Самые быстрые самолеты в мире. Часть 12 Гоночная и рекордная летающая лодка Savoia-Marchetti S-51, Италия 1922

19
Самые быстрые самолеты в мире. Часть 12 Гоночная и рекордная летающая лодка Savoia-Marchetti S-51, Италия 1922

Самые быстрые самолеты в мире. Часть 12 Гоночная и рекордная летающая лодка Savoia-Marchetti S-51, Италия 1922

Жак Шнейдер – сын знаменитого французского производителя вооружений – в 1908 году страстно увлекся авиацией и спустя три года получил летное свидетельство пилота самолета и воздушного шара, в течение некоторого времени удерживал национальный рекорд высоты подъема воздушного шара 9000 метров. Также Жак Шнейдер, будучи восторженным поклонником морской авиации, был разочарован медленным развитием гидросамолетов. Именно по этой причине в декабре 1912 года на балу, посвященном соревнованиям на кубок Гордона-Беннета, он заявил о щедром призе для победителей в ежегодных гонках гидросамолетов. Проведение состязаний было поручено ФАИ, и условия их проведения включали в себя не только летные характеристики, но и поведение самолета на воде – в числе отборочных испытаний был включен тест на мореходность.

Первый конкурс, состоявшийся в апреле 1913 года в Монако, продемонстрировал насколько гидросамолеты были еще несовершенны. В число участников соревнований в общей сложности было записано 16 гидросамолетов, но только семь из них смогли взлететь. В борьбе за кубок Шнейдера приняли участие только четыре машины – все французского происхождения и только один из них – оснащенный поплавками Deperdussin, пилотировал который Морис Прево – смог без проблем 28 раз пройти десятикилометровую трассу. Однако во время последнего круга поплавки его машины случайно приводнились на середине гоночной трассы, и он добрался до финиша «летным по-водному». Когда Морису Прево указали на это, то он поднял свою машину в воздух и прошел еще один круг. Поскольку учитывалось общее время, то средняя скорость гидросамолета составила 72,6 км/ч, хотя на самом деле поплавковый Deperdussin шел по трассе со скоростью 99 км/ч.

В апреле 1914 года в Монако вновь состоялись гонки, которые по сравнению с прошлогодними соревнованиями отличались большим количеством стран-участниц, большим числом претендентов на участие в гонках и лучшими качествами заявленных машин. Тем не менее, как и в прошлом году большое количество гидросамолетов не смогло принять участие в гонках. Французы были уверены в себе, но в состязаниях победу одержал британец Говард Пикстон на маленьком трехпоплавковом биплане Sopwith Tabloid, показав среднюю скорость 139,7 км/ч.

Третьи шнейдеровские гонка состоялись уже после Первой Мировой войны в Великобритании – на территории страны-победительницы прошлых гонок. Эти гонки, подготовкой к которым занимался британский аэроклуб, отличались плохой организацией и отвратительной погодой. В сентябре 1919 года в Борнмуте (Bournemouth) выступило большое количество британских машин, французы были менее многочисленны, и от Италии выступил единственный участник – сержант Гвидо Джаннелло (Guido Jannello) на летающей лодка-биплане Savoia S-13.

Туман, интенсивное движение в выходные и технические недостатки привели к тому, что только Джаннелло прошел десять 37,1-километровых кругов с двумя обязательными промежуточными посадками (вместо первоначальной рулежки). Поскольку Гвидо Джаннелло пропустил один поворот, он, несмотря на многочисленные протесты, также был дисквалифицирован. Тем не менее, Италия получила право организовать следующие гонки.

Нехватка средств привела к тому, что в сентябре 1920 года в Лидо, Венеция, в конках принимали участие только итальянцы, которые потребовали, чтобы машины летали с грузом 300 кг. Скорее всего по этой причине из трех самолетов до финиша смог добраться только один: Savoia S-12 лейтенанта Луиджи Болоньи со скромной скоростью 172,56 км/ч. Итальянцы были всерьез увлечены кубком Шнейдера, и к следующим гонкам, которые состоялись в августе 1921 года, они подошли со всем тщанием.

На этот раз обязательная нагрузка была уменьшена, но две обязательные промежуточные посадки остались. Трасса в Лидо также изменилась: теперь пилотам требовалось пройти 16 кругов длиной 24,5 километра. Среди участников соревнований были французы, но во время гонки лидировали итальянцы на летающих лодках компании Macchi. В гонках 1921 года повторился сценарий прошлогодних состязаний: участники один за одним постепенно сходили с дистанции, и всю трассу прошел лишь Джованни де Браганди, показавший на летающей лодке Macchi M-7 среднюю скорость 189,68 км/ч.

гоночная и рекордная летающая лодка Macchi M-7 итальянского пилота Джованни де Браганди

гоночная и рекордная летающая лодка Macchi M-7 итальянского пилота Джованни де Браганди

гоночная и рекордная летающая лодка Macchi M-7 итальянского пилота Джованни де Браганди

гоночная и рекордная летающая лодка Macchi M-7 итальянского пилота Джованни де Браганди

Лишь в 1922 году в ходе проводившихся в Неаполе очередных шнейдеровских гонок гидросамолеты, которые тринадцать раз прошли по 28,5-километровой трассе, смогли показать более высокие скорости. Не в последнюю очередь это было связано с тем, что итальянцы и британцы получили значительные субсидии от своих государств. В 1922 году в Неаполе итальянцы выступали на летающих лодках Savoia-Marchetti S-51.

Компания Savoia-Marchetti была образована в 1915 году как Societa Idrovolanti Alta Italia (SIAI), но была более известна под обозначением, связанным с семьей ее основателей – Савойя (Savoia). В 1922 году главным инженером и техническим директором компании стал известный пионер авиации Алессандро Маркетти. С этих пор компания стала называться Savoia-Marchetti или SIAI-Marchetti, при этом аббревиатура SIAI расшифровывалась как Societa Italiana Aeroplani Idrovolanti.

Алессандро Маркетти придал своему творению – гоночной летающей лодке-полутораплану S-51, которая первоначально задумывалась в качестве истребителя, – аэродинамически чистые формы. Гидросамолет имел цельнодеревянную конструкцию и был оснащен рядным восьмицилиндровым двигателем жидкостного охлаждения Hispano Suiza HS-8Fb, установленным под верхним крылом, развивавшим мощность 300 л.ч. (220 кВт) и вращавшим толкающий винт.

схема гоночной и рекордной летающей лодки Savoia-Marchetti S-51

схема гоночной и рекордной летающей лодки Savoia-Marchetti S-51

схема гоночной и рекордной летающей лодки Savoia-Marchetti S-51; рисунок инженера З. Одехнала

схема гоночной и рекордной летающей лодки Savoia-Marchetti S-51; рисунок инженера З. Одехнала

Когда в 1922 году в шнейдеровских гонках было запланировано участие Италии, летающая лодка S-51 получила модернизированное хвостовое оперение, все части которого получили увеличенную площадь. Машина получила номер гражданской регистрации I-BAIU и стартовый номер 8. Пилоту летающей лодки Алессандро Пассале (Alessandro Passale) не повезло: за день до гонок во время рулежечных испытаний неожиданно появившаяся большая волна перевернула его гидросамолет. Самолет был немедленно отремонтирован, но никто не заметил, что сломалась одна из лопастей винта.

гоночная и рекордная летающая лодка Savoia-Marchetti S-51

гоночная и рекордная летающая лодка Savoia-Marchetti S-51

гоночная и рекордная летающая лодка Savoia-Marchetti S-51

гоночная и рекордная летающая лодка Savoia-Marchetti S-51

гоночная и рекордная летающая лодка Savoia-Marchetti S-51

гоночная и рекордная летающая лодка Savoia-Marchetti S-51

Поскольку во время квалификационных испытаний все французские конкурсанты были отсеяны, то итальянцам противостоял только один иностранный участник – англичанин Генри К. Баярд (Henry C. Biard), управлявший летающей лодкой Supermarine Sea Lion II. Вскоре после старта отлетела часть лопасти винта, и Алессандро Пассале обнаружил, что двигатель начал вибрировать и уже был готов оторваться. Однако пилот продолжил отважно сражаться. Sea Lion II Баярда показал лучшую маневренность и, пройдя контрольные точки с минимальной потерей скорости, пришел первым со средней скоростью 234,52 км/ч. Пришедшая второй летающая лодка S-51 показала лишь чуть меньшую скорость 230,9 км/ч.

гоночная и рекордная летающая лодка Supermarine Sea Lion II

гоночная и рекордная летающая лодка Supermarine Sea Lion II

гоночная и рекордная летающая лодка Supermarine Sea Lion II

гоночная и рекордная летающая лодка Supermarine Sea Lion II

гоночная и рекордная летающая лодка Supermarine Sea Lion II

гоночная и рекордная летающая лодка Supermarine Sea Lion II

Однако итальянцы закончили гонки не с пустыми руками. В 1922 году ФАИ начала регистрацию абсолютных рекордов скорости гидросамолетов, и Алессандро Пассале стал первым пилотом, чье имя было внесено в эти списки: 28 декабря 1922 года на заводской испытательной базе Санта-Анна, расположенной на озере Лаго-Маджоре, Пассале на S-51 показал рекордную скорость 280,16 км/ч. В следующем году Алессандро Пассале показал еще большую скорость – 303 км/ч, которая официально не была зарегистрирована. Компания Savoia-Marchetti планировала принять участия в шнейдеровских гонках 1923 года, условием которого было получение двигателя мощностью 400/500 л.с. (295/368 кВт). Речь шла о покупке американских двигателей Curtiss S-12, но это все осталось планами. Кроме того, эра гоночных летающих лодок подходила к концу.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Savoia-Marchetti S-51

Назначение: гоночная и рекордная летающая лодка

Статус: единичное производство

Экипаж: 1 чел.

Силовая установка: один восьмицилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 8F (Type 42), развивавший мощность 300 л.с. и вращавший двухлопастный винт

Размеры:

размах крыльев 10 м
длина 8 м
высота 2,5 м
площадь крыльев 23 м²

Масса:

пустого 780 кг
взлетная 1080 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость 303 км/ч

источники:

текст – VÁCLAV NĚMEČEK «nejrychlejší letadla světa SAYOIA-MARCHETTI S-51 ITÁLIE 1922» «L+K» 12/92, стр.12-13/716-717
часть фотографий взята в сети интернет

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account