Рост военно-морской мощи Экваториальной Гвинеи и украинские корни этого роста.
Вот вы, уважаемые коллеги, чего-нибудь слышали о флоте Экваториальной Гвинеи? Нет? А он, тем не менее, есть, прямо как тот суслик из фильма. Точнее, ВМС этой страны, но ладно, не будем вдаваться в нюансы… Скажем так, что по меркам африканских стран это инменно вполне серьезный флот ( из африканских, пожалуй, он уступит лишь ВМС таких стран, как ЮАР, Алжир, Египет и Нигерии) . И, что самое интересное, количественный и качественный рост происходит буквально последние 3 года.
Нужно сказать, что ВМС этой центральноафриканской страны представлен практически только патрульными кораблями и катерами, правда один из этих кораблей носит обозначение "амфибийный фрегат", хотя, фактически, является БДК. Второй является типичным патрульным кораблем исключительной экономической зоны, и ближе всего к классу "корвет" или "малый фрегат". Ну а теперь подробнее о двух самых крупных кораблях ВМС Экваториальной Гвинеи. Более-менее подробная информация о этих весьма занятных кораблях взята с блога http://bmpd.livejournal.com/
Патрульный корабль "Bata".
Вот чего пишет автор вышеозначенного блога:
Bata построен по проекту патрульного корабля SV-01 (шифр "Касатка", — он же проект OPV-88, шифр "Реклама"), разработанному в Николаеве украинскими специалистами казенного предприятия «Исследовательско-проектный центр кораблестроения» под эгидой украинско-британского совместного предприятия Fast Craft Naval Supplies (UK) Limited (ссылка на сайт этой фирмы — здесь). Фактически, как можно судить, данное СП создано "Укрспецэкспортом" совместно с британскими и турецкими партнерами для продвижения продукции украинского военного кораблестроения в третьих странах. Фактическое строительство корабля Bata осуществлялось болгарским судостроительно-судоремонтным заводом "Дельфин" (ссылка на его сайт — здесь) в Варне, при этом корабль носил фиктивное название Kasatka и номинально строился для "литовской фирмы" в качестве "поисково-спасательного судна". Закладка Kasatka была осуществлена 17 июня 2010 года. Корабль по завершении ходовых испытаний убыл в Экваториальную Гвинею в середине октября 2011 года. Доставленные с Украины вооружение и оборудование устанавливались на Bata уже в Малабо украинскими специалистами (в том числе фирмы "Импульс-2" из Севастополя, занимающейся ремонтом морского вооружения).
О системах вооружения немного попозже. Сперва о проекте OPV-88, шифр "Реклама":
Согласно данным сайта компании Fast Craft Naval Supplies (UK) Limited, патрульный корабль проекта OPV-88 имеет полное водоизмещение 1360 тонн, наибольшую длину 87,3 метра, ширину 11,8 метра и среднее углубление 4,05 метра. Энергетическая установка дизельная двухвальная, скорость хода до 25 узлов, дальность плавания 3500 миль при скорости 12 узлов, автономность 20 суток. Экипаж 35 человек, имеются помещения для размещения еще 20 человек.
Прим. doktorkurgan: конечно, я могу и ошибаться, но на мой взгляд в основе проекта OPV-88 лежит весьма переработанный экспортный сторожевик пр. 1159 — есть некоторое сходство по архитектуре, водоизмещению и размерениям:
Вооружение Bata ВМС Экваториальной Гвинеи состоит из 76-мм артустановки АК-176 и двух 30-мм артустановок АК-630 (все сняты со списанных кораблей ВМС Украины), а также двух кормовых новых дистанционно управляемых боевых модулей БМ-5М.01 "Катран-М" с 30-мм пушками ЗТМ1 (морской вариант боевого модуля николаевской разработки "Штурм" для бронетехники). О последнем поподробнее:
Боевой ракетно-артиллерийский модуль БМ-5М.01 "Катран-М" николаевской разработки, представляет собой вариант боевого модуля БМ-3 "Штурм" для бронетехники, и установленные на обсуждаемых ниже боевых кораблях украинских проектов ВМС Экваториальной Гвинеи. Модуль необитаемый дистанционно управляемый. Вооружение включает 30-мм автоматическую пушку ЗТМ1 и спаренный с ней 7,62-мм пулемет КТ, а также две-четыре ПТУР "Барьер" с лазерной системой наведения. Углы возвышения 30-мм пушки увеличены до +60 градусов, а склонения — до -16 градусов.
Прим. doktorkurgan: в общем типичный противокатерный девайс. 30-мм. орудие обеспечиваетдальность поражения до 2 км., ПТРК позволяет поражать надводные цели до 5 км. Пулемет позволяет работать по маломерным катерам и пиратским моторкам без расходования довольно дорогих снарядов.
Нужно сказать, что размещение АК-176 и АК-630 в носовой части корабля какбэ намекает, что решение задач ПВО не является сильной стороной данного проекта. Зато в ангаре под вертолетной площадкой размещаются слипы с катерами полужесткого типа, которые оптимизированы для проведения досмотровых операций и высадки разведывательно-диверсионных групп.
В плане радиоэлектронного вооружения — корабль оснащен радиолокационной системой "Каскад" SV-01 с РЛС "Дельта-М" разработки киевского НИИ "Квант-Радиолокация".
Авиационное вооружение представлено вертолетом, предположительно Ка-29 (поставлен в Экваториальную Гвинею Украиной).
О наличие какого-либо противолодочного вооружения информации нет.
В общем, весьма занятный корабль. Судя по составу вооружения основной задачей для него является партулирование исключительной экономической зоны и борьба с пиратством (для чего оптимизирован). Впрочем, при проектировании патрульных кораблей как правило резервируют возможность установки ПКР. Что-же касается усиления ПВО, то других возможностей, кроме как (чисто теоретически) установки систем на основе легких ПЗРК — например, отечественный ЗРК "Гибка", или французский "Мистраль-Садрал", я не вижу.
Другим кораблем, заслуживающим внимания, является "амфибийный фрегат", а фактически БДК "David Eyama Angue Osa". Информация о нем весьма скудная, известно, что полное водоизмещение его составляет 4000 т.
Корабль был, предположительно, построен в Болгарии по украинскому проекту RO2 (шифр Salamander — таким же было и название корабля при строительстве) и вошел в состав ВМС Экваториальной Гвинеи в октябре 2009 года. По некоторым данным данный корабль создан на базе советского БДК пр. 1171, шифр "Аллигатор" — весьма сильно переработанным.
Если так, то размерения корабля должны быть примерно следующие: длина 113.1 м., ширина 15.6 м., осадка 4.5 м., скорость полного хода 16 уз., запас хода 2400 морских миль.
Еще раз повторюсь, что исходный проект весьма сильно доработан — в частности оборудована вертолетная площадка, и, судя по всему, постоянный ангар.
Скорее всего, корабль был построен все тем же болгарским заводом "Дельфин" и также оснащался вооружением уже с украинской помощью уже в Малабо. Корабль был передан заказчику в 2009 году.
Президент Экваториальной Гвинеи Теодоро Обианг Нгема Мбасого на церемонии ввода в строй ВМС страны "фрегата" (большого десантного корабля) David Eyama Angue Osa (на заднем плане). На корабле различим вертолетный ангар и установленный позади дымовой трубы один из боевых модулей "Катран-М". Бата, октябрь 2009
В плане вооружения: корабль оснащен 76-мм артиллерийской установкой АК-176, предположительно, двумя 30-мм артиллерийскими установками АК-630 (по другим данным двумя 25-мм. АУ 2М-3), двумя 140-мм пусковыми установками РСЗО БМ-14-17 (видимо, все они также сняты со списанных кораблей ВМС Украины), а также двумя боевыми модулями БМ-5М.01 "Катран-М" (первыми серийными). Кроме того имеется ангар для базирования вертолета класса Ка-29. Оснащение системами вооружения осуществлялось на территории заказчика украинскими специалистами.
Монтаж 76-мм артиллерийской установки АК-176 на большом десантном корабле ("фрегате") Сapitán de Fragata David Eyama Angue Osa проекта RO2 (Salamander) ВМС Экваториальной Гвинеи. Предположительно, Малабо, 2009 год (с) АО “Научно-техническое предприятие “Импульс-2” — фотография взята отсюда http://bmpd.livejournal.com/154488.html
Изюминкой проекта является наличие интегрированной системы самообороны малого корабля (РЛС + ОЭС + мини-БИУС + 2-3 боевых модуля управления оружием — все в настольном варианте) создана в Украине и выпускается серийно под названием "Каскад", впервые была установлена в 2009 году на БДК "SALAMANDRA" (собственно, под этим названием, судя по всему, и выполнялся африканский заказ).
Вот такие вот занятные кояблики, построенные при изрядном участии украинских корабелов, ходят в теплых океанских водах под жарким африканским солнышком…