В самом начале восьмидесятых годов прошлого века в Советском Союзе появилось новое предложение, касавшееся использования самоходной артиллерии. Согласно ему, в артиллерийских подразделениях должны были появиться самоходные орудия на колесном шасси. Такие боевые машины, как утверждалось, могли бы действовать с позиций вблизи рокад и быстро уходить от ответного удара, пользуясь своими ходовыми качествами и хорошими дорогами. Предложение заинтересовало военных и вскоре началась разработка новой САУ с индексом 2С21 и названием «Мста-К». Самоходка создавалась несколькими научными и проектными организациями, головной разработчик – ЦНИИ «Буревестник».
Как понятно из названия проекта, в качестве вооружения для новой САУ была выбрана 152-мм нарезная гаубица 2А67, представлявшая собой незначительно доработанное орудие 2А64/65, создававшееся для использования в буксируемом и самоходном варианте (на гусеничном шасси). От предыдущих орудий новое 2А67 отличалось компоновкой противооткатных устройств, а также конструкциями люльки, досылателя и уравновешивающего механизма. Все эти части артиллерийской системы были переделаны для использования на новой САУ с оригинальной башней. Дело в том, что перспективная самоходка 2С21 имела боевое отделение, полностью размещенное над погоном. Это потребовало соответствующим образом изменить конструкцию орудия и вспомогательных систем.
В итоге получился бронированный модуль сравнительно крупного размера, в котором удалось разместить все агрегаты пушки, прицельное оборудование и рабочие места экипажа. Конструкция башни и подбашенных систем позволяла вращать ее вокруг своей оси. Однако, вероятно, предполагавшееся колесное шасси должно было накладывать значительные ограничения на поворот башни при стрельбе, поскольку мощная отдача могла бы опрокинуть боевую машину. Углы возвышения орудия, согласно имеющимся данным, удалось сохранить на уровне буксируемого варианта гаубицы: от -3° до +70°.
Поскольку ствол и ряд других агрегатов остались прежними, характеристики дальности и скорострельности остались прежними. Механизмы досылания, согласно расчетам, позволяли производить до семи выстрелов в минуту и посылать осколочно-фугасные снаряды на дальность около 25 километров. При использовании боеприпасов с газогенератором этот параметр должен был расти соответствующим образом. В результате огневая мощь колесной САУ 2С21 примерно равнялась потенциалу гусеничной самоходки «Мста-С». При этом два самоходных орудия, как предполагалось, могли дополнять друг друга и эффективно выполнять поставленные задачи в соответствующих условиях.
Однако создание башни с орудием оказалось одним из самых простых этапов проекта. Куда более сложным и длительным был поиск подходящего колесного шасси, способного не только перевозить крупную и тяжелую орудийную башню, но и выдерживать мощную отдачу 152-мм орудия. В 1982 году, по результатам научно-исследовательской работы «Шасси» сотрудники ЦНИИ «Буревестник» пришли к выводу о возможности использования в качестве базы для САУ восьмиколесного автомобиля Урал-5323. Во второй половине 1983 года «Буревестник» совместно с Уральским автозаводом построил две экспериментальные самоходки на базе выбранного шасси. Испытания САУ на колесном ходу доказали возможность воплощения задумки, но не обошлось без сложностей. Одной из главных проблем технического характера стала прочность выбранного шасси. Колеса и подвеска Урала-5323 справлялись с нагрузками при стрельбе, но работали буквально на пределах возможностей. При дальнейшем усовершенствовании артиллерийской части характеристики шасси могли оказаться недостаточными.
В качестве альтернативы автомобилю Уральского завода рассматривалось кременчугское шасси КрАЗ-6130, являвшееся развитием КрАЗ-ЧР-3130. Доработанная и усиленная колесная ходовая часть, как и в случае с Урал-5323, обеспечивала неплохие ходовые качества на шоссе, но прочность агрегатов продолжала вызывать сомнения. Наконец, орудийную башню попытались установить на шасси КамАЗ-5320. Такой вариант выглядел гораздо более удачным и перспективным, но и в этом случае требовались дополнительные исследования. На основе шасси, собранного в Набережных Челнах, построили экспериментальную самоходку с облегченной и упрощенной башней. Орудие 2А67 смонтировали на открытой платформе. Система установки орудия имела заметно меньшие углы возвышения в сравнении с изначально планировавшимися.
Самоходная артустановка на базе автомобиля КамАЗ-5320 использовалась для измерения возникающих при стрельбе нагрузок и проверки предлагаемых технических решений. Точные сведения о ходе этих испытаний отсутствуют. Согласно разрозненным данным, сотрудники ЦНИИ «Буревестник» и смежных организаций успели определиться с основными методами решения проблемы с высокой отдачей. Стабильность положения орудия при стрельбе предполагалось обеспечить при помощи сошникового и соответствующих противооткатных устройств. После испытаний, целью которых было решение проблем прочности конструкции, планировалось заняться механизмами подачи снарядов. В частности, рассматривалась возможность передачи боекомплекта на боевую машину с транспортного автомобиля на аналогичном шасси.
К сожалению, эти работы так и не начались. Имеется информация о начале разработки вспомогательной машины, но эта часть проекта так и не дошла до строительства прототипа. Проект «Мста-К» оказался достаточно сложным и долгим, из-за чего к концу восьмидесятых годов оставался на стадии исследовательских и конструкторских работ. В конце десятилетия финансирование программы стали уменьшать, а в 1991 полностью прекратили. Из-за этого не удалось завершить даже запланированные исследования.
По состоянию на момент окончания проекта открытыми оставались несколько вопросов. В первую очередь, так и не удалось полностью разобраться с проблемой воздействия отдачи на колесную ходовую часть. Примененные технологии не позволяли избавиться от рисков повреждения подвески или даже самой конструкции автомобиля. Вторым недостатком перспективной колесной САУ была сравнительно низкая проходимость выбранного типа шасси. Даже с учетом требований о работе вблизи дорог существовавшие на тот момент четырехосные автомобили не вполне устраивали заказчика. Также, выбранная архитектура колесной самоходки не позволяла обеспечить должный уровень защиты кабины автомобиля. Таким образом, весь экипаж САУ кроме механика-водителя был защищен от широкого спектра вражеского оружия, а сам водитель постоянно рисковал получить ранение. Наконец, при стрельбе из мощного орудия калибра 152 миллиметра имелись случаи повреждения и разрушения остекления кабины. Эту проблему можно было решить при помощи прочных, возможно, пулестойких стекол, но это отрицательно сказывалось на весовых показателях всей машины.
Необходимо отметить, что первоначальные поиски подходящего шасси серьезно осложнялись расчетными показателями массы различных систем. Так, башня с орудием и механизированной укладкой, как минимум, на 30 выстрелов весила порядка 17 тонн. Еще три тонны приходились на устройства погона башни и сошниковый агрегат. Таким образом, требовалось шасси с грузоподъемностью не менее 20 тонн. На момент окончания проекта предполагалось вернуться к автомобилю КрАЗ-6316. В планах была его доработка с оснащением новой кабиной. Специально для использования на САУ 2С21 в ЦНИИ «Буревестник» разработали новую низкопрофильную бронированную кабину. Габариты этого агрегата в перспективе позволили бы вести огонь над крышей кабины, с определенными ограничениями по углу возвышения.
Ввиду постепенного сокращения финансирования проект «Мста-К» в конце восьмидесятых стал сбавлять обороты. В 1991 году, как говорилось выше, финансирование вовсе прекратилось и в «Буревестнике» были вынуждены прекратить все работы. Из-за этого наши вооруженные силы не получили новую самоходную артиллерийскую установку. Что касается семейства гаубиц «Мста», то в его составе так и остались лишь две системы: буксируемое орудие 2А65 «Мста-Б» и самоходное 2С19 «Мста-С». Работы по тематике колесных САУ в нашей стране возобновились лишь спустя почти два десятилетия после закрытия проекта 2С21 «Мста-К». По имеющейся информации, новая самоходная артиллерийская установка «Коалиция-СВ-КШ» будет строиться на колесном шасси КамАЗ-6560.