Статья Михаила Быкова с сайта WARSPOT.
Данная статья продолжает цикл публикаций, призванный систематизировать информацию о материальной части советских истребительных авиаполков периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
72-й смешанный авиационный полк был сформирован в декабре 1939 года на Северном флоте (аэродром Ваенга), на базе двух истребительных и одной бомбардировочной эскадрилий (4-я ОИАЭ 70-й авиабригады, 2-я ИАЭ 15-го ИАП и 5-я СБАЭ 147-й авиабригады). В боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны полк участвовал с 22 июня 1941 года до ее окончания в мае 1945-го с перерывами на доукомплектование, перевооружение и отдых.
18 января 1942 года за мужество и героизм, проявленные личным составом в боях с немецкими захватчиками, приказом НК ВМФ СССР 72-й САП был преобразован во 2-й Гвардейский смешанный авиационный полк ВВС ВМФ, а 14 октября 1942 г. полк преобразован во 2-й Гвардейский истребительный авиационный полк ВВС ВМФ. Всего за период участия в боях ВОВ летным составом полка, по официальным данным, выполнено более 10 000 боевых вылетов, в воздушных боях сбит 361 самолет противника. Свои безвозвратные потери составили 109 самолетов и 67 летчиков.
В период участия в Великой Отечественной войне полк имел на вооружении и эксплуатировал в боях следующие типы самолетов-истребителей:
И-15бис и И-153. Бипланы Поликарпова составляли большинство истребительной матчасти полка на момент начала войны. В ходе боевых действий их число неуклонно сокращалось из-за потерь в боях, аварий и отсутствия пополнений. Самолеты И-15бис и И-153 находились на вооружении части до 20 марта 1942 г., после чего были переданы на формирование нового 27-го ИАП ВВС СФ. Потери полка по всем причинам составили 15 И-153 и 7 И-15бис.
И-16. На начало войны 72-й САП имел в боевом составе всего три самолета данного типа, входивших в 4-ю (учебную) эскадрилью. В ходе боевых действий полк неоднократно пополнялся партиями И-16 различных модификаций, которые эксплуатировались, аналогично И-15бис и И-153, до 20 марта 1942 г., после чего эскадрилья И-16 была передана в состав 78-го ИАП ВВС СФ. Всего в 72-м САП в боях и летных происшествиях было потеряно 11 И-16.
МиГ-3. Десять истребителей этого типа были приняты 72-м САП 17 июля 1941 г. из ВВС Черноморского флота вместе с экипажами. Больше «МиГами» полк не пополнялся, продолжая сохранять этот тип на вооружении до марта 1943 г., когда последние три МиГ-3 (все в неисправном состоянии) были переданы в состав 12-й ОИАЭ ВВС Балтийского флота. 7 МиГ-3 было потеряно в боях и летных происшествиях.
«Харрикейн» (Hawker Hurricane британского производства). История пребывания английских истребителей на вооружении полка довольно запутана. В сентябре – начале октября 1941 года 72-й САП получил около 90 «Харрикейнов» от убывающего с фронта 151-го авиационного истребительного крыла Королевских ВВС Великобритании, воевавшего в советском Заполярье. Однако уже 14 октября все самолеты вместе с летчиками были переданы во вновь сформированный 78-й ИАП ВВС СФ, а в полку остались только машины устаревших типов – И-16, И-153 и И-15бис. После присвоения части Гвардейского звания весь летный состав с самолетами «Харрикейн» был принят обратно, а истребители старых типов сданы в другие полки (см. выше). Сохранялись английские самолеты на вооружении до 1 июня 1943 г., после чего все оставшиеся машины этого типа были переданы в 78-й ИАП. Потери по всем причинам составили 20 «Харрикейнов».
«Киттихаук» (Curtiss P-40 Warhawk/Kittyhawk производства США). Истребителями данного типа 2-й Гв.САП пополнялся партиями по несколько машин постепенно, с апреля по июнь 1942 г. (всего за этот период получено 24 самолета). Эксплуатировались «Киттихауки» в полку до 1 июня 1943 г., после чего все уцелевшие машины были сданы в ремонтные органы ВВС СФ. Потери истребителей этого типа составили 13 самолетов.
«Аэрокобра» (Bell P-39 Airacobra производства США). Первые 12 «Аэрокобр» были получены полком в октябре 1942 года. До 1 июня 1943 г. истребители этого типа эксплуатировались полком вместе с «Киттихауками» и «Харрикейнами», а затем сданы в 255-й ИАП ВВС СФ. Личный состав до февраля 1944 г. находился на отдыхе и доукомплектовании (на аэродроме Ягодник под Архангельском), после чего полк был полностью укомплектован «Аэрокобрами» новых модификаций, которые эксплуатировал до окончания боевых действий в Заполярье в ноябре 1944 г. Всего за период боевого применения по всем причинам было потеряно 36 «Аэрокобр».
источник: https://warspot.ru/306-samolety-sovetskih-istrebitelnyh-aviapolkov-chast-iii