Самолет для выполнения специальных атак Kokusai Ta-Go. Япония

1

В 1943 году союзники начали реализовывать стратегию “от острова к острову”, и в 1944 году японцы увидели, что их островные форпосты, базы и опорные пункты были разрушены и потеряны для них навсегда. В 1945 году японцы потеряли свои владения в Бирме, Борнео, потеряли Иводзиму и Окинаву. У военных аналитиков японского генштаба не было никаких сомнений в том, что союзники продолжат свое наступление и высадят свои наземные войска на островах метрополии (союзники действительно планировали высадки на Японские острова — операция “Downfall”). Для защиты от возможного вторжения японцы запустили в ход план оборонительных мероприятия по противодействию возможному вторжению — операция “Решимость” (決号作戦), основным компонентом которой должно было стать использование подразделений специальных атак, ориентированных на военно-морские силы союзников, в частности на десантные корабли, войсковые транспорты и суда обеспечения. Отражать возможное вторжение союзников планировалось на земле, в небесах и на море.

Сверхмалые подводные лодки, такие как Kairyu, Koryu и крайне сырые U-Kanamono, человекоуправляемые торпеды Kaiten, небольшие нагруженные взрывчаткой катера Императорских армии (Maru-Ni) и флота (Shinyo) и даже боевые пловцы (Fukuryu) были подготовлены к финальной битве. Чтобы противостоять союзникам в Японии были изготовлены ее самые лучшие танки — Type 3 Chi-Nu и Type 4 Chi-To. Авиация также должна была сыграть важную роль в обороне Японии. Было подсчитано, что 10000 самолетов всех типов будут противодействовать флоту вторжения союзников. Считалось, что тактика массированных волн приведет к огромным потерям самолетом, которые японская промышленность 1945 года будет не в состоянии возместить, если, конечно, не предпринять заранее шаги для исправления подобной ситуации. Одним из таких средств был самолет для выполнения специальных атак Kokusai Ta-Go.  

К 1945 году японская промышленность находилась под постоянными ударами соединения ВВС США. В дополнение к стиравшимся с лица земли военным заводам Япония оказалась лишенной доступа к военным материалам, необходимым для поддержания военного производства. Было подсчитано, что даже при строгом контроле к декабрю 1945 года поставки алюминия, являвшийся ключевым материалом в авиационном производстве, были бы прекращены. Следовательно, основным материалом в производстве самолетов — вне зависимости от типа машин — должно было стать дерево. Примерами замены дюралюминия на дерево служили Tachikawa Ki-106 (деревянная версия истребителя Nakajima Ki-84 Hayate) и Kugisho D3Y Myojo (изготовленная из дерева версия Aichi D3A Val). С потерей тяжелого промышленного оборудования все большую роль в производсте узлов и компонентов самолетов играли небольшие мастерские. Часто рабочая сила была не столь опытной, как на крупных предприятиях, однако с деревом работать было проще. В отличие от металлических производство деревянных компонентов не требовало сложных инструментов и оснастки.

Офицер отделения авиационного вооружения Императорской армии капитан Йосиюка Мацуяма (Yoshiyuka Mizuyama) был человеком, стоявшим за Ta-Go (Ta — сокращенно от 竹槍 [take-yari — бабуковое копье]). Его желанием было спроектировать и построить конструктивно простой самолет, на производство которого было бы необходимо минимальное количество дефицинтых в военное время материалов. Таким образом, Ta-Go мог быстро заполнить нишу самолетов, предназначенных для выполнения специальных штурмовых атак, а его простота в производстве позволяла бы в короткие сроки возмещать потери. Капитан Мацуяма надеялся, что Ta-Go мог быть применен для защиты приморских городов Осака и Кобе. В рамках усилий по реализации Ta-Go Мацуяма со своей концепцией обратился к авиастроительной компании Tachikawa Hikoki K.K.. Несмотря на то, что Йосиюка Мацуяма был офицером Императорской армии, в компании Tachikawa отказались помогать ему, поскольку проект Мацуямы не имел специального разрешения и не был одобрен техническим отделом штаба Императорской армии.

Нисколько не смутившись, Мицуяма нашел в городе Тачикава небольшой склад, в котором он и несколько его коллег приступили к проектированию и постройке первого прототипа Ta-Go. При постройке фюзеляжа и других компонентов были использованы токарные станки для работ по дереву. Обшивка самолета была в основном фанерной, полотно использовалось в поверхностях управления. Кабина пилота имела самый минимальный набор оборудования. Фонарь кабины состоял из простого акрилового козырька. Шасси было неубирающимся.

В качестве силовой установки был выбран 450-сильный девятицилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения Hitachi Ha-13 Ko, капот для него должен был изготавливаться из обычной листовой стали. Вооружением должна была стать 500-кг бомба. В феврале 1945 года прототип Ta-Go был почти готов, когда Тачикава подвергся бомбовому налету. Во время атаки склад был сожжен дотла, а находившийся внутри самолет был полностью уничтожен.  

Несмотря на неудачу, Мицуяма не стал отчаиваться и планировал передать производство Ta-Go компании Nippon Kokusai Kogyo K.K. (Kokusai). В конечном итоге проект  был принят и частично это было связано с опытом производство компанией легких самолетов, таких как Ki-76 и Ki-86 Ko (кодовое обозначение союзников Stella и Cypress) и цельнодеревянный прототип Ki-86 Otsu. Кроме того, компания Kokusai была не столь загружена военными заказами Императорских авмии и флота и смогла выделить некоторые мощности на разработку Ta-Go. Также следует сказать, что несмотря на то, что компания Kokusai приняла участие в проекте Ta-Go, он оставался неофициальным и, как следствие, не имел обозначения Ki.     

Конструкция Ta-Go, предложенная Мицуямой компании Kokusai, отличалась от конструкции, разрабатывавшейся с учетом возможностей компании Tachikawa. Новая версия была значительно уплотнена и уменьшена. Одновременно уменьшалось количество узлов, необходимых для сборки самолета, и, как следствие, — количество человеко-часов, затрачиваемых на его производство. Уменьшение сборочных единиц означало меньшее использование конструкционных материалов. С изменением размеров двигатель Ha-13  стал слошком большим для планера и в качестве замены был выбран 110-сильный рядный двигатель Hitachi [Ha-47] 11. Двигатели этого типа устанавливались на цельнодеревянный двухместный тренеровочный самолет Tokyo Koku Ki-107, который должен был заменить в эксплуатации Ki-86.

Самолет для выполнения специальных атак Kokusai Ta-Go. Япония

схемы Kokusai Ta-Go

Помимо уменьшения размеров были предприняты меры для еще большего упрощения Ta-Go. Так пилот сидел в открытой кабине с небольшим акриловым козырьком, из приборов пилотской кабины осталось только самое необходимое: указатель скорости, высотомер, компас и основные датчики, связанные с работой двигателя: указатели уровня топлива и масла.  

Фюзеляж имел прямоугольное поперечное сечение и плоские поверхности. Данное решение было, безусловно, невыгодным с точки зрения аэродинамики, но зато резко упрощало конструкцию. Силовой набор большей части фюзеляжа был деревянным, обшивка — фанерной. Консоли крыла устанавливались в нижней части фюзеляжа и имели обрубленные законцовки крыла. Для хранения самолетов в пещерах, а также для организации производства Ta-Go на организуемых в пещерах небольших производственных линиях консоли крыла были сделаны складывающимися вверх. Хвостовое оперение (как вертикальное, так и горизонтальное) были прямоугольной формы.

Самолет для выполнения специальных атак Kokusai Ta-Go. Япония

Kokusai Ta-Go со сложенным крылом

Шасси было неубирающимся. Основные стойки изготавливалось из стальных труб, оснащались резиновыми колесами и крепились при помощи пары подкосов. Для небольшого уменьшения лобового сопротивления трубы, из которых были изготовлены основные стойки, оснащались алюминиевыми обтекателями. В качестве амортизации служили шины основных стоек и хвостовой костыль, который также изготавливался из стальных труб и был частично обрезинен.

Двигатель Hitachi [Ha-47] 11 крепился к фюзеояжу металлической моторамой, покрывался угловатым фанерным капотом и вращал деревянный двухлопастный винт фиксированного шага. Топливный бак был расположен на верхней части двигателя и подавал бензин в мотор самотеком. Между топливным баком и козырьком кабины заподлицо в фюзеляже устанавливался простой маслорадиатор. Учитывая, что перепроектированный вариант Ta-Go имел гораздо меньшие размеры и оснащался менее мощным двигателем, он не мог больше нести 500-кг бомбу. Теперь вооружением самолета  стала одна 100-кг бомба; одна подвешивалась к нижней части фюзеляжа и не могла быть сброшена пилотом.  

К середине июня 1945 года капитан Мицуяма совместно со своими единомышленниками и работниками компании Kokusai завершил постройку прототипа Ta-Go. Первый полет под управлением летчика-испытателя компании был совершен 25 июня. Пилот сразу же сообщил о проблеме с управляемостью машины. После дополнительных испытательных полетов в конструкцию самолета были внесены некоторые изменения. Параллельно сотрудниками компании Kokusai был создан полный комплект рабочих чертежей версии  для серийного производства.

Самолет для выполнения специальных атак Kokusai Ta-Go. Япония

Kokusai Ta-Go, вид сбоку

Однако с прекращением в августе 1945 года военных действий Kokusai Ta-Go в серийное производство запущен не был. Окончание войны также поставило крест на разработанных компанией Kokusai вариантах Ta-Go: Gi-Go и Tsu-Go. Оба проекта до сих пор окутаны тайной, поскольку никакой информации о них к настоящему моменту нет.

По иронии судьбы компания Tachikawa могла вернуться к проекту Ta-Go, когда министерство боеприпасов уполномочило заняться разработкой первоначального проекта Мицуямы после завершения изготовления прототипа Kokusai Ta-Go. Окончание войны застало прототип Tachikawa Ta-Go незавершенным.

Самолет для выполнения специальных атак Kokusai Ta-Go. Япония

вариант окраски прототипа Kokusai Ta-Go. На киле белой краской был нанесен стилизованный иероглиф “竹”

В качестве примечания следует сказать, что после принятия Ta-Go техническим отделом штаба Императорской армии ему был присвоен индекс Ki-128, однако до сих пор неизвестно присвоен он был Kokusai Ta-Go, Tachikawa Ta-Go или им обоим.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Современники: Messerschmitt P.1104 Sprengstofftrager (Германия)

Тип: самолет для выполнения специальных атак

Экипаж: 1 человек

Силовая установка: четырехцилиндровый рядный двигатель воздушного охлаждения Hitachi [Ha-47] 11 мощностью 110 л.с., вращавший деревянный двухлопастный винт диаметром 2,16 м   

Размеры:

размах крыла 8,90 м
длина 7,40 м
высота 3,87 м
площадь крыла 5.10 м²
удельная нагрузка на крыло 34,66 кг/м²

Вес:

пустого 345,5 кг
с полной нагрузкой 585,5 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость 195 км/ч
крейсерская скорость 179 км/ч
дальность полета 150 км
практический потолок 4600 м

Вооружение: 100-кг бомба

Развитие: нет. В общей сложности было построено три прототипа Ta-Go: уничтоженный огнем до полетов первый прототип самолета Мицуямы; построенный и облетанный прототип Kokusai Ta-Go; незавершенный прототип Tachikawa Ta-Go    

источник: Edwin M Dyer "Japanese Secret Projects: Experimental Aircraft of the IJA and IJN 1939-1945"

Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account