2

 

Рюрик - защитник Гардарики

Так уж получилось в данной вселенной, что к концу 20-х, альтернативный РККФ, несмотря на свою внушительную (естественно по сравнению с реальной историей) мощь, имел на вооружении кораблей и судов всего восемь видов «стандартизованных» артсистем.

1. 76.2 мм зенитная пушка обр. 1928 г. на модернизированном станке Меллера, коей в качестве универсального орудия (с функцией дальней ПВО), вооружались корабли и суда вспомогательного флота.

2. Т. н. скорострельная 102 мм пушка обр. 1911 г. в палубном тумбовом исполнении, опять-таки предназначавшаяся для вооружения вспомогательного флота, а так же субмарин.

3. 102 мм спаренная зенитная артустановка обр. 1929/31 г. – результат «скрещивания» и качественного «доведения до ума» отечественной зенитки разработки 1917 г., и итальянской 102 мм универсальной артсистемы от конгломерата «О.Т.О.» с элементами установки Минизини. Эта артсистема была основой дальней ПВО всех крупных боевых кораблей РККФ.

4. 130 мм пушка обр. 1913 г. в палубном исполнении, имелась на вооружении крупных кораблей и судов вспомогательного флота, а так же являлась главным калибром учебно-боевых крейсеров типа «Диана». То же самое орудие, но в казематном варианте на бортовом штыре состояло на вооружении минных крейсеров типа «Богатырь» и крейсера «Аскольд».

Именно этим орудием, были постепенно заменены все 152 и 120 мм пушки на кораблях РККФ, включая линкоры.

5. Та же, но уже очень серьёзно модернизированная 130 мм пушка обр. 1930 г. в разработанной немцами по нашему заказу двухорудийной башенной установке, использовалась для вооружения тех же крейсеров типов «Богатырь» и «Аскольд». Эти пушки имели раздельно-гильзовое заряжание и полуавтоматику самого процесса заряжания (пружинный досылатель и клиновый затвор копирного типа).

6. 190 мм пушка в двухорудийной башенной установке (итальянская, лицензия от «О.Т.О.»), являлась ГК  крейсеров типа «Баян» и четырёх (из шести введённых в строй) «Светлан».

7. 305 мм пушки в трёхорудийных башенных установках – «унифицированный» ГК линкоров типа «Севастополь» и «Андрей Первозванный». В конце 20-х, башни были модернизированы (угол возвышения доведён до 40 гр.).

8. 40 мм автоматическая пушка обр. 1928 г. – лицензионный итальянский «пом-пом» «Виккерс-Терни» обр. 1917 г. от «О.Т.О.», так же модифицированный – единственный серийно выпускавшийся в СССР зенитный автомат. В 1931 г. в серию пошёл двуствольный вариант, а в 1933-м четырёхствольный.

В данной АИ, никакими другими артсистемами РККФ не располагал и НЕ разрабатывал, за исключением упорно доводимого до боеспособного состояния нового зенитного автомата, известного в РИ как 25 мм АП обр. 29/30 г. с автоматикой, работающей на отводе части пороховых газов. И то, только потому, что ему прочили будущее универсального (и морского и сухопутного) массового МЗА Красной Армии.

Все эти артсистемы (из вышеприведённого списка), продолжали непрерывно совершенствоваться.

Таким образом, приступая к модернизации замечательного броненосного крейсера «Рюрик» (ещё в начале 20-х переименованного в «Спартак»), нашим специалистам приходилось исходить исключительно из той артиллерии, что имелась в наличии. Вопрос о модернизации, встал на повестку дня уже в середине 20-х, когда износ и машин и вооружения корабля, приблизились к критической отметке.

Рюрик - защитник Гардарики

Мощным катализатором-ускорителем работ стала информация о закладке в Германии в 1928 году первого корабля типа «Дойчланд» – формально тяжёлого броненосного крейсера, фактически же, исходя из мощи его главного калибра – малого линкора, тут же прозванного «карманным».

Рюрик - защитник Гардарики

Концепция «Дойчланда», оказалась буквально «бальзамом на сердце» наших флотоводцев, в теории которых, единственный уникум, в виде «Спартака» (бывш. «Рюрика»), с его «не стандартным» вооружением, до сих пор толком не вписывался.

Теперь же, лишь одного беглого взгляда на «Дойчланд», было достаточно, чтоб окончательно определиться, в каком направлении следует модернизировать крейсер. Это будет наш ответ «Дойчланду» — советский «карманник»!

Рюрик - защитник Гардарики

По главному калибру, за безальтернативностью, вопросов не было: две трёхорудийные башни со стандартными 52-калиберными 305 мм пушками, разрабатывали специально под размещение на «Спартаке», но так же с максимальным использованием технических решений башенных установок «Севастополей». При схожей геометрии вращающейся части, наибольшим изменениям подверглась та честь, что размещалась под верхней палубой и ниже. Ради снижения веса, максимальная толщина бронирования была уменьшена до 150 мм. Это были первые, после революции, произведённые в СССР башни такого размера и пушки такого калибра. И башни и пушки были существенно улучшены.

Поскольку даже модернизированные, облегченные насколько это оказалось возможным без потери боевых качества, и значительно менее защищённые башни ГК весили почти 900 тонн каждая, штатные башни второго ГК «Рюрика» – тоже тяжеленные, двухорудийные 203 мм, демонтировались абсолютно без сожалений. И пушки и башни были к тому времени изношены напроч. Орудия, к тому же, выпадали из списка стандартизованных систем вооружения флота (проще говоря, даже при желании, заменить их было невозможно). К тому же, эти башни со своим аж восьмидюймовым бронированием, страдали избыточным весом.

Рюрик - защитник Гардарики

Прикинув весовые характеристики имеющегося вооружения, корабелы предложили вариант замены второго ГК крейсера 190 мм пушками в уже освоенных промышленностью лицензионных итальянских двухорудийных башнях. При таком комплекте очень мощного вооружения (2х3/305 плюс 4х2/190), экономия веса по сравнению с прежним комплектом (2х2/254 плюс 4х2/203) составляла почти 500 тонн! Естественно при неизбежном снижении уровня защищённости и полном отказе от вспомогательной 120 мм артиллерии.

Но, на столь заманчивый вариант моряки не пошли. Во-первых, им помимо замены вооружения, ещё не менее остро требовалось резко повысить беговые качества крейсера. Проще говоря, они были готовы жертвовать частью вооружения ради скорости. А скорость – это мощность и соответственно вес СУ, совершенство обводов корпуса корабля и отсутствие избытка его веса.

Кроме того, учитывая, что крейсеру, возможно, потребуется мощное средство самозащиты от массированных атак миноносцев неприятеля, для чего 190 мм спарки не очень годились в силу не слишком высокой скорострельности, (почти не превышавшей таковую у 305 мм ГК), решили сразу же «убить двух зайцев»: сэкономить вес и резко повысить скорострельность противоминоносного калибра.

Самым наилучшим образом, всем этим требованиям удовлетворяли немецкие трёхорудийные башни (что устанавливались на лёгких крейсерах типа «К») с отечественными, весьма скорострельными 130 мм пушками. Эту работу по адаптации русских орудий к своим башням, немцы уже провели ранее (см. статью «Богини и Богатыри: не спешите нас хоронить»). Её результатом стали приобретение лицензии на данные модифицированные башни (уже с нашими пушками) и освоение отечественной промышленностью упрощённой, двухорудийной версии этих башен.

Сейчас, когда артпром уже не испытывал никаких затруднений в производстве двухорудийных башен, ему предложили сделать шаг вперёд – освоить выпуск трёорудийных. Что, в общем-то, несколько выпадало из прежнего плана работ, предусматривавшего не освоение в производстве трёхорудийных башен, а создание на базе двухорудийных, универсальных артустановок.

Встречное предложение комсомольцев-энтузиастов КБ завода «Большевик» (что тогда было модно), разработать и запустить в производство универсальную трёхорудийную 130 мм артустановку, моряки встретили с большим, хоть и тщательно скрываемым скептицизмом. Не отрицая самой «революционной» постановки вопроса, они очень вежливо и сдержано попросили гиперактивную молодёжь, сперва, обеспечить флот трёхорудийными не универсальными 130 мм башенными артустановками (в т. ч. на перспективу, а не только персонально под «Рюрика»). А там, посмотрим…

До того самого «там посмотрим», дальнюю ПВО крейсера решили сделать весьма для того времени сильной: шесть 102 мм спаренных установок. По одной на баке и юте, и по паре бортовых, на батарейной палубе.

Ближняя ПВО была (опять же для того времени) очень плотной: 8 одноствольных и два двуствольных «пом-помов». По три одностволки сконцентрировали на носовой и кормовой надстройках, ещё по одной с каждого борта на батарейной палубе. На крышах башен ГК (не пропадать же такой шикарной позиции), разместили по «двустволке».

Рассматривая этот странный тяжёлый, броненосный крейсер в качестве средства поддержки либо лёгких сил флота, либо прибрежного фланга сухопутных войск, торпедное вооружение посчитали излишним.

Теперь, что касается столь желанных «беговых» качеств.

Две вертикальные паровые машины и 28 старых водотрубных котлов Бельвиля, заменили на современную СУ итальянского производства (2 ТЗА, 10 ПК, 80 тыс. л.с.) что в сочетании с жёсткой экономией веса и полностью видоизменённой носовой оконечности, дали кораблю максимальную скорость в 27 узлов, что для самого начала 30-х посчитали вполне удовлетворительным результатом (немецкий «карманник» разгонялся на своих восьми дизелях до 28 узлов).

Рюрик - защитник Гардарики

ТТХ

«Рюрик-2»

РИ (1909 г.)

«Спартак»

АИ (1934 г.)

«Дойчланд»

РИ (1931 г.)

Водоизмещение (т)

16 930

17 300

10 600

Размерения (м)

161.2/22.9/8.7

167/22.9/8.8

186/20.7/

СУ

2 ПМ/28 ПК

2 ТЗА/10 ПК

8 дизелей

Мощность СУ (л.с.)

19 650

80 000

56 800

Скорость (уз)

21.4

27 уз.

28 уз.

Дальность (миль)

4 000

3 500

16 300

Бронирование:

Пояс

Траверз

Палуба

Казематы ПМК (120)

Башни ГК

Башни 2 ГК

Рубка

152

184

38+25

76

203

178

203

152

150

38+25

25

150

75

150

80

60

18+45

140

150

Вооружение:

ГК

2 ГК

ПМ(У)А

МА

ТА

4 (2х2) 254/50

8 (4х2) 203/50

20 (20х1) 120/50

4 (4х1) 47/43

2 (2х1) 450

6 (2х3) 305/52

12 (4х3) 130/60

12 (6х2) 102/47

12 (8х1+2х2) 40/40

6 (2х3) 283/52

8 (8х1) 150/55

6 (3х2) 88/78

8 (4х2) 37/83

10 (10х1) 20/65

8 (2х4) 533

Поскольку в результате перераспределения сил флота по нескольким ТВД, на Балтике базировались два ЛК типа «Севастополь» и два «Андрея Первозванных» (последние, из-за своей тихоходности, преимущественно в качестве ББО или самоходных батарей), а на Чёрном море два «Севастополя», местом базирования тяжёлого (или всё-ж-таки линейного? Ведь мы вполне можем поставить его и в одну линию с «Севастополями» и «Андреями») крейсера «Спартак», определили Север, где он сменил в качестве флагмана лёгкий крейсер «Варяг» (бывш. «Аскольд» см. статью «Варяги»). Но, поскольку база в Мурманске была ещё слабой и плохо подходящей для круглогодичного обслуживания столь крупного корабля, а Архангельский порт зимой сковывали тяжёлые льды (плюс факт полного отсутствия на севере доков подходящего размера), «Спартак» всю летнюю навигацию занимался боевой учёбой на севере, а на зимовку (сопряжённую с очередным ремонтом капризной итальянской СУ), уходил в Кронштадт, оставляя за себя в качестве главной ударной силы СФ «Варяга», к тому времени уже перестроенного в большую ледокольную канонерку.

В годы ВОВ, наличие хоть и старого (предполагалось списание в 1940-ом, чего после начала ВМВ естественно не случилось), но столь мощного корабля в Архангельске (Мурманск сильно бомбили, поэтому корабль базировался на Архангельск, которому тоже доставалось, но меньше), постоянно «напрягало» командование Кригсмарине на севере, заставляя держать в засадах несколько субмарин и до потопления, либо серьёзного повреждения оного, даже не планировать каких-либо операций для своих надводных кораблей в зоне ответственности советского Северного флота.

Р.С. Вот ещё пара замечательных фото от коллеги Земляка.

Рюрик - защитник Гардарики

Рюрик - защитник Гардарики

Подписаться
Уведомить о
guest

36 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account