0

Предcтавляю очередной малоизвестный проект ОКБ А.Н. Туполева.

Дальний бомбардировщик Туполева Ту-16 вероятно один из самых удачных и долгоживущих реактивных бомбардировщиков XX века. .  Самолет прожил долгую и яркую жизнь, было произведено 1507 самолетов. До 1982 г. существовало 46 модификаций Ту-16, к 1990 г. — более 50. Его создатели в конце сороковых — начале пятидесятых годов вряд ли предполагали, что их детищу придется летать в XXI веке. Последние Ту-16 еще взлетали в небо России, стран СНГ и Ирака в конце 80-х и в начале 90-х, а построенные по советской лицензии китайские Н-6 продолжают эксплуатироваться и состоять на вооружении ВВС КНР.

Первый полет опытного  самолета “88” состоялся 27 апреля 1952 года, а в декабре 1952 года  было принято решение о запуске самолета в серийное производство под названием Ту-16

Малоизвестно, но в ОКБ-156 разрабатывался проект альтернативного  бомбардировщика Ту-16 оснащенного ТВД.

В 1954 г. по инициативе С.М.Егера в ОКБ рассматривался проект самолета Ту-16 с двумя турбовинтовыми двигателями ТВ-12 (НК-12) мощностью по 12 000 л.с. вместо  двух ТРД АМ-3. Проект по КБ получил обозначение самолет "90" (второй с таким названием ).

Самолет “90”. Турбовинтовой Ту-16. Проект. 1954г.

Вероятно, причиной появления данного проекта послужило “недоверие” А.Н.Туполева к ТРД. Что подтверждается  историей создания будущего Ту-95.

В приватной беседе Сталин склонял Туполева превратить Ту-16 в стратегический носитель весьма простым способом, а именно, установив на нем четыре двигателя АМ-3 и увеличив запас топлива (что, в общем-то, и сделал его конкурент Мясищев). Туполев от этого предложения отказался, ибо не верил в реактивные двигатели. “На реактивных движках далеко не улетишь, товарищ Сталин”, заявил Туполев.

Туполев отказался от предложения создать реактивный бомбардировщик дальнего радиуса действия и остановил свой выбор на перспективных турбовинтовых двигателях ТВ-12 конструкции ОКБ-276 Николая Кузнецова. Патриарх отверг реактивные двигатели (по причине большого удельного расхода топлива, не позволяющего достичь дальностных характеристик, приведенных в тактико-технических требованиях ВВС).

Проект установки ТВД ТВ-12 на Ту-16, который считался тогда в СССР дальним, был логичен.

В ходе испытаний двигатели продемонстрировали невиданную в те времена экономичность (0,16 кг/л.с.ч.). Ресурс этого двигателя был в 10 раз выше, чем у современных ему двигателей, применявшихся на бомбардировщиках, в том числе и лучших зарубежных. Как известно, более экономичных двухконтурных (турбовентиляторных) реактивных двигателей тогда не было.

Переделка Ту-16 под два ТВД, предполагала переделки узлов шасси, переделку и усиление части крыла и частично фюзеляжа. В итоге, машина “90” при сохранении габаритов серийного Ту-16 отличалась расположенными на крыльях двигателями, увеличенным внутренним объемом фюзеляжа и площадью крыла, а так же изменениями топливной системы самолета.

В остальном, компоновка Ту-16 сохранялась без изменения.

По первым оценкам все это сулило увеличение дальности полета на 40-45%, при снижении максимальной скорости на 90-100 км/час относительно серийного Ту-16 с ТРД АМ-3.

Самолет “90”. Турбовинтовой Ту-16. Проект. 1954г.

Максимальная дальность полета самолета “90” могла составлять 10 000 км, против 7200 км у Ту-16А. Соответственно существенно увеличивался и боевой радиус, по сравнению с реактивным Ту-16.

К сожалению, проект самолета “90”, не получил развития. Ту-16 удовлетворял военных на тот момент времени, как есть. К тому же уже испытывались Ту-95 и М-4 с дальностью полета в 12-15 000 км,, разрабатывались новые перспективные сверхзвуковые бомбардировщики. На их фоне самолет проекта “90” не выглядел интересным для ВВС, как ударная машина стратегической авиации.

Самолет “90”. Турбовинтовой Ту-16. Проект. 1954г.

ЛТХ:

 

 

Модификация

  Ту-16

  Самолет “90”

Размах крыльев, м

  33.0

  33.0

Длина, м

  34.8

  34.8

Высота, м

  10.4

  10.4

Площадь крыла, м2

  164.65

  164.65

Масса, кг

 

 

  пустого самолета

  37200

  38000

  нормальная взлетная

  72000

  7500

  максимальная взлетная

  79000

  85000

Топливо, кг

  36000

  38000

Тип двигателя

  2 ТРД РД-3М

  2 ТРД ТВ-12

Тяга, кгс/ мощность л.с.

  2 х 9500

  2 х 12 000

Скорость, км/ч

 

 

  максимальная

  1050

  900

  крейсерская

  850

  720

Перегоночная дальность, км

  7200

  9-10 000

Дальность полета, км

  5925

  7500

Боевой радиус действия, км

  3150

  4500

Практический потолок, м

  12300

  11300

Экипаж, чел

  6

  6

Вооружение:

 семь 23-мм пушки АМ-23. Боевая нагрузка — 9000 кг

 семь 23-мм пушки АМ- Боевая нагрузка — 10000 кг
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Альтернативное применение.

Дозвуковой, но экономичный и с большой дальностью самолет “90”, как нельзя лучше подошел  для применения в роли:

  • cамолета-заправщика;
  • морского разведчика-целеуказателя;
  • торпедоносца,  назначение — торпедные атаки крупных морских целей  и  постановка минных заграждений с использованием торпед типа РАТ-52, мин АМО-500;
  • поисково-спасательного самолета;
  • самолета радиоэлектронной разведки (РЭР) и радиоэлектронной борьбы (РЭБ);
  • аэрофоторазведчика;
  • ракетоносца, носитель крылатых ракет КС-1, КСР, КСР-2; КСР-5, К-10;
  • самолета дальней ПЛО;
  • самолета-носителя беспилотных мишеней;

 

Самолет “90”. Турбовинтовой Ту-16. Проект. 1954г.

В перспективе на самолет “90” могли устанавливаться и двигатели НК-12М/МВ мощность 15 000 л.с., что повысило бы его ЛТХ.

К тому же, вероятно могла появится и пассажирская/военно-транспортная модификация самолета “90”, по аналогии с реальноисторическим “превращением” бомбардировщика Ту-16 в пассажирский лайнер Ту-104.   

 

Рисунки: Сергей Сыч

С уважением, Сергей Сыч

Проекты самолетов СССР.

www.аlternathistory.org.ua/blogs/Serg

Источники: Владимир РИГМАНТ, ПОД ЗНАКАМИ "АНТ" И "ТУ". Авиация и космонавтика 1999/ 01, Николай Якубович, Анатолий Артемьев. Туполев Ту-16. Дальний бомбардировщик и ракетоносец, Крылья Родины. В.Сидоров. Дальний реактивный "Ту"

Подписаться
Уведомить о
guest

7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account