Кубинские патрульные корабли типа «La Habana»: я его слепила из того, что было…

12

Пару лет назад коллега Fonzeppelin уже выкладывал пост про этот корабль, но к настоящему моменту появилось немного конкретики.

Итак,  оный корабль именуется «La Habana», и вощел в состав ВМС Кубы 3 февраля 2012 г. Нужно сказать, корабль весьма интересный: сделали его по принципу «я его слепила из того, что было», но результат получился довольно недурственным.

Немного предыстории: Кубинские ВМС (Marina de Guerra Revolucionaria) располагали в свое время немалым количеством боевых кораблей советской постройки, в т.ч. наиболее крупными из них были три СКР пр. 1159Т (числились фрегатами УРО).

К сожалению, в связи с распадом СССР и постепенным сливом новыми российскими властями бывших союзников, а также в связи с кризисом кубинской экономики (также связанным с распадом советского блока) поддерживать в боеспособном состоянии эти корабли стало проблематично, и в конце 90-х годов их списали. Два из них были затоплены, и, в настоящий момент являются обьектами для дайвинга.

Тем не менее, необходимость в крупных боевых единицах все-же оставалась. Финансовые возможности были ограничены, пришлось применить смекалку и изыскать внутренние ресурсы. Для переоборудования в патрульный корабль был использован траулер-рефрежиратор испанской постройки типа «Rio Damuji» (серия траулеров была построена по заказу кубинской государственной рыболовной компании в 1975-79 гг., в настоящее время в основном распроданы). Подробнее про корабль (по материалам блога bmpd, системы вооружения отмечены цифрами на изображении корабля):

«…La Habana переоборудовался и вооружался в Гаване с 2006 года и проходил морские испытания в 2011 году. Хотя во многих источниках он именуется «бывшим Rio Damuji«, однако достоверно неясно, действительно ли он является конкретно именно этим бывшим траулером или просто одним из судов данного типа… Один из данных траулеров и был переоборудован в патрульный корабль La Habana.

В ходе перестройки в патрульный корабль на судне был установлен весьма оригинальный набор вооружения, включающий две пусковые установки старого противокорабельного ракетного комплекса П-20 (П-15У), сняты с одного из списанных ракетных катеров проекта 205ЭР(2), спаренная 57-мм башенная артиллерийская установка, снятая с зенитной самоходной установки ЗСУ-57-2 (1), две спаренные 25-мм артиллерийские установки 2М-3М (4) и две 14,5-мм зенитные пулеметные установки (3). В кормовой части оборудована обширная взлетно-посадочная площадка, способная принимать вертолет Ми-8. Корабль оснащен тремя современными навигационными РЛС, и, предположительно, аппаратурой радиотехнической разведки.»

Относительно ТТХ — информация из «Энциклопедии кораблей» такая: полное водоизмещение 3200 т. , размерения — длина 107 м., ширина 14.6 м., осадка 5.6 м. Скорость полного хода 15 уз., пропульсивная установка — дизельная. К малозаметным бонусам можно отнести большие обьемы, которые можно задействовать для более комфортного размещения экипажа, неплохую мореходность, и, полагаю, приличную продолжительность патрулирования.

Также можно добавить, что в настоящее время полным ходом идет переоборудование систершипа.

Некоторые соображения насчет состава вооружения.
Относительно использованных артсистем: можно предположить, что использованная в качетстве основной установки башенная 57-мм спарка от ЗУ-57-2 все-таки доработана — как минимум приводы наведения. Кроме этого, если присмотреться, то можно заметить какое-то дополнительное оборудование:

Либо радиолокационный прицел, либо оптико-электронная система.

Вертолетная площадка расчитана на базирование вертолета класса Ми-8. Однако попадалась информация о том, что в качестве палубного геликоптера может использоваться Ми-14 (12 таких вертолетов в противолодочном варианте в свое время были поставлены кубинской стороне, в конце 90-х как минимум 2 из них были в летном состоянии). Использование Ми-14 (если они еще работоспособны), ИМХО, более логично.

Также вполне логично предположить, что для усиления возможностей ПВО могут использоваться расчеты, вооруженные ПЗРК. Места для них вполне достаточно.

В общем, повторюсь, проект получился весьма недурственным. Корабль вполне в состоянии обеспечивать контроль экономического пространства Кубы, в случае чего может серьезно огорчить любой патрульный корабль флотов стран Карибского бассейна (включая, пожалуй, и патрульные корабли Береговой охраны США). Ну а задач борьбы с американскими АУГ в принципе кубинскими ВМС и не рассматривались…

Плюс к этому немного размышлизмов о перспективах подобного переоборудования кораблей коммерческого назначения в интересах военно-морских сил стран третьего мира. Не такая уж дурная идея, если подумать. Во-первых, в зависимости от выбранного в качестве основы корабля можно запилить хоть авианосец (хиленький, но авианосец, вспоминая американский проект «Арапахо»). Кроме этого, в настоящий момент разработаны контейнерные системы с различными образцами систем вооружения, которые могут устанавливаться на минимально доработанных кораблях коммерческого типа. Наиболее доведенной до ума является система CLUB-K: либо версия на основе 60-футового контейнера, оснащенного ракетами комплекса «Калибр», либо версия на основе 30-футового контейнера, с ПКР «Уран», при этом прицельная РЛС комплекса также может размещаться в стандартном контейнере:

В принципе, как говорилось в информационном обращении «Моринформсистема-Агат», их разработка как раз и предполагалась для вооружения мобилизованных кораблей для флотов тех стран, которые не могут по финансовым соображениям позволить себе покупку полноценных боевых кораблей, однако имеют необходимость в обладании средствами контроля своих экономических зон.

Также разрабатывалась, например, контейнерная версия ЗРАК «Палаш»/»Пальма» — это если потребуется усилить ПВО подобных вспомогательных кораблей. Либо можно использовать, к примеру, ЗРК «Гибка».

Во-вторых, в последнее время появилась занятная тенденция в проектировании кораблей классов фрегат и корвет, а именно проектирование чего-то наподобие колониальных канонерок 21-го века на основе опять-же технологий гражданского кораблестроения. Примером подобного корабля является концепт перспективного британского шлюпа «Black Swan». Данный концепт интересен тем, что некоторые характеристики (скорость полного хода, например) не являются приоритетными, зато очень серьезно подошли к модульному принципу вооружения и оснащения данного корабля (опять-же на основе стандартных грузовых контейнеров). Кстати, корабли схожей концепции, ИМХО, могут быть востребованы морскими подразделениями ЧВК.

При таких раскладах вооруженные мобилизованные корабли могут стать неплохим аргументом, способным охладить чрезмерно активных любителей вмешиваться во внутренние дела суверенных стран, недостаточно продвинутых на пути строительства демократии западного образца и насаждении общечеловеческих ценностей.

Использованы материалы блогов http://bmpd.livejournal.com/, http://saidpvo.livejournal.com, http://militaryrussia.ru; не обошлось без помощи Википедии и Гугла.

ЗЫ: попадалось фотошопленное изображение с несколько иным составом вооружения (57-мм спарка АК-725, АК-630, СУО с РЛС МР-123  ). Фейк, но выглядит вполне логично.

Оригинал статьи

Теги:

Подписаться
Уведомить о
guest

7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account