Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть I

13

Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть I

Статья Михаила Быкова с сайта WARSPOT.

29-й Краснознаменный истребительный авиационный полк был сформирован в период с декабря 1938 по апрель 1939 гг. во 2-й Особой Краснознаменной армии на аэродроме Поздеевка Амурской области. Основой для формирования части послужила 1-я Краснознаменная истребительная авиаэскадрилья. Полк принимал участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны с июля 1941 года до ее окончания с перерывами на доукомплектование и перевооружение.

06.12.1941 за образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм в оборонительных сражениях под Москвой приказом НКО СССР 29-й ИАП был преобразован в 1-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Всего за период участия в военных действиях летным составом полка, по официальным данным, выполнен 11641 боевой вылет, в воздушных боях сбито 347 самолетов противника. Свои безвозвратные потери составили 135 самолетов и 61 летчик.

В период участия в Великой Отечественной войне полк имел на вооружении и эксплуатировал в боях следующие типы самолетов-истребителей:

И-16 и И-153. На этих самолетах 29-й ИАП прибыл на запад с Дальнего Востока и вступил в войну в июле 1941 г. Безвозвратные потери полка по всем причинам составили 20 И-16 и два И-153.

«Харрикейн» (Hawker Hurricane британского производства). На английские истребители, поставлявшиеся в СССР по ленд-лизу, летный состав 1-го Гв.ИАП переучился в декабре 1941 – январе 1942 гг. в 17-м запасном авиаполку Уральского военного округа (г. Молотов). Полк воевал на «Харрикейнах», оснащенных советским вооружением (две 20-мм пушки ШВАК и два 12,7-мм пулемета БК), с марта по май 1942 г., потеряв в боях и летных происшествиях 9 машин.

«Харрикейн» из состава 1-го Гв.ИАП, Калининский фронт, весна 1942 г. (рисунок автора)

«Харрикейн» из состава 1-го Гв.ИАП, Калининский фронт, весна 1942 г. (рисунок автора)

МиГ-3. Четыре самолета этого типа 1-й Гв.ИАП получил в марте 1942 года от 10-го ИАП, убывающего с фронта на доукомплектование. «МиГи» некоторое время эксплуатировались параллельно с «Харрикейнами», одна машина при этом была потеряна, остальные позднее были сданы в ремонтные органы.

Як-1. Истребители Яковлева полк получил и освоил в июне 1942 года, не покидая действующую армию. Эти самолеты эксплуатировались в боевой обстановке до середины сентября того же года.

Як-1 из состава 1-го Гв.ИАП в период боев под Ржевом в августе 1942 г. Горизонтальная белая полоса на вертикальном оперении, вероятно, элемент быстрой идентификации самолетов полка (рисунок автора)

Як-1 из состава 1-го Гв.ИАП в период боев под Ржевом в августе 1942 г. Горизонтальная белая полоса на вертикальном оперении, вероятно, элемент быстрой идентификации самолетов полка (рисунок автора)

Як-7. В ноябре 1942 г. на аэродроме авиазавода № 301 (г. Химки Московской области) 1-й Гв.ИАП получил и облетал истребители Як-7Б, а в конце месяца приступил к боевой работе на этом типе самолета, которую вел до августа 1943 года. Безвозвратные потери по всем причинам составили 25 машин.

Як-7Б из состава 1-го Гв.ИАП, потерянный во время проведения операции «Искра» (прорыв блокады Ленинграда), Волховский фронт, январь 1943 г. Белый кок воздушного винта – элемент быстрой идентификации всех самолетов советских ВВС на Северо-Западном ТВД (13 ВА, 14 ВА, ВВС Балтийского Флота) (рисунок автора)

Як-7Б из состава 1-го Гв.ИАП, потерянный во время проведения операции «Искра» (прорыв блокады Ленинграда), Волховский фронт, январь 1943 г. Белый кок воздушного винта – элемент быстрой идентификации всех самолетов советских ВВС на Северо-Западном ТВД (13 ВА, 14 ВА, ВВС Балтийского Флота) (рисунок автора)

Як-1. Вновь истребителями Яковлева первой модели часть была пополнена в мае 1943 года и некоторое время (до августа 1943-го) эксплуатировала их одновременно с Як-7Б, после чего в сентябре была полностью перевооружена на модификацию Як-1Б – облегченную версию с каплевидным фонарем пилотской кабины. Эти машины эксплуатировались до сентября 1944 года. Безвозвратные потери Як-1 всех модификаций составили (включая первый период боевой работы на этом типе в 1942 г.) 64 самолета.

Як-9. Одна эскадрилья полка в марте 1944 года была перевооружена на истребители Як-9Д. Подразделение выполняло, в основном, разведывательные вылеты. До сентября 1944 г. было потеряно два самолета.

Як-3 из состава 1-го Гв.ИАП. Снимок сделан в 1945 г. вскоре после окончания боевых действий, на крыле летчики Алексей Сусов и Петр Рыжкин (http://waralbum.ru)

Як-3 из состава 1-го Гв.ИАП. Снимок сделан в 1945 г. вскоре после окончания боевых действий, на крыле летчики Алексей Сусов и Петр Рыжкин (http://waralbum.ru)

Як-3. На этот тип истребителя 1-й Гв.ИАП перевооружился осенью 1944 года, находясь в Резерве СВГК. К боевой работе приступил в ноябре того же года и эксплуатировал Як-3 до окончания войны, потеряв за этот период по всем причинам 12 машин этого типа.

источник: https://warspot.ru/66-samolety-sovetskih-istrebitelnyh-aviapolkov-chast-i

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account