Ровно 380 лет назад, 17 декабря 1637 года в княжестве Симабара началось крупнейшее в японской истории восстание христиан, вызванное религиозными притеснениями и усилением налогового гнета. В восстании приняли участие исповедующие христианство крестьяне, ремесленники, торговцы и самураи-ронины не только из Симабары, но и из окрестных провинций. Общая численность повстанцев достигала 40 тысяч человек.
Восстание возглавил 16-летний самурай Амакуса Сиро, взявший при крещении христианское имя Иероним. Адепты провозгласили этого юношу новым мессией и были уверены, что он может ходить по воде, повелевать птицами и дышать огнем (возможно, европейские миссионеры научили его не только проповедовать Библию, но и курить).
27 декабря восставшие разгромили посланный местным правителем — даймё Тэрадзавой Хиротака трехтысячный карательный отряд, из которого уцелело всего 200 человек, а потом захватили прибрежную крепость Хара и подготовили ее к обороне. Хиротаке пришлось обратиться за помощью к верховному правителю Японии — сегуну Токугава Иэмицу. Токугава объявил мобилизацию и к февралю 1638 года у стен Хары собралась огромная 126-тысячная армия (хотя, некоторые историки считают эту цифру завышенной), которая взяла крепость в осаду.
Повстанцы упорно оборонялись, отразив несколько штурмов. Но их положение осложнялось недостатком продовольствия и боеприпасов. Вскоре в крепости начался голод. Провизию и порох приходилось добывать с боем у противника, совершая вылазки. Во время одной из таких вылазок восставшим удалось перебить около двух тысяч воинов из провинции Хидзэн вместе с их даймё.
Любопытно, что в осаде крепости приняли участие два вооруженных торговых корабля голландской Ост-Индской компании, которые к началу восстания оказались в порту Нагасаки. Сегун через своего представителя объявил их капитанам, что он разрешит им продолжить тороговую деятельность в своих владениях, если их корабли проведут обстрел Хары из пушек. И голландцы, ничтоже сумняшеся, согласились открыть огонь по единоверцам. Ничего личного, просто бизнес.
Неизвестно, как это восприняли повстанцы, но склонить их к капитуляции бомбардировкой с моря не удалось, хотя, одно из голландских ядер едва не убило «мессию» Иеронима, пролетев вплотную к нему и оторвав рукав его кимоно.
12 апреля 1638 года воины сегуна предприняли решительный штурм одновременно с нескольких направлений. Многократное численное превосходство над ослабленными голодом повстанцами обеспечило успех. Атакующим удалось овладеть внешней стеной крепости, а через три дня пали и внутренние стены. Ворвавшись вовнутрь, каратели, потерявшие в четырехдневном штурме до 10 тысяч бойцов и разъяренные такими потерями, устроили повальную резню. Все находившеся в крепости (по разным данным, от 23 до 30 тысяч человек), были перебиты, включая женщин и детей. Большинство из них просто зарубили, а командиров и священников распяли на крестах.
Голову Иеронима, убитого в рукопашной, отвезли в Нагасаки, надели на кол и выставили в назидание на главной площади города, где она стояла много лет, давно превратившись в череп. Так закончилась попытка европейцев христианизировать Японию и последняя гражданская война в этой стране вплоть до революции Мэйдзи 1868 года. Более чем на 200 лет в державе Ямато воцарилось спокойствие, религиозная гармония и самоизоляция.
Современное и старинное японское изображение самураев-христиан XVI-XVII веков. Справа — еще один старинный японский рисунок, на котором иезуит-гайдзин охмуряет самурая, обращая его в свою веру.
Портрет Амакусы Сиро в доспехах и шлеме с «бородатым» забралом, боевое знамя повстанцев Симабары (явно европейского происхождения) и памятник «мессии Иерониму», установленный в Нагасаки.
Статуи Будды, обезглавленные симабарскими повстанцами.
Все, что осталось от крепости Хара в наши дни.
Японцы проводят с христианами воспитательно-разъяснительную работу.
источник: https://vikond65.livejournal.com/698637.html
Любопытно, что в осаде
вообще-то в данном случае голландцы сочетали приятное с полезным. к этому времени они уже восьмой десяток лет воевали с католиками под девизом
и для них крещеные иезуитами японцы были в первую очередь католиками, т.е. такими же врагами, как испанцы
С конфессиональной принадлежностью там не всё так просто. Минимум три участника Симбарского восстания упоминаются в современных святцах Японской православной церкви Христовой Московского патриархата, как мученики за церковь и веру, хотя собственно миссия РПЦ там открылась только в 1870 году, кажись.»Роман, Михаил, и Симеон убиенные с братией их».
очень странно, уважаемый коллега, т.к. каким образом среди крещеных иезуитами оказались православные?
м.б. это были японцы, пострадавшие за православную веру в другое время (в 18 веке, например)?
Святцы по годам пишутся, т.е. время — несомненно. Но вы правы, для японского православия они оформились уже в 19 веке. Я почему и сам удивляюсь, т.к. православная миссия — официально, 1870, а первое православное посольство — 1861. Более того, нет никаких указаний в святцах, кем были эти мученики и «братия их».
Кста, вот эта «братия» — особенно интересно. Т.е. три конкретных, но ещё и группа товарищей.
За православных не скажу, в католической церкви в лике блаженных почитаются Петр Кибэ и 187 товарищей — мучеников времен сегуна Токугава 1603-39.Среди них три человека: Бальтазар, Антон и Игнатий Учибори, все казнены в Симабаре 21-го февраля 1627.
О! С католиками, как раз ясно, таки их паства там по-определению :). Но интересная петрушка получается: на трёх блаженных католиков православие отметило трёх своих :). Причём никто не сказал, что они не в ходят в число 187 товарищей Учибори и, наоборот, что Учибори не в ходят в число «братие их» для православных :). Экуменизм в действии, однако.
Полный список всех 188 — здесь. Я пытался найти тех, кто имел какое-то отношение к Симабаре. https://pl.wikipedia.org/wiki/Piotr_Kibe_Kasui_i_187_towarzyszy_m%C4%99czennik%C3%B3w
Лично от меня — сугубое спасибо. Попробуем поискать сходства. Вероятность мала, но мало ли. Они, в массе, гарантированно не православные, но если есть где пересечение — над этим можно подумать.
Одно слово иезуиты.
Одно слово иезуиты.
++++++++++
++++++++++
«В воссстании приняли
"В воссстании приняли участие…"
Одна "с" лишняя.
спасибо большое за замечание,
спасибо большое за замечание, уважаемый коллега. исправил
!!! Эвон как!