Рюрик — защитник Гардарики
Так уж получилось в данной вселенной, что к концу 20-х, альтернативный РККФ, несмотря на свою внушительную (естественно по сравнению с реальной историей) мощь, имел на вооружении кораблей и судов всего восемь видов «стандартизованных» артсистем.
1. 76.2 мм зенитная пушка обр. 1928 г. на модернизированном станке Меллера, коей в качестве универсального орудия (с функцией дальней ПВО), вооружались корабли и суда вспомогательного флота.
2. Т. н. скорострельная 102 мм пушка обр. 1911 г. в палубном тумбовом исполнении, опять-таки предназначавшаяся для вооружения вспомогательного флота, а так же субмарин.
3. 102 мм спаренная зенитная артустановка обр. 1929/31 г. – результат «скрещивания» и качественного «доведения до ума» отечественной зенитки разработки 1917 г., и итальянской 102 мм универсальной артсистемы от конгломерата «О.Т.О.» с элементами установки Минизини. Эта артсистема была основой дальней ПВО всех крупных боевых кораблей РККФ.
4. 130 мм пушка обр. 1913 г. в палубном исполнении, имелась на вооружении крупных кораблей и судов вспомогательного флота, а так же являлась главным калибром учебно-боевых крейсеров типа «Диана». То же самое орудие, но в казематном варианте на бортовом штыре состояло на вооружении минных крейсеров типа «Богатырь» и крейсера «Аскольд».
Именно этим орудием, были постепенно заменены все 152 и 120 мм пушки на кораблях РККФ, включая линкоры.
5. Та же, но уже очень серьёзно модернизированная 130 мм пушка обр. 1930 г. в разработанной немцами по нашему заказу двухорудийной башенной установке, использовалась для вооружения тех же крейсеров типов «Богатырь» и «Аскольд». Эти пушки имели раздельно-гильзовое заряжание и полуавтоматику самого процесса заряжания (пружинный досылатель и клиновый затвор копирного типа).
6. 190 мм пушка в двухорудийной башенной установке (итальянская, лицензия от «О.Т.О.»), являлась ГК крейсеров типа «Баян» и четырёх (из шести введённых в строй) «Светлан».
7. 305 мм пушки в трёхорудийных башенных установках – «унифицированный» ГК линкоров типа «Севастополь» и «Андрей Первозванный». В конце 20-х, башни были модернизированы (угол возвышения доведён до 40 гр.).
8. 40 мм автоматическая пушка обр. 1928 г. – лицензионный итальянский «пом-пом» «Виккерс-Терни» обр. 1917 г. от «О.Т.О.», так же модифицированный – единственный серийно выпускавшийся в СССР зенитный автомат. В 1931 г. в серию пошёл двуствольный вариант, а в 1933-м четырёхствольный.
В данной АИ, никакими другими артсистемами РККФ не располагал и НЕ разрабатывал, за исключением упорно доводимого до боеспособного состояния нового зенитного автомата, известного в РИ как 25 мм АП обр. 29/30 г. с автоматикой, работающей на отводе части пороховых газов. И то, только потому, что ему прочили будущее универсального (и морского и сухопутного) массового МЗА Красной Армии.
Все эти артсистемы (из вышеприведённого списка), продолжали непрерывно совершенствоваться.
Таким образом, приступая к модернизации замечательного броненосного крейсера «Рюрик» (ещё в начале 20-х переименованного в «Спартак»), нашим специалистам приходилось исходить исключительно из той артиллерии, что имелась в наличии. Вопрос о модернизации, встал на повестку дня уже в середине 20-х, когда износ и машин и вооружения корабля, приблизились к критической отметке.
Мощным катализатором-ускорителем работ стала информация о закладке в Германии в 1928 году первого корабля типа «Дойчланд» – формально тяжёлого броненосного крейсера, фактически же, исходя из мощи его главного калибра – малого линкора, тут же прозванного «карманным».
Концепция «Дойчланда», оказалась буквально «бальзамом на сердце» наших флотоводцев, в теории которых, единственный уникум, в виде «Спартака» (бывш. «Рюрика»), с его «не стандартным» вооружением, до сих пор толком не вписывался.
Теперь же, лишь одного беглого взгляда на «Дойчланд», было достаточно, чтоб окончательно определиться, в каком направлении следует модернизировать крейсер. Это будет наш ответ «Дойчланду» — советский «карманник»!
По главному калибру, за безальтернативностью, вопросов не было: две трёхорудийные башни со стандартными 52-калиберными 305 мм пушками, разрабатывали специально под размещение на «Спартаке», но так же с максимальным использованием технических решений башенных установок «Севастополей». При схожей геометрии вращающейся части, наибольшим изменениям подверглась та честь, что размещалась под верхней палубой и ниже. Ради снижения веса, максимальная толщина бронирования была уменьшена до 150 мм. Это были первые, после революции, произведённые в СССР башни такого размера и пушки такого калибра. И башни и пушки были существенно улучшены.
Поскольку даже модернизированные, облегченные насколько это оказалось возможным без потери боевых качества, и значительно менее защищённые башни ГК весили почти 900 тонн каждая, штатные башни второго ГК «Рюрика» – тоже тяжеленные, двухорудийные 203 мм, демонтировались абсолютно без сожалений. И пушки и башни были к тому времени изношены напроч. Орудия, к тому же, выпадали из списка стандартизованных систем вооружения флота (проще говоря, даже при желании, заменить их было невозможно). К тому же, эти башни со своим аж восьмидюймовым бронированием, страдали избыточным весом.
Прикинув весовые характеристики имеющегося вооружения, корабелы предложили вариант замены второго ГК крейсера 190 мм пушками в уже освоенных промышленностью лицензионных итальянских двухорудийных башнях. При таком комплекте очень мощного вооружения (2х3/305 плюс 4х2/190), экономия веса по сравнению с прежним комплектом (2х2/254 плюс 4х2/203) составляла почти 500 тонн! Естественно при неизбежном снижении уровня защищённости и полном отказе от вспомогательной 120 мм артиллерии.
Но, на столь заманчивый вариант моряки не пошли. Во-первых, им помимо замены вооружения, ещё не менее остро требовалось резко повысить беговые качества крейсера. Проще говоря, они были готовы жертвовать частью вооружения ради скорости. А скорость – это мощность и соответственно вес СУ, совершенство обводов корпуса корабля и отсутствие избытка его веса.
Кроме того, учитывая, что крейсеру, возможно, потребуется мощное средство самозащиты от массированных атак миноносцев неприятеля, для чего 190 мм спарки не очень годились в силу не слишком высокой скорострельности, (почти не превышавшей таковую у 305 мм ГК), решили сразу же «убить двух зайцев»: сэкономить вес и резко повысить скорострельность противоминоносного калибра.
Самым наилучшим образом, всем этим требованиям удовлетворяли немецкие трёхорудийные башни (что устанавливались на лёгких крейсерах типа «К») с отечественными, весьма скорострельными 130 мм пушками. Эту работу по адаптации русских орудий к своим башням, немцы уже провели ранее (см. статью «Богини и Богатыри: не спешите нас хоронить»). Её результатом стали приобретение лицензии на данные модифицированные башни (уже с нашими пушками) и освоение отечественной промышленностью упрощённой, двухорудийной версии этих башен.
Сейчас, когда артпром уже не испытывал никаких затруднений в производстве двухорудийных башен, ему предложили сделать шаг вперёд – освоить выпуск трёорудийных. Что, в общем-то, несколько выпадало из прежнего плана работ, предусматривавшего не освоение в производстве трёхорудийных башен, а создание на базе двухорудийных, универсальных артустановок.
Встречное предложение комсомольцев-энтузиастов КБ завода «Большевик» (что тогда было модно), разработать и запустить в производство универсальную трёхорудийную 130 мм артустановку, моряки встретили с большим, хоть и тщательно скрываемым скептицизмом. Не отрицая самой «революционной» постановки вопроса, они очень вежливо и сдержано попросили гиперактивную молодёжь, сперва, обеспечить флот трёхорудийными не универсальными 130 мм башенными артустановками (в т. ч. на перспективу, а не только персонально под «Рюрика»). А там, посмотрим…
До того самого «там посмотрим», дальнюю ПВО крейсера решили сделать весьма для того времени сильной: шесть 102 мм спаренных установок. По одной на баке и юте, и по паре бортовых, на батарейной палубе.
Ближняя ПВО была (опять же для того времени) очень плотной: 8 одноствольных и два двуствольных «пом-помов». По три одностволки сконцентрировали на носовой и кормовой надстройках, ещё по одной с каждого борта на батарейной палубе. На крышах башен ГК (не пропадать же такой шикарной позиции), разместили по «двустволке».
Рассматривая этот странный тяжёлый, броненосный крейсер в качестве средства поддержки либо лёгких сил флота, либо прибрежного фланга сухопутных войск, торпедное вооружение посчитали излишним.
Теперь, что касается столь желанных «беговых» качеств.
Две вертикальные паровые машины и 28 старых водотрубных котлов Бельвиля, заменили на современную СУ итальянского производства (2 ТЗА, 10 ПК, 80 тыс. л.с.) что в сочетании с жёсткой экономией веса и полностью видоизменённой носовой оконечности, дали кораблю максимальную скорость в 27 узлов, что для самого начала 30-х посчитали вполне удовлетворительным результатом (немецкий «карманник» разгонялся на своих восьми дизелях до 28 узлов).
ТТХ | «Рюрик-2» РИ (1909 г.) | «Спартак» АИ (1934 г.) | «Дойчланд» РИ (1931 г.) |
Водоизмещение (т) | 16 930 | 17 300 | 10 600 |
Размерения (м) | 161.2/22.9/8.7 | 167/22.9/8.8 | 186/20.7/ |
СУ | 2 ПМ/28 ПК | 2 ТЗА/10 ПК | 8 дизелей |
Мощность СУ (л.с.) | 19 650 | 80 000 | 56 800 |
Скорость (уз) | 21.4 | 27 уз. | 28 уз. |
Дальность (миль) | 4 000 | 3 500 | 16 300 |
Бронирование: Пояс Траверз Палуба Казематы ПМК (120) Башни ГК Башни 2 ГК Рубка | 152 184 38+25 76 203 178 203 | 152 150 38+25 25 150 75 150 | 80 60 18+45 140 150 |
Вооружение: ГК 2 ГК ПМ(У)А МА ТА | 4 (2х2) 254/50 8 (4х2) 203/50 20 (20х1) 120/50 4 (4х1) 47/43 2 (2х1) 450 | 6 (2х3) 305/52 12 (4х3) 130/60 12 (6х2) 102/47 12 (8х1+2х2) 40/40 – | 6 (2х3) 283/52 8 (8х1) 150/55 6 (3х2) 88/78 8 (4х2) 37/83 10 (10х1) 20/65 8 (2х4) 533 |
Поскольку в результате перераспределения сил флота по нескольким ТВД, на Балтике базировались два ЛК типа «Севастополь» и два «Андрея Первозванных» (последние, из-за своей тихоходности, преимущественно в качестве ББО или самоходных батарей), а на Чёрном море два «Севастополя», местом базирования тяжёлого (или всё-ж-таки линейного? Ведь мы вполне можем поставить его и в одну линию с «Севастополями» и «Андреями») крейсера «Спартак», определили Север, где он сменил в качестве флагмана лёгкий крейсер «Варяг» (бывш. «Аскольд» см. статью «Варяги»). Но, поскольку база в Мурманске была ещё слабой и плохо подходящей для круглогодичного обслуживания столь крупного корабля, а Архангельский порт зимой сковывали тяжёлые льды (плюс факт полного отсутствия на севере доков подходящего размера), «Спартак» всю летнюю навигацию занимался боевой учёбой на севере, а на зимовку (сопряжённую с очередным ремонтом капризной итальянской СУ), уходил в Кронштадт, оставляя за себя в качестве главной ударной силы СФ «Варяга», к тому времени уже перестроенного в большую ледокольную канонерку.
В годы ВОВ, наличие хоть и старого (предполагалось списание в 1940-ом, чего после начала ВМВ естественно не случилось), но столь мощного корабля в Архангельске (Мурманск сильно бомбили, поэтому корабль базировался на Архангельск, которому тоже доставалось, но меньше), постоянно «напрягало» командование Кригсмарине на севере, заставляя держать в засадах несколько субмарин и до потопления, либо серьёзного повреждения оного, даже не планировать каких-либо операций для своих надводных кораблей в зоне ответственности советского Северного флота.
Р.С. Вот ещё пара замечательных фото от коллеги Земляка.