Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть X

11

Другие части цикла

Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть X

Статья Михаила Быкова с сайта WARSPOT.

Данная статья продолжает цикл публикаций, рассказывающих о том, какими были самолеты СССР Второй мировой войны. Цикл призван систематизировать информацию о материальной части советских истребительных авиаполков периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

38-й истребительный авиационный полк был сформирован в марте 1938 года в Ленинградском военном округе на основе 12-й отдельной истребительной авиаэскадрильи ВВС ЛВО на самолетах И-16. В июне 1938 г. часть была переименована в 44-й истребительный авиационный полк. 44-й ИАП принимал участие в советско-финской войне 1939–40 гг. В боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны полк участвовал с 22 июня 1941 г. до момента исключения частей ПВО Ленинграда из состава действующей армии в середине октября 1944 г.

7 марта 1942 г. за образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР 44-й ИАП был преобразован в 11-й Гвардейский истребительный авиационный полк.

Всего за период участия в боях ВОВ летным составом полка, по официальным данным, было выполнено 8477 боевых вылетов, в 296 воздушных боях сбиты 161 самолет противника и 4 аэростата наблюдения. Свои безвозвратные боевые потери составили 90 самолетов и 52 летчика.

Истребители ЛаГГ-3 из состава 44-го ИАП на аэродроме, осень 1941 г. (K. Geust & G. Petrov, «Red Stars In The Sky»)

Истребители ЛаГГ-3 из состава 44-го ИАП на аэродроме, осень 1941 г. (K. Geust & G. Petrov, «Red Stars In The Sky»)

Реконструкция внешнего вида ЛаГГ-3 с предыдущего снимка (рисунок автора)

Реконструкция внешнего вида ЛаГГ-3 с предыдущего снимка (рисунок автора)

В период участия в Великой Отечественной войне полк имел на вооружении и эксплуатировал в боях следующие типы самолетов-истребителей:

И-16 и И-153. На момент начала боевой работы в ВОВ полк имел в боевом составе 54 исправных истребителя Поликарпова обоих типов в четырех эскадрильях – 1-я, 2-я и 3-я АЭ летали на И-16, а 4-я АЭ – на И-153, при этом бипланы достаточно быстро были выведены из состава: в конце июля 1941 г. полк был переведен на трехэскадрильный штат, и все И-153 были переданы в другие части ВВС Ленинградского фронта. «Ишаки» оставались в полку до первых чисел сентября 1941 г., постепенно сокращаясь в численности из-за потерь.

Истребители ЛаГГ-3 из состава 44-го ИАП на аэродроме, осень 1941 г. Характерная деталь – сдвижная часть фонаря пилотской кабины на всех машинах демонтирована. Также отсутствуют нижние щитки шасси, которые быстро забивались грязью при эксплуатации с раскисших осенью грунтовых аэродромов (K. Geust & G. Petrov, «Red Stars In The Sky»)

Истребители ЛаГГ-3 из состава 44-го ИАП на аэродроме, осень 1941 г. Характерная деталь – сдвижная часть фонаря пилотской кабины на всех машинах демонтирована. Также отсутствуют нижние щитки шасси, которые быстро забивались грязью при эксплуатации с раскисших осенью грунтовых аэродромов (K. Geust & G. Petrov, «Red Stars In The Sky»)

МиГ-3. Истребители Микояна и Гуревича поступили в 44-й ИАП в начале июля 1941 г., составив поначалу около половины численности самолетного парка полка. Однако в ходе дальнейшей интенсивной эксплуатации потери МиГ-3 практически не восполнялись, и они постепенно вытеснялись из боевого состава полка самолетами других типов. Так же как и И-16, «МиГи» оставались на вооружении части до сентября 1941 г.

Самолеты ЛаГГ-3 из состава 44-го ИАП, зима 1941–42 гг. (K. Geust & G. Petrov, «Red Stars In The Sky»)

Самолеты ЛаГГ-3 из состава 44-го ИАП, зима 1941–42 гг. (K. Geust & G. Petrov, «Red Stars In The Sky»)

ЛаГГ-3. Впервые некоторое количество истребителей данного типа появилось в 44-м ИАП в августе 1941 г. Далее на протяжении месяца (или чуть дольше) ЛаГГ-3 эксплуатировались одновременно с МиГ-3 и И-16, постепенно заменяя эти типы в боевом составе полка. Полностью полк перешел на истребители Лавочкина, Горбунова и Гудкова в сентябре 1941 г. ЛаГГ-3 находились на вооружении 11-го Гв.ИАП до начала марта 1943 г.

Истребители ЛаГГ-3 из состава 11-го Гв.ИАП на аэродроме, зима 1942–43 гг. (K. Geust & G. Petrov, «Red Stars In The Sky»)

Истребители ЛаГГ-3 из состава 11-го Гв.ИАП на аэродроме, зима 1942–43 гг. (K. Geust & G. Petrov, «Red Stars In The Sky»)

Реконструкция внешнего вида ЛаГГ-3 с предыдущего снимка (рисунок автора)

Реконструкция внешнего вида ЛаГГ-3 с предыдущего снимка (рисунок автора)

Ла-5. К освоению новых истребителей Лавочкина личный состав 11-го Гв.ИАП приступил в декабре 1942 г., при этом часть наземного персонала была отправлена во 2-й ЗИАП Московского Военного округа (ст. Сейма Горьковской обл.), а летный состав полка осваивал Ла-5, одновременно не прерывая ведения боевой работы на ЛаГГ-3. К боевому использованию новой матчасти полк приступил в 20-х числах марта 1943 г. и действовал на различных вариантах этого типа (Ла-5, Ла-5Ф, Ла-5ФН) до окончания пребывания 11-го Гв.ИАП в составе действующей армии в середине октября 1944 г.

Наземный персонал 11-го Гв.ИАП осваивает матчасть Ла-5 на аэродроме 2-го ЗИАП МВО, январь 1943 г. (http://www.airforce.ru)

Наземный персонал 11-го Гв.ИАП осваивает матчасть Ла-5 на аэродроме 2-го ЗИАП МВО, январь 1943 г. (http://www.airforce.ru)

источник: https://warspot.ru/1417-samolety-sovetskih-istrebitelnyh-aviapolkov-chast-x

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account