Салюты и флаги: респект и уважуха по-флотски

14
Салюты и флаги: респект и уважуха по-флотски

Салюты и флаги: респект и уважуха по-флотски

«Не салютуешь и не уважаешь флаг на корабле? Значит, не уважаешь и короля! Пушечный залп тебе в борт, срочно!». Если сейчас подобное кажется смешным, то раньше на море всё было именно так. Как приветствовали, а также что требовали друг от друга флоты разных государств — в статье Сергея Махова.

Содержание:

Флаг-то не простой!

С давних времён страны, имеющие свой флот, требовали от остальных наций уважать на море их флаг. Споры шли постоянно — кто приветствует первый? Каким числом выстрелов? Каким числом выстрелов отвечать и отвечать ли вообще? Приспускать ли свой флаг в знак уважения? И так далее.

Сейчас это может показаться смешным, но в то время, если было проявлено неуважение к флагу, дело могло дойти и до боя. Ведь флаг-то был не простым, а королевским.

Ты что же это, скнипа, нашего короля не уважаешь?? За такое и убить можно!

Королевский стяг символизировал власть определённого короля, его силу, величие, и т.д. Естественно, короли требовали, чтобы их чтили, выражали уважение. Как в фильме с доном Корлеоне:

«Ты просишь без уважения, ты не предлагаешь дружбу, ты даже не назвал меня крёстным отцом».

Приведём яркий пример.

«Английская яхта «Мерлин» (кэптен Томас Кроу), приплывшая в Голландию за леди Тэмпл, женой английского посла в Амстердаме, проходила мимо кораблей голландского флота (41 судно), стоявших у собственных берегов. Английский кэптен имел приказ заставить голландцев салютовать ему, а в противном случае — открыть огонь на поражение. Голландский адмирал Ван Гент отсалютовал со своего корабля, но англичанин заявил, что этого недостаточно, — салютовать должен весь флот. Ошарашенный подобным требованием, голландский адмирал поднялся на борт яхты и доходчиво объяснил кэптену, что в соответствии с прежними договорённостями голландцы готовы оказывать уважение английскому флагу — но у английских берегов и равному количеству кораблей. Требовать же салюта от целого флота, причём стоящего у своих берегов, находясь на одиночном судне, по меньшей мере неразумно. Впрочем, добавил Ван Гент, при первом же залпе в сторону голландцев он без малейшего колебания потопит яхту. Эти слова возымели действие и кэптен ушёл к Даунсу. Сразу же по прибытии в английский порт он был арестован и посажен в Тауэр за неисполнение приказа».

(Эдуард Созаев, «Схватка двух львов. Англо-голландские войны XVII века»).

Салюты и флаги: респект и уважуха по-флотски

Во времена Людовика XIV от Англии не отставала и Франция, которая точно так же требовала уважения к своему флагу. Французы настаивали, чтобы, приветствуя их, другие нации первыми давали салют из девяти холостых выстрелов и приспускали флаг.

Необычный бой

Двадцать восьмого мая 1688 года из Неаполя в Малагу вышел небольшой испанский отряд адмирала Папачино в составе галеона из фламандской армады «Карлос II» (903 тонны, 70 пушек) и рейдера «Сан-Херонимо» (703 тонны, 60 пушек). В Малаге эти корабли должны были присоединиться к другой эскадре и проследовать к Алжиру для атаки на тамошних корсаров.

Первого июля, недалеко от Альтеа (рядом с Валенсией) Онорато Бонифацио Папачино столкнулся с дивизионом французского адмирала Анна-Иллариона де Турвилля, в составе 54-пушечного «Контен», 44-пушечного «Солид» и 45-пушечного корабля «Эмпорте». Кроме того, с французами следовал небольшой брандер, который выполнял при Турвилле функцию посыльного судна.

На тот момент Франция и Испания находились в мире, и Турвилль послал брандер к Папачино с требованием дать салют французскому флагу. Капитан брандера подробно объяснил церемонию: испанцам надо приспустить свои флаги, а головной корабль должен дать салют из девяти холостых выстрелов. Француз, как бы извиняясь, сообщил: господа, мы люди подневольные, у нас есть министр Жан-Батист Кольбер, он, помимо всего прочего, секретарь короля по морским делам, и мы имеем чёткое указание, что должны требовать приветствия французскому флагу.

У испанцев на тот момент было предписание первыми салютовать только англичанам, а все остальные приветствия, согласно испанским законам, выглядели так: если испанский корабль находится в чужих водах — то первым салютует он; если же в своих водах — то ему. Поэтому Папачино решил проигнорировать требование французов.

Французы, получив ответ, атаковали без раздумий.

«Контен» и «Солид» атаковали «Карлос II», а «Эмпорте» начал бой с «Сан-Херонимо». Уже первым выстрелом «Эмпорте» сбил испанский флаг, а «Карлос II» дрожал от частых попаданий французов, которые развили бешеный темп стрельбы. В свою очередь командир «Эмпорте» д’Эстрэ, подумав, что «Сан-Херонимо» сдался, раз у него упал флаг, присоединился к расстрелу флагмана Папачино с кормы.

Салюты и флаги: респект и уважуха по-флотски

Испанцы по возможности маневрировали и редко стреляли, но тем не менее бой продлился три часа. Прекратился он, когда на флагмане Папачино рухнула одна мачта, перекрыв возможность стрельбы с части пушек одного борта. В этот же момент к «Карлосу II» подошла лодка с корабля «Контен» — парламентёр ласково вопросил:

«Господа, вы готовы приветствовать французский флаг или продолжим бой?».

На тот момент флагман испанцев получил 62 попадания — это только в корпус — и тяжело держался на воде. Испанцы потеряли 120 человек убитыми и ранеными, поэтому Папачино согласился на требование французов, но попросил Турвилля лично засвидетельствовать, что он уступает требованию только после боя.

Итак, испанец приспустил флаг и дал девять холостых выстрелов, француз ответил тем же, а затем опять подошла лодка от Турвилля, посланец на которой спросила:

«Добрые испанские друзья! Не нужна ли вам помощь? Мы сожалеем, что между нами промелькнуло досадное недоразумение, которое привело к открытому бою. На самом деле мы так рады вас встретить в открытом море!».

Папачино от помощи отказался и поковылял в Малагу.

Последствия

Этот (и подобные ему) инциденты заставили-таки государства сесть за стол переговоров, чтобы договориться о приветствиях между кораблями разных государств. Ведь действия Турвилля вполне тянули на «казус белли».

Споры были долгими и жаркими, особенно тяжело шли переговоры между Францией и Англией. И это понятно, ведь на тот момент в английском флоте руководствовались предписанием короля Карла II:

«Когда вы встретитесь в английских водах с иностранным кораблём, то вы должны ожидать, что при проходе мимо вас он спустит свой флаг и уберёт марсель, дабы показать этим, что он признаёт здесь верховные права английского короля. Если же одно из таких судов не исполнит этого или же прямо откажется, то вы должны принять все зависящие от вас меры к тому, чтобы заставить такое судно исполнить ваше требование, и не должны терпеть, чтобы кто-нибудь осмелился каким бы то ни было образом оскорблять флаг Его Величества».

Итоговое решение было следующим. Если французский, испанский или английский корабль встретит корабли Голландии, Венеции, Генуи, Алжира, Туниса или Триполи — то обязан потребовать у них первого приветствия. Если они откажутся — их вполне можно атаковать. Что касается встреченного испанского или английского корабля — первого приветствия требовать желательно, но необязательно, и если вдруг эти нации откажутся дать салют морскому флагу Франции — то нужно разойтись с ними… без салютов. Либо приветствовать друг друга одновременно, но не приспуская флагов. Те же нормы касались остальных сторон.

Салюты и флаги: респект и уважуха по-флотски

Таким образом, твёрдость Папачино пошла на пользу Испании, поскольку, как видно из договора, Англия и Франция посчитали её равной себе.

А что Россия?

Пётр I в «Уставе морском о всём, что касается к доброму управлению в бытности флота на море» писал:

«В салютах поступать с чужестранными по трактатам»,

а также:

«Дабы перед нашими воинскими кораблями командующие флаги и вымпелы спускали, каковы наши малы, а их велики ни были, — и ежели не учинят, то их принуждать к тому».

В «Регламенте шхиперам и протчим, приходящим на торговых кораблях в порты Российского государства дабы ведали как поступать и чего остерегаться во оных», написанном в 1721 году, Пётр требовал приветствовать русские корабли в самом порту и при входе в него спуском марселей и предупреждал:

«Кто того не учинит, то по том будет выстрел, и доставлен за тот выстрел червонной».

За повторение нарушения полагался ещё один выстрел, а штраф утраивался.

После Северной войны были заключены трактаты со Швецией и Данией, где, помимо всего прочего, писалось:

«Купеческие корабли обоих народов, которые одного или другого Государя, целые военные флоты, эскадры, одни военные корабли или другие, вооружённые вымпелом и флагом снабжённые суда, не токмо при берегах владения одного или другого Государя, но и на отвёрстом море встретят, хотя они и в ходу обретаются или на якоре стоят, спускают перед ним свои топ и марс зело, а именно в расстоянии малого пушечного выстрела, ежели купецкаго корабля командир противно тому учинит, то будет на него жалоба и, когда он в преступлении своём достаточно уличён, тогда будет от природнаго своего начальства жестоко наказан».

Договоры эти подробно расписывали порядок и последовательность салютов, причём конкретно военные корабли должны были приветствовать друг друга только в открытом море или в чужих территориальных водах. Договором же от 1787 года между Россией и Францией упразднялся салют и в открытом море, и у берегов — теперь он был установлен на началах равенства только в гаванях.

Сейчас же в большинстве стран действует следующая норма: «Флаг не салютует, а лишь отвечает на салюты. Если салютует военный корабль другого государства, то флаг приспускается столько же раз, сколько ему салютуют. Если это торговое судно, то флаг приспускается один раз до половины».

источник: https://warhead.su/2020/03/22/salyuty-i-flagi-respekt-i-uvazhuha-poflotski

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account