Русско-японская альтернатива
В рамках альтернативы по вселению попаданца в Николая II рассмотрим нетривиальный вариант развития русско-японских взаимоотношений на рубеже веков.
Николай серьезно отнесся к своему назначению (по предложению министра путей сообщения С.Ю. Витте) председателем комитета по постройке Транссибирской железной дороги и глубоко погрузился в проблемы освоения Сибири и Дальнего Востока. Он достаточно быстро понял, что без заселения Сибири и Дальнего Востока значимым количеством русских, эти земли могут повторить судьбу Аляски. Так к 1885 году население Сибири и Дальнего Востока составляло всего 4,3 млн. человек. В ходе совместного путешествия с отцом сухим путём через всю Сибирь во Владивосток, Николай II осознал насколько тонкой и непрочной является связь коренной России с землями Сибири и Дальнего Востока.
Отец настоял на его участии в маневрах русской Тихоокеанской флотилии на борту крейсера «Память Азова». В ходе маневров Николаю II стало ясно, что слабая Тихоокеанская флотилия не имеющая своей незамерзающей базы на Тихом океане и зимующая в Японии, не имеющая судоремонтных мощностей не способна отстоять русский Дальний Восток от нападения с моря не только мощнейшего Британского флота, но и от флота второстепенных держав. Морской путь из центральной России на Дальний Восток может быть в любое время прерван, например флотом Британской империи, а Россия, будучи глубоко континентальной в своей основе империей, с невозможностью по географическим причинам собрать свои военно-морские силы в единый кулак, не способна на равных конкурировать с флотами развитых промышленных государств. Однако горькая правда подтолкнула к осознанию того, что надо играть на том поле, где Россия сильна и опираться на армию и железные дороги. Вокруг Николая сформировался круг единомышленников, которые аккумулировали и обобщали меры по развитию и заселению земель Дальнего Востока и Сибири, которые были представлены Николаем II в 1893 году на высочайшее имя.
Николай II предлагал:
-
- Немедленно начать строительство судоремонтного завода во Владивостоке для нужд Тихоокеанской флотилии;
- Начать освоение северного морского пути;
- Направить на Колыму экспедицию для розыска полезных ископаемых;
- Максимально ускорить строительство Транссибирской магистрали;
- Для ускорения строительства направить максимальное количество заключенных на строительство Транссиба на трудных участках (строительство туннелей и Кругобайкальской железной дороги), чтобы те не прохлаждались на Сахалине и централах разбросанных по Российской империи, а своим трудом искупали свои прегрешения.
- Для увеличения количества заключенных занятых на строительстве Транссиба назначать политическим заключенным каторжные работы, вместо мягкой ссылки, для чего внести изменения в Уложение о наказаниях.
- Для увеличения количества переселенцев на Дальний Восток и Сибирь подготовить 25-летний план по ежегодному переселению населения предусматривающий создание Департамента по переселению в составе Министерства внутренних дел, создание и финансирование на новых землях МТС для приучения переселенцев к механической обработке земли, меры экономического стимулирования для переселенцев, выделение финансирования на нужды переселения, соответствующее количество вагонов, межевание участков для новых переселенцев, формирование семенного запаса, инструментов, стройматериалов, строительства для них школ, церквей и т.д.
- Губернаторам направлять для исполнения ежегодную разнарядку на отбор и направление переселенцев;
- Для увеличения количества переселенцев на Дальний Восток и Сибирь разработать программу, в соответствии с которой голодающие семьи должны приниматься на государственное обеспечение в обмен на переселение на Дальний Восток и Сибирь;
- внести в Уложение о наказаниях новую статью, в соответствии с которой голодающая семья, не обратившаяся за переселением в Сибирь, в случае смерти любого члена семьи подлежит направлению на вечное поселение в Сибирь.
- Для увеличения количества переселенцев на Дальний Восток и Сибирь Николай II предлагал разработать программу ослабления ограничений по проживанию для евреев, предоставив им права свободно селиться на территории Урала, Сибири и Дальнего Востока, а также предоставить евреям право построить на берегу Авачинской бухты порт Новый Иерусалим, предоставив этому порту право беспошлинного ввоза и вывоза товаров в режиме порто-франко.
- Назначить Николая II наместником Дальнего Востока.
Александр III посчитал некоторые меры, предлагаемые Николаем чрезмерными, но не желая губить на корню полезную инициативу заинтересовавшегося государственным управлением сына, пошел на утверждение предлагаемых мер и назначил Николая II наместником Дальнего Востока.
Зимой 1894 года Александр III простудился, заболел воспалением легких и умер (20 октября 1 ноября) 1894 года.
Спустя несколько дней после кончины отца, попаданец в теле Николая II впервые проявил свой несговорчивый нрав, расторгнув заключенную 6 апреля 1894 года помолвку с Александрой Федоровной Гессен-Дармштадской и объявив, что в Российской империи достаточно красавиц, среди которых царь найдет себе супругу. Этим он поверг в шок зарубежные царствующие династии и вызвал симпатии русского дворянства и девятый вал интриг среди родителей девиц на выданье.
В результате разгромного поражения в Японо-китайской войне 1894—1895 годов Китай серьезно ослабел и сформировавшаяся в России еще при Александре III «восточная» партия стала продвигать проект создания Желтороссии путем отторжения от Китая Манчжурии, опираясь на строительство Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Предложенная Витте трасса КВЖД действительно кратчайшим путем соединяла Читу и Владивосток. Вроде бы отличный вариант.
Если мы присоединяем всю Манчжурию, сможем мы ее отстоять? Есть у нас лояльное население для заселения этой территории? Сможем мы снабжать эту территорию при имеющейся транспортной сети? Имеем ли мы мощный флот и достаточное количество вооруженных сил в этом районе для защиты нашей новой территории? И выясняется, что на все вопросы мы получаем отрицательный ответ. Нет у нас ничего из вышеперечисленного в данном месте и в данное время. А чего тогда разеваем рот, не имея возможности переварить?
Отторжение от Китая всей Манчжурии с портами Ляодунского полуострова вызовет объединенное противодействие всех так называемых «цивилизованных» стран, которые не собираются допускать Россию к разделу китайского пирога (свои возможности эти страны продемонстрировали России в РИ в ходе русско-японской войны, причем сделали это чужими руками).
Да и такая мощная страна как Китай (как мы понимаем сегодня) рано или поздно встанет с колен и не допустит, чтобы русско-китайская граница проходила так близко от столицы Китая. Мы это на примере территориальных споров с Финляндией видим, которая отхватила в период слабости России себе огромный вкусный кусок территории, не имея сил его удержать.
Давайте быть реалистами и посмотрим на карту. Недоумение, возникающее при взгляде на начертание русско-китайской границы в этом районе на политической карте, сразу проходит если посмотреть на эту же границу на физической карте. По сути, граница является естественной и проходит по рекам Амур и Уссури. При мизерном количестве войск и населения имеющегося в этом районе у России именно такую границу по рекам легче всего охранять и оборонять.
А теперь подумаем, если мы хотим передвинуть границу, то куда нам выгодно ее передвинуть и каким условиям такая граница должна соответствовать.
Если строить границу по предлагаемой кратчайшей линии соединяющей Читу и Владивосток ( по линии КВЖД и Харбина в РИ), то граница будет проходить посреди равнины, оборона которой будет в разы труднее, а в состав Российской империи вместе с территорией войдет гораздо более многочисленное по сравнению с имеющимся русским и нелояльное китайское и манчжурское население. И это все ради экономии на строительстве железнодорожной трассы? Так впереди мировая война, волнения в стране и т.д. И значит, отберут построенную на наши кровные денежки трассу себе уважаемые китайцы, а мы с этим ничего сделать не сможем. Даже Иосиф Виссарионович в итоге отказался от Порт-Артура и КВЖД, хотя уж его-то никто в пренебрежении государственными интересами обвинить не может.
Так что китайцы, разрешившие России строить КВЖД на своей территории были абсолютно правы и мыслили на перспективу, получив на халяву инфраструктуру и построенные города, да еще и взятки от нас, а наш царь-император страдал манией величия в РИ.
Где же воспользовавшись слабостью Китая можно провести границу в этом районе и самое главное удержать ее?
Наиболее устойчивыми являются границы, проходящие по естественным природным рубежам, таким как горные хребты и реки. Их удобнее оборонять и защищать.
Взглянем на карту.
Вполне реалистично провести новую границу по водоразделу Большого и Малого Хингана, далее по реке Муданьцзян и по горному хребту Ваньдашань до русско-корейской границы. Горная местность малонаселена и удобна для обороны. Сунгари́йская равни́на по сути является большим болотом, регулярно затапливаемым при разливе рек. В данном случае и Китаю нет смысла цепляться за эти пустынные горы и болота, и Россия может немного укоротить протяженность железнодорожной трассы от Амура до Владивостока. Но самое главное, данные границы являются естественными, проходят по горным хребтам и рекам, мы не ущемляем этим начертанием границы интересы великих держав и способны их удержать.
Более того, в данном случае мы уклоняемся от схватки с Японией, оставляя возможность с ней сцепиться в споре о разделе Китая и Кореи, любой стремящейся получить новые колонии державе, хоть Франции, хоть Германии (как это произошло после заключения Симоносекского мирного договора). У нас появляется замечательная возможность получать преференции от Китая, за отказ от поддержки Японии, а от Японии за отказ от поддержки Китая. Пусть они все там передерутся, нам это выгодно! Чем дольше будет длиться неразбериха в этом районе, чем сильнее ослабнут во взаимной борьбе Китай и Япония, тем больше выгод мы из этого извлечем. Давайте хоть раз посмотрим на драку со стороны, как это делали США в первой и второй мировых войнах.
Кстати огромные деньги, впустую потраченные на строительство бесславно ушедших на дно или ржавевших в своих портах броненосцев можно направить на решение главной проблемы России — земельного вопроса! Да и программа формирования запаса снарядов и насыщения гаубицами армии в преддверии будущей войны будет очень к месту.
Имея в виду данные резоны, Николай II начал тонкую дипломатическую игру. Русская печать в один голос начала кампанию в поддержку молодой быстро развивающейся японской державы, делающей огромные успехи на пути приобщения к европейской цивилизации и общечеловеческим ценностям. Пошли слухи о переговорах о поставке Россией Японии оружия, артиллерии и даже броненосцев из наличия Российского флота. На самом деле с появлением дредноутов все до дредноутные броненосцы это деньги выброшенные на ветер и если какие-то недоумки готовы за них платить золотом, то милости просим.
Цинское правительство заволновалось и начало активно бомбардировать российские власти своими предложениями о переговорах. Началась активная японо-китайская борьба за перетягивание на свою сторону России.
По вопросу строительства КВЖД у Николая II начались первые трения с Витте, и он отстранил Сергея Юльевича от ведения переговоров с Цинской империей. Царь настоял на ускоренном строительстве железной дороги вдоль берегов реки Амур, в дальнейшем надеясь несколько спрямить маршрут по Сунгари́йской равни́не.
22 мая (3 июня) 1896 года пользуясь слабостью Китая после поражения в войне и корыстолюбивостью китайских чиновников Россия, в обмен на отказ от поддержки Японии, подписала Российско-китайский договор об аренде на 80 лет Саньцзя́на (Сунгари́йской равни́ны, 三江平原 Sānjiāng Píngyuán) – низменности на северо-востоке Китая, в среднем течении Амура и в нижнем течении его притоков Сунгари и Уссури и территорий Китая от русско-китайской границы до водораздела Большого и Малого Хингана, а также от русско-китайской границы до водораздела хребта Ваньдашань (т. н. Московского договора). С российской стороны подписи под договором поставили князь А.Б. Лобанов-Ростовский, с китайской (Цинской) стороны — Ли Хунчжан.
В итоге фактическая граница Российской империи прошла по водоразделу Большого и Малого Хингана, далее по реке Муданьцзян и по горному хребту Ваньдашань до русско-корейской границы.
Россия отказалась принимать участие в тройственной интервенции предложенной Францией и Германией для принуждении Японии к невыгодному для нее отказу от приобретений по Симоносекскому мирному договору, получив от Японии значительные преференции. Япония же, потерявшая значительные территориальные завоевания в связи с интервенцией Франции и Германии, начала готовиться с схватке с этими европейскими хищниками.
Так как Россия отказывается от претензий на Корею И Китай, то русско-японской войны не будет, а вот будет ли германо-японская или франко-японская война интересный вопрос. Что думаете на этот счет коллеги?