрации консолей крыла. Испытания в аэродинамической трубе показали возможность решения проблемы путем увеличения длины моторных гондол. Уже в ноябре 1944 года Meteor I с серийным номером EE211 и с удлиненными передними частями гондол, а в марте 1945 года были удлинены задние части моторных гондол. Полеты на скорости M = 0,84 показали, что проблема вибрации была решена.

Когда моторостроители довели до работоспособного состояния новую версию двигателя Derwent с тягой 15,6 кН, то было решено попробовать использовать их для установления рекорда. Главный конструктор компании Gloster Уилфред Джордж Картер усовершенствовал два планера истребителей Meteor III до уровня готовившейся к производству версии Meteor IV. Планеры были несколько усилены и с них были удалены оборудование и другие возможные источники сопротивления. В компании эти машины получили обозначение G-41E, а в Королевских ВВС им были присвоены серийные номера EE454 и EE455.

Первый из G-41E был доверен групп-капитану (полковнику авиации) Хью Дж. Уилсону (Group Captain Hugh J. Wilson) – командиру расположенной в Крэнфилде школы летчиков-испытателей. Самолет EE454, получивший собственное имя Britannia, имел стандартный камуфляж Королевских ВВС, но краска была тщательно отполирована. Заводской пилот Эрик С. Гринвуд (Eric S.Greenwood) сел в кабину EE455, который был полностью выкрашен в желтый цвет и на его носу были изображены «Юнион Джек» и название компании. EE455 был обозначен как Meteor IV. За желтый цвет машину прозвали Yellow Peril (желтая опасность) и Forever Amber («Амбер навсегда» – название популярного фильма тех лет).

19 октября 1945 года во время испытаний сквадрон-лидер (майор авиации) Станбери разогнал EE455 до скорости 970 км/ч. Таким образом, это неофициальное достижение давало серьезные надежды на установление мирового рекорда скорости. Однако непогода над выбранным местом трассы – побережье у залива Херн (Herne), графство Кент, – задерживала полет. Во время тренировки Уилсон показа многообещающие данные: 967 и 980 км/ч, тогда как Гринвуд из-за плохой погоды смог показать лишь 845 км/ч.

Наконец, рекордный полет состоялся 7 ноября 1945 года, когда можно было использовать небольшое «окно» хорошей погоды. Уилсон на высоте 75 метров четыре раза пролетел над мерной трассой, во время которых максимальная и минимальная скорости составили 983 и 869 км/ч; средняя скорость EE454 составила 975,46 км/ч, и Великобритания стала обладателем абсолютного рекорда скорости. Гринвуд смог показать «всего лишь» 970,64 км/ч.

Со своей стороны, американские авиастроительные компании Lockheed и Republic готовы были дать ответ британцам и готовили самолеты, способные летать на скорости 1000 км/ч. В Королевских ВВС не хотели отдавать рекорд кому-либо, и в июле 1946 года на базе в Тангмере (RAF Tangmere) вновь было образовано звено высокоскоростных полетов (High Speed flight). Это подразделение возглавил групп-капитан (полковник авиации) Э. М. Дональдсон (Group Captain E. M. Donaldson).

На оснащение звена были переданы три серийных «метеора» и два специально подготовленных самолета Meteor IV (G-41F) с усовершенствованными двигателями Derwent 5 с тягой по 19,4 кН. Два специальных «метеора» получили серийные номера EE549 и EE550 и собственное имя Star Meteor. Эти машины имели очень гладкую обшивку; они были лишены оборудования и получили усиленное остекление фонаря кабины пилота (из-за боязни нагрева пластик был заменен на стекло).

9 июля 1946 года во время испытаний пилот Рональд Бомонт (Roland Beamont) смог достичь скорости 1017 км/ч, но во время этого полета он едва не погиб. Тем не менее, результаты полета были хорошими, и работы ускорились, особенно после того как из Соединенных Штатов стали приходить тревожные сообщения.

Погода вновь ухудшилась, т поэтому попытка рекордного полета была отложена до 7 сентября 1946 года. Рекордный полет вновь был проведен у побережья, но на этот раз у Литтлхемптона (Littlehampton), графство Западный Сассекс. Для участия в этом полете были выбраны групп-капитан (полковник авиации) Э. М. Дональдсон (EE549) и заводской пилот компании сквадрон-лидер (майор авиации) У. Э. Уотертон (Sqn. Ldr W. A. Waterton; EE550). Невилл Дюк был резервным пилотом.

В момент старта все было легко, но затем между пилотами началась борьба. При попутном ветре машина Дональдсона показала скорость 1003 км/ч, против ветра – 980 км/ч и поэтому средняя скорость дал новый рекорд – 990,79 км/ч. Это не была реализация мечты о «тысяче», но прогресс был налицо. Уотертон прошел над мерной линией пять раз, но его средняя скорость составила недостаточные 988 км/ч. В заключение статьи следует сказать, что рекордный «метеор» EE549 и по сей день хранится в Хендоне в музее Королевских ВВС.

схема рекордного самолета Meteor IV (G-41E, EE455); рисунок инженера З. Одехнала

схема рекордного самолета Meteor IV (G-41E, EE455); рисунок инженера З. Одехнала

рекордный самолет Meteor IV (G-41E, EE455) (фотографии из архива Вацлава Немечека и Мирослава Балоуса)

рекордный самолет Meteor IV (G-41E, EE455) (фотографии из архива Вацлава Немечека и Мирослава Балоуса)

рекордный самолет Meteor IV (G-41E, EE455) (фотографии из архива Вацлава Немечека и Мирослава Балоуса)

рекордный самолет Meteor IV (G-41E, EE455) (фотографии из архива Вацлава Немечека и Мирослава Балоуса)

рекордный самолет Meteor IV

рекордный самолет Meteor IV

схема расположения мерной трассы у Литтлхемптона

схема расположения мерной трассы у Литтлхемптона

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: EE454 ЕЕ549
Размеры:
размах крыла, м 13,11 13,11
длина, м 12,60 12,60
площадь крыла, м² 34,74 34,74
Вес:
взлетный, кг 6300 6385
Летные характеристики:
максимальная скорость, км/ч 983 * 1003,3

* максимальная скорость пролета над мерной базой

Примечание: приведенные в различных источниках рекордные значения по всей видимости получены путем пересчета из имперской системы мер в метрическую, и поэтому указанные в статье данные взятые из официальных отчетов ФАИ

источник: VÁCLAV NĚMEČEK «nejrychlejší letadla světa GLOSTER METEOR IV. VELKÁ BRITÁNIE 1945-46» «L+K» 2/93, стр.14-15/82-83

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account