Самолет “90”. Турбовинтовой Ту-16. Проект. 1954г.
Предcтавляю очередной малоизвестный проект ОКБ А.Н. Туполева.
Дальний бомбардировщик Туполева Ту-16 вероятно один из самых удачных и долгоживущих реактивных бомбардировщиков XX века. . Самолет прожил долгую и яркую жизнь, было произведено 1507 самолетов. До 1982 г. существовало 46 модификаций Ту-16, к 1990 г. — более 50. Его создатели в конце сороковых — начале пятидесятых годов вряд ли предполагали, что их детищу придется летать в XXI веке. Последние Ту-16 еще взлетали в небо России, стран СНГ и Ирака в конце 80-х и в начале 90-х, а построенные по советской лицензии китайские Н-6 продолжают эксплуатироваться и состоять на вооружении ВВС КНР.
Первый полет опытного самолета “88” состоялся 27 апреля 1952 года, а в декабре 1952 года было принято решение о запуске самолета в серийное производство под названием Ту-16
Малоизвестно, но в ОКБ-156 разрабатывался проект альтернативного бомбардировщика Ту-16 оснащенного ТВД.
В 1954 г. по инициативе С.М.Егера в ОКБ рассматривался проект самолета Ту-16 с двумя турбовинтовыми двигателями ТВ-12 (НК-12) мощностью по 12 000 л.с. вместо двух ТРД АМ-3. Проект по КБ получил обозначение самолет "90" (второй с таким названием ).
Вероятно, причиной появления данного проекта послужило “недоверие” А.Н.Туполева к ТРД. Что подтверждается историей создания будущего Ту-95.
В приватной беседе Сталин склонял Туполева превратить Ту-16 в стратегический носитель весьма простым способом, а именно, установив на нем четыре двигателя АМ-3 и увеличив запас топлива (что, в общем-то, и сделал его конкурент Мясищев). Туполев от этого предложения отказался, ибо не верил в реактивные двигатели. “На реактивных движках далеко не улетишь, товарищ Сталин”, заявил Туполев.
Туполев отказался от предложения создать реактивный бомбардировщик дальнего радиуса действия и остановил свой выбор на перспективных турбовинтовых двигателях ТВ-12 конструкции ОКБ-276 Николая Кузнецова. Патриарх отверг реактивные двигатели (по причине большого удельного расхода топлива, не позволяющего достичь дальностных характеристик, приведенных в тактико-технических требованиях ВВС).
Проект установки ТВД ТВ-12 на Ту-16, который считался тогда в СССР дальним, был логичен.
В ходе испытаний двигатели продемонстрировали невиданную в те времена экономичность (0,16 кг/л.с.ч.). Ресурс этого двигателя был в 10 раз выше, чем у современных ему двигателей, применявшихся на бомбардировщиках, в том числе и лучших зарубежных. Как известно, более экономичных двухконтурных (турбовентиляторных) реактивных двигателей тогда не было.
Переделка Ту-16 под два ТВД, предполагала переделки узлов шасси, переделку и усиление части крыла и частично фюзеляжа. В итоге, машина “90” при сохранении габаритов серийного Ту-16 отличалась расположенными на крыльях двигателями, увеличенным внутренним объемом фюзеляжа и площадью крыла, а так же изменениями топливной системы самолета.
В остальном, компоновка Ту-16 сохранялась без изменения.
По первым оценкам все это сулило увеличение дальности полета на 40-45%, при снижении максимальной скорости на 90-100 км/час относительно серийного Ту-16 с ТРД АМ-3.
Максимальная дальность полета самолета “90” могла составлять 10 000 км, против 7200 км у Ту-16А. Соответственно существенно увеличивался и боевой радиус, по сравнению с реактивным Ту-16.
К сожалению, проект самолета “90”, не получил развития. Ту-16 удовлетворял военных на тот момент времени, как есть. К тому же уже испытывались Ту-95 и М-4 с дальностью полета в 12-15 000 км,, разрабатывались новые перспективные сверхзвуковые бомбардировщики. На их фоне самолет проекта “90” не выглядел интересным для ВВС, как ударная машина стратегической авиации.
ЛТХ: |
|
Модификация |
Ту-16 |
Самолет “90” |
Размах крыльев, м |
33.0 |
33.0 |
Длина, м |
34.8 |
34.8 |
Высота, м |
10.4 |
10.4 |
Площадь крыла, м2 |
164.65 |
164.65 |
Масса, кг |
|
|
пустого самолета |
37200 |
38000 |
нормальная взлетная |
72000 |
7500 |
максимальная взлетная |
79000 |
85000 |
Топливо, кг |
36000 |
38000 |
Тип двигателя |
2 ТРД РД-3М |
2 ТРД ТВ-12 |
Тяга, кгс/ мощность л.с. |
2 х 9500 |
2 х 12 000 |
Скорость, км/ч |
|
|
максимальная |
1050 |
900 |
крейсерская |
850 |
720 |
Перегоночная дальность, км |
7200 |
9-10 000 |
Дальность полета, км |
5925 |
7500 |
Боевой радиус действия, км |
3150 |
4500 |
Практический потолок, м |
12300 |
11300 |
Экипаж, чел |
6 |
6 |
Вооружение: |
семь 23-мм пушки АМ-23. Боевая нагрузка — 9000 кг |
семь 23-мм пушки АМ- Боевая нагрузка — 10000 кг |
Альтернативное применение.
Дозвуковой, но экономичный и с большой дальностью самолет “90”, как нельзя лучше подошел для применения в роли:
- cамолета-заправщика;
- морского разведчика-целеуказателя;
- торпедоносца, назначение — торпедные атаки крупных морских целей и постановка минных заграждений с использованием торпед типа РАТ-52, мин АМО-500;
- поисково-спасательного самолета;
- самолета радиоэлектронной разведки (РЭР) и радиоэлектронной борьбы (РЭБ);
- аэрофоторазведчика;
- ракетоносца, носитель крылатых ракет КС-1, КСР, КСР-2; КСР-5, К-10;
- самолета дальней ПЛО;
- самолета-носителя беспилотных мишеней;
В перспективе на самолет “90” могли устанавливаться и двигатели НК-12М/МВ мощность 15 000 л.с., что повысило бы его ЛТХ.
К тому же, вероятно могла появится и пассажирская/военно-транспортная модификация самолета “90”, по аналогии с реальноисторическим “превращением” бомбардировщика Ту-16 в пассажирский лайнер Ту-104.
Рисунки: Сергей Сыч
С уважением, Сергей Сыч
Проекты самолетов СССР.
www.аlternathistory.org.ua/blogs/Serg
Источники: Владимир РИГМАНТ, ПОД ЗНАКАМИ "АНТ" И "ТУ". Авиация и космонавтика 1999/ 01, Николай Якубович, Анатолий Артемьев. Туполев Ту-16. Дальний бомбардировщик и ракетоносец, Крылья Родины. В.Сидоров. Дальний реактивный "Ту"