Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть II

17

Первая часть цикла

Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть II

Статья Михаила Быкова с сайта WARSPOT.

23-й истребительный авиационный полк был сформирован в мае 1939 года в Киевском военном округе на основе 36-й, 65-й и 134-й отдельных истребительных авиаэскадрилий ВВС КВО. Полк принимал участие в освобождении Западной Украины и в советско-финской войне 1939–40 гг. В боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны 23-й ИАП участвовал с 22 июня 1941 года (15.09.1941 переименован в 526-й ИАП) до окончания войны (с перерывами на доукомплектование и перевооружение).

6 декабря 1941 года за образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР 526-й ИАП был преобразован во 2-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Всего за период участия в боях ВОВ летным составом полка, по официальным данным, было выполнено 7739 боевых вылетов, в воздушных боях сбито 303 самолета противника. Свои безвозвратные потери составили 180 самолетов и 81 летчика.

В период участия в Великой Отечественной войне полк имел на вооружении и эксплуатировал в боях следующие типы самолетов-истребителей:

МиГ-3, И-16 и И-153. На этих самолетах, находясь в стадии переучивания и перевооружения и имея двойной комплект материальной части, 23-й ИАП вступил в боевые действия 22 июня 1941 г. Провоевав до середины июля, полк передал всю уцелевшую технику и летчиков в 28-й ИАП, после чего убыл в тыл на доукомплектование. Безвозвратные потери И-16 и И-153 по всем причинам составили 7 и 8 машин соответственно. В сентябре 1941 г. в 6-м запасном истребительном авиаполку Приволжского военного округа (г. Рассказово Тамбовской обл.) полк был полностью перевооружен на истребители МиГ-3, на которых приступил к боевой работе в начале октября на Северо-Западном фронте. МиГи находились на вооружении части до начала марта 1942 г., постепенно сокращаясь в численности из-за потерь и отсутствия пополнений. Всего за время эксплуатации по всем причинам было потеряно 45 машин данного типа.

МиГ-3, предположительно из состава 23-го ИАП, оставленный на одном из аэродромов при отступлении и захваченный противником летом 1941 г. (рисунок автора)

МиГ-3, предположительно из состава 23-го ИАП, оставленный на одном из аэродромов при отступлении и захваченный противником летом 1941 г. (рисунок автора)

ЛаГГ-3. Впервые истребителями данного типа 2-й Гв.ИАП был пополнен в январе 1942 г. при переходе с двухэскадрильного штата на трехэскадрильный. ЛаГГи поступили на вооружение третьей эскадрильи и на протяжении трех месяцев эксплуатировались одновременно с МиГ-3, постепенно заменяя последние в боевом составе полка. Полностью 2-й Гв.ИАП перешел на ЛаГГ-3 в начале марта 1942 г. и эксплуатировал их до начала августа того же года. За весь период эксплуатации в боях и летных происшествиях было потеряно 19 ЛаГГ-3.

Ла-5. В период с августа по октябрь 1942 г. во 2-м ЗАП Московского военного округа (ст. Сейма Горьковской обл.) летный состав 2-го Гв.ИАП освоил истребители Ла-5. К боевой работе на новой матчасти полк приступил в октябре 1942 г. на Калининском фронте и действовал на различных вариантах этого типа (Ла-5, Ла-5Ф, Ла-5ФН) до января 1945 г. Безвозвратные потери истребителей Лавочкина всех модификаций за весь период эксплуатации во 2-м Гв.ИАП составили 83 самолета.

Ла-5ФН из состава 2-го Гв.ИАП, построенный на средства трудящихся Монголии, 1944 г. (рисунок автора)

Ла-5ФН из состава 2-го Гв.ИАП, построенный на средства трудящихся Монголии, 1944 г. (рисунок автора)

Ла-7. Новейшие и наиболее совершенные на тот момент отечественные истребители полк получил и освоил в январе 1945 г. и участвовал на них в боевых действиях на завершающем этапе войны. Потери Ла-7 в боях и летных происшествиях составили 17 машин.

Ла-7 из состава 2-го Гв.ИАП, весна 1945 г. Диагональная белая полоса на вертикальном оперении – элемент быстрой идентификации самолетов полка в составе 2-го ИАК. Цвета носовых панелей и кока винта, предположительно, различались в зависимости от принадлежности самолета к той или иной эскадрилье полка (рисунок автора)

Ла-7 из состава 2-го Гв.ИАП, весна 1945 г. Диагональная белая полоса на вертикальном оперении – элемент быстрой идентификации самолетов полка в составе 2-го ИАК. Цвета носовых панелей и кока винта, предположительно, различались в зависимости от принадлежности самолета к той или иной эскадрилье полка (рисунок автора)

источник: https://warspot.ru/204-samolety-sovetskih-istrebitelnyh-aviapolkov-chast-ii

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account