0

Русско-Японская Война 1904-1905 года – курсом к Победе.

РЯВ. Курсом к Победе


Как известно, достославное царствие Императора Всероссийского Николая Второго началось в году 1894 в месяце ноябре.

Почти сразу Николай Второй явил себя незаурядным игроком в области внешней политики. Так, первым крупным международным актом императора явилась апрельская 1895 года Тройственная интервенция — предъявление, совместно с Германией и Францией, но по инициативе русского МИД, требований к Японии пересмотреть условия Симоносекского мирного договора с Китаем, отказавшись от притязаний на Ляодунский полуостров.

Подоплека же событий была такова, что 26летний император вовсе не мстил за покушение на свою священную жизнь в Японии в премерзейшем граде Оцу, а положил себе войти в историю как продолжатель благородного дела собирательства российских земель.

Запад
В те годы на Западе Российская Империя вышла наконец  к Балтийскому Морю,  а территория империи  включала в себя Польшу и Финляндию. Самоя же Империя граничила на западе с Норвегией, Австро-Венгрией, Германией и Румынией, и более планов по расширению своих пределов не имела.  Между тем, Россия в 1895 году не имела современной военно-морской базы в незамерзающей части Балтийского моря, и для этих целей Николаем Вторым был прозорливо избран удобно расположенный архипелаг Моозунд, в узостях которого несколько броненосцев береговой обороны, поддерживающие Моозундские минно-артиллерийские позиции (Рижскую, Балтийскую и Финские позиции соответственно), могли держать надежную передовую оборону западных рубежей Державы. Возведена была и крепость на полуострове Ханку, вкупе с фортами Моозунда и Дундагой явившая собою Вторую оборонительную линию непосредственно у входа в Финский залив.

РЯВ. Курсом к Победе

Юг
Что до южных границ с Турцией, Персией и Афганистаном, то их изменение доставило бы Российской Империи вследствие некоторых аспектов больше хлопот, нежели сулило выгод.
Особливо тут следует упомянуть Турцию, традиционного противника на данном рубеже. Гений Николая Второго позволил ему осознать, что Европа ни в каком случае не даст России занять проливы, не останавливаясь и перед новым повторением севастопольского разгрома. Желаемое в течение почти всего XVIII и XIX веков присоединение к российской территории турецких проливов Босфор и Дарданеллы справедливо рассматривалось Россией как наилучший метод защиты черноморской акватории от вторжения извне путем строительств мощных и современных береговых укреплений.
К несчастью, с другой стороны, Средиземное Море рассматривалось Британией как центральная торговая артерия, своего рода британская Волга, и перспектива захвата Россией проливов не могла не рассматриваться Британией  как серьезная угроза ее внутриимперскому судоходству. Таковая угроза была для Британии столь же неприемлема, как, к примеру, основание на Волге, близ Нижнего Новгорода, Британской крепости, с броненосцами и береговыми батареями.
Следовательно, о проливах России надо было бы забыть и более не вспоминать,

Восток
По большому счету, российский Дальний Восток в начале Его царствования хорош был только на географической карте. Ни значительных запасов разведанных полезных ископаемых, ни выгодных сельскохозяйственных земель там не было. Климат в целом можно охарактеризовать как весьма для человека неблагоприятный.  Дальний Восток в силу географических причин был обречен на прозябание и подвоз продуктов и промышленных товаров из Центральной России, что всегда являло собой дело, в связи с колоссальным расстоянием, довольно дорогое, и потому любая осмысленная деятельность в той местности был совершенно не выгодна. Было желательно провести совершенно логичное присоединение к России близлежащих южных территорий для ведения там сельского хозяйства и производства промышленных товаров. Таковое присоединение отвечало и интересам коренного населения, прозябавшего фактически в средневековье.
Да, еще на самой заре своего достославного царствования Николай Второй дал указание о подготовке территориальной экспансии в Манчжурию. Дальневосточная экспансия могла и должна была стать Генеральной внешнеполитической линией, которой должны были споспешествовать дипломатические усилия, развитие военной силы Армии и Флота, экономика и финансы, технический прогресс, а также собственно железнодорожная, судостроительная, судоремонтная, градостроительная и иные программы развития Российской Империи.

Правительством была подготовлена и высочайше утверждена «Программа Комплексного развития территории Дальнего Востока в 1895-1900 годах и на период до 1905 года».
Развитие железнодорожного сообщения с Дальним Востоком, а также угледобычи, мануфактур, судоремонтных и судостроительных мощностей на Дальнем Востоке стало приоритетным, что позволило к установленному сроку достичь значительных результатов. Существенная часть Программы носила закрытый характер, исключительно для нужд военного и дипломатического ведомств. Однако, открытая часть сулила неисчисливые выгоды все активным и не востребованным членам российского общества, не смотря на вероисповедание и социальный статус. Так называемые пассионарии легко находили себе место и в качестве членов разросшегося Дальневосточного Казачества, и в качестве охотников, трапперов, искателей руд и полезных ископаемых.

В августе 1898 года, согласно повелению Николая II, русский МИД инициировал первую Гаагскую конференцию мира, отдельные решения которой действуют и по сей день: например, был создан Постоянный арбитражный суд в Гааге. В Секретариате ООН по сей день стоит бюст Николая II.

В 1900 году Николай II отправил русские войска на подавление Ихэтуаньского восстания совместно с войсками других европейских держав, Японии и США.

Но истинной жемчужиной внешнеполитического искусства явилось Соглашение о демилитаризации Черного Моря от 1901 года. Череда двухсторонних переговоров увенчалась заключением в Севастополе полномочными  представителями России, Турции, Великобритании, Австро-Венгрии, Германии и Франции «Соглашения о демилитаризации Черного Моря», каковое море объявлялось зоной свободной и беспошлинной торговли. При этом вход боевых кораблей нечерноморских стран в Черное море был воспрещен, а число броненосцев каждой черноморской державы ограничивалось нижеследующим образом: Россия – 2, Турция – 2, Румыния – 1, иные страны же прав на строительство и приобретение эскадренных броненосцев были лишены. Линейные корабли Черноморского флота Российской Империи, за исключением эскадренного броненосца «Чесма», были выведены из Черного Моря и при почетном сопровождении крейсеров стран-участниц соглашения  препровождены Суэцким каналом на Дальний Восток, в крепость Порт-Артур. Характерно, что Лондон счел сей факт победой свое дипломатии, а Санкт-Петербург  — своей. Доволен был и Султан.

В результате длительных переговоров в верхах к 1900 году завершился раздел значительной части Китая на сферы влияния, согласованные всеми европейскими державами:
— Англия сохранила под своим влиянием богатейшую часть Китая — долину Ян-Цзы.
— Россия приобрела Манчжурию и до некоторой степени другие области застенного Китая,
— Германия — Шаньдун,
— Франция — Юянань.
— Япония в 1898 г. вернула себе преобладающее влияние в Корее, потерянное было ею после пересмотра Симоносекского мира.
 

Последовавшая аренда Россией Ляодунского полуострова, постройка Китайско-Восточной железной дороги и основание морской базы в Порт-Артуре, растущее влияние России в Манчжурии сталкивались с устремлениями Японии, к которой пришел аппетит во время еды: теперь Япония претендовала не только на Корею, но и тако же на пограничную с ней Манчжурию

Однако, вскоре воспоследовавшая  Русско-Японская Война 1904-1905 года не только не явилась для Военного Ведомства сюрпризом, а, напротив, учитывалась в планах боевой подготовки и планах перевооружения еще с 1895 года.

Говоря о Русско-Японской Войне 1904-1905 года (далее – РЯВ) невозможно не признать, что взаимоотношения между РЯВ и общим состоянием дел в Российской Империи являют собой ярчайший пример системы с положительной обратной связью. Победа в РЯВ была обусловлена, в том числе, общим состоянием дел в России, и, наоборот, общее состояние дел в России после 1905 года было обусловлено, в том числе, итогами в РЯВ.

Оставив далее в стороне вышеупомянутое общее состояние дел в России на рубеже 19 и 20 веков, обратимся к теме выполнения программы.

Военное кораблестроение

Что касается собственно судостроительной программы, необходимо отметить, что военное судостроение в случае таких масштабных проектов, как в период 1895-1905, не могло существовать отдельно от научно-технических, экономических и финансовых процессов в Российской Империи и за ее рубежами.
Кораблестроительные программы теряли и приобретали финансирование, а также существенно видоизменялись ввиду появления новых тактических подходов и, в довершении всего, на кораблестроительные программы активно влиял ход бурного научно-технического прогресса. В то время почти ежегодно свершались открытия и изобретения, благодаря которым боевые корабли устаревали еще на стапеле.

В итоге к 1905 году Российской Империей был введен в строй могучий Флот в составе 57 кораблей 1 и 2 ранга, без учета легких сил и вспомогательных крейсеров Доброфлота.

Сильнейшими боевыми кораблями Российского Императорского флота являлись эскадренные броненосцы (далее по тексту  – ЭБР), каковых к 1905 году было построено 26 единиц. Впрочем, в полной мере к завершению 1903 года лишь два из них (ЭБР «Ретвизан» и «Цесаревич») отвечали современным на тот момент требованиям к вооружению, скорости и защищенности эскадренного броненосца. Такова была стремительность технического прогресса в военном судостроении тех лет

Дополнительно к 26 ЭБР было построено три броненосца береговой обороны (далее по тексту – ББО) — весьма удачных боевых корабля для уже углубленной акватории Моозундского архипелага.
 РЯВ. Курсом к Победе

 

Линейные силы были укреплены 17 крейсерами первого ранга, из которых 10 имели скорость 19 и более узлов и 11 крейсерами второго ранга, из которых скоростных было 5

РЯВ. Курсом к Победе

Расстановка Сил
Что касается базирования кораблей, то с 1895 года ежегодно свершались многочисленные межтеатровые переходы как отдельных боевых кораблей, так и кораблей в составе временных корабельных отрядов. Таковые переходы стали к 1903 году обычнейшим делом.

Что же касается ситуации на конец 1903 года, то таковая выглядела нижеследующим образом: лишь 8 боевых кораблей защищало Балтийский и Черноморский театры военных действий, что, однако, было частично компенсировано фактом скорейшей достройки и на Балтике, и на Черном море 6 новейших боевых кораблей. Еще 4 корабля по разным причинам из Флоты выбыли:
 РЯВ. Курсом к Победе

Бухта Золотой Рог имела 4 сухих дока, 4 ледокола и многочисленные строения, связанные с материально-техническим снабжением и ремонтом боевых кораблей. Владивосток связывала с Центральной Россией двухпутная железная дорога.
Владивостокская Военно-Морская База представляла собой центральную точку российской морской силы. Владивостокский флот включал в себя 11 эскадренных броненосцев (к сожалению, лишь 4 из них имели скорость более 18 узлов) и 12 крейсеров 1 ранга:

РЯВ. Курсом к Победе

Наконец, крепость-порт Порт-Артур содержала эскадру из 7 устаревших ЭБР и 7 крейсеров 1 и 2 ранга.
РЯВ. Курсом к Победе
 

Противник
Силы Японского флота были не так многочисленны, но укомплектованы более совершенными кораблями (быстроходными, хорошо вооруженными и достаточно надежно бронированными), построенными для них законодателем военно-морской моды – Великобританией.

РЯВ. Курсом к Победе

 

ВОЙНА
Боевые действия начались внезапной японской атакой внешнего рейда Порт-Артура, в ходе которой был потерян ЭБР Синоп. В бухте Чемульпо погиб в бою русский стационер — канонерская лодка Кореец.

РЯВ. Курсом к Победе

Однако, почти не покидавшая внутреннего рейда шестерка порт-артурских броненосцев с одной стороны сковала часть японского флота, а с другой стороны дала надежный тыл своему небольшому, но чрезвычайно активному крейсерскому отряду. Линии снабжения в Желтом море подвергались нешуточной опасности и требовали использования тактики крупных конвоев с парой броненосцев прикрытия.

Вскоре госпожа Удача улыбнулась и России – вблизи Порт-Артура подорвался на русской мине и погиб эскадренный броненосец Фудзи.

РЯВ. Курсом к Победе

В это время Владивостокский флот силами крейсеров 1 ранга, а также вспомогательных крейсеров  Доброфлота почти полностью пресек Японскую внешнюю торговлю, равно как и линии снабжения в Японском море.

Под градом острой критики со стороны армии, Японский императорский флот принял вызов и вступил в генеральное сражение с Владивостокским флотом в Цусимском проливе.
 РЯВ. Курсом к Победе

Быстроходное крыло Владивостокской Линейной эскадры (броненосцы-крейсера Пересвет, Ослябя и Победа, под управлением флагманского эскадренного броненосца Ретвизан) пресекли курс японской линии и продержались достаточно времени до подхода главных сил – броненосцев типа Полтава и иных российских броненосцев.

РЯВ. Курсом к Победе

К моменту  перехода боя в завершающую фазу броненосцы-крейсера пылали от киля до клотика, а избитый японскими фугасами Ретвизан глубоко осел в воду. Через несколько часов быстроходное крыло стало подводным. Экипажи были частично спасены русскими крейсерами.

Тем не менее, хотя сражение завершилось с преимуществом у Японии, которая потеряла только три старых броненосца (Ясима, Фусо и Чин-Иен) против русских четырех новых, война на море была одержана Россией – вернувшаяся в порты четверка японских броненосцев была в ремонте еще несколько лет, и вплоть до подписания мирного договора в море не вышла.

Вхождение Желтороссии (как назвали Манчжурию) в 1912 году в состав России вызвало взрыв верноподданнических чувств и укрепило позиции Его Величества во внутриполитических вопросах.

Впрочем, Николай Второй отличился и тем, что первым из русских царей вышел на пенсию под достижении 60 лет, передав в 1928 году бразды правления своему сыну и наследнику Алексею, которому в тот год исполнилось 24 года.

РЯВ. Курсом к Победе

 

 

Дмитрий Ю
Подписаться
Уведомить о
guest

73 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account