Было время, ещё до украинских событий, когда у России были «лишние деньги» и наши «генералы от космоса», ну просто сгорали от желания, их смачно «освоить».
Причём так, как они уже давно привыкли – методом бесконечной, но очень «статусной» разработки в надежде, что пока идёт яростный распил, либо ишак сдохнет, либо султан…
А предлагали они, ни много ни мало, сверхтяжёлую ракету-носитель (РН)! Как будто у нас есть для этого чуда нагрузки! Но им-то, на полное отсутствие таковых, было плевать. «Генералы от космоса» своё острое желание попилить по крупному, легко маскируют заботой о «сохранении лидерства России в космосе» (как будто от того лидерства ещё хоть что-то осталось!) и им глубоко наплевать, что у России ОЧЕНЬ скромный космический бюджет, уже начатые программы хронически недофинансируются, а вот интересов в космосе – реальных, насущных и даже жизненно необходимых, как раз «вагон и маленькая тележка». Тем более в нынешних «специфических» условиях.
ПОФИГ! Даёшь очередной виток дебильной спирали, первыми бессмысленными витками которой были, как оказалось впоследствии, абсолютно никому не нужные «царь-ракеты» Н-1 и «Энергия».
Сколько нам обошлась та «Энергия», точно до сих пор никто не скажет – все подсчёты приблизительны. Чаще всего, указывают, что на «Энергию» и «Буран» было потрачено в сумме более 14 млрд. рублей (ок. 20 млрд. долларов по тогдашнему курсу). Провал Н-1 обошёлся СССР в 6 млрд. рублей. Притом, что весь военный бюджет СССР в год закрытия программы Н-1 и начала разработки «Энергии», был 16 млрд. рэ, которых более чем хватало, чтоб весь мир «уважал и боялся».
И «шо, опять!?» (С). Третий раз на те же грабли!?
Помните старый анекдот про жениха и бабку?
Ладно, рассказываю: Пришли сваты, сватать девку за хорошего парня. И давай его нахваливать: «Не пьёт! Не курит! Не хулиганит! По бабам не шастает!».
Все вроде довольны. Но самая старая и всё повидавшая на своём веку старушонка – родственница невесты, спрашивает, услышав те, слишком уж лестные для НОРМАЛЬНОГО мужика характеристики:
«А не дурачок ли он у вас часом»?
Вот так же и тут – какие бы варианты применения не придумали те «генералы от космоса» для своей замечательной сверхтяжёлой ракеты (для «Энергии» их разные умники навыдумывали ок. 600, но когда появилась ракета, оказалось, что все это не более чем пустая болтовня), все их аргументы гроша ломаного не стоят, если вспомнить, сколько будет та ракета стоить, сколько будет стоить стартовый комплекс под неё и, главное, сколько будет стоить любая программа, которая нуждается в той «царь-ракете». Ответ-то прост! Все, кто России эти авантюры навяливают – либо дурачки, либо жулики, либо «шпиёны». Ну нет и в ближайшие ДЕСЯТИЛЕТИЯ не будет у России «лишних» денег на ЛЮБЫЕ «мегалитические» космоавантюры.
Т. е. принять решение о работе над теми программами можно (сугубо понтов ради) и даже можно начать сливать на их реализацию деньги. Любые деньги. Но! Результата не будет. Однозначно. Если конечно не объявить те программы стратегически и даже жизненно важными, общенациональными и ради их финансирования, обложить специальным налогом каждого россиянина. Каждую компанию. Каждое учреждение. А всю нашу науку, и всю высокотехнологичную промышленность (включая оборонку!), перевести на казарменное положение «шараг», вплоть до завершения реализации проекта. По другому – никак! Просто «пупок развяжется» и сдохнет очередной «ишак».
Вот кстати, лишь некоторые варианты тех «царь-ракет» от наших «головных» разработчиков космической отрасли.
Вообще, их гораздо больше! При этом, разработчики даже не скрывают, что один лишь полный технический проект (с соответствующими НИОКРами), обойдётся в 1/20 всего бюджета России! Т. е. это даже ДО начала постройки опытного образца! И без учёта, если ли у России на сегодняшний день вообще технологии для реализации тех замечательных проектов!
Прежнее руководство Роскосмоса, отбрыкивалось от этого «бреда сумасшедшего» как могло. Выбранный в качестве наиболее перспективного «Енисей» то «замораживали» (вдруг, на какое-то время, осознав реалии), то, явно по повелению свыше, «размораживали» (на радость дуракам, «патриотам», любителям «лунных авантюр» и американским агентам влияния, мечтающим втащить Россию в то безнадёжное болото).
И всё-таки, здравый смысл возобладал! Проект сверхтяжёлого РН «Енисей», был прикрыт при Рогозине, которому удалось на сей счёт добиться консенсуса с РАН, вынесшей соответствующую авторитетную рекомендацию. Она была проста и очевидна – на нынешнем этапе, мы, даже в случае крайне сомнительного «успеха мероприятия», получим не слишком эффективную РН технического и технологического уровня «Ангары» (т. е. конца прошлого века), для которой к тому же, не будет соответствующих нагрузок.
Даже пресловутая «Лунная программа», в той мере, в какой её хотя бы теоретически могла бы реализовывать Россия, вообще в сверхтяжёлой ракете не нуждается.
А вот нынешнее руководство Роскосмоса, стремящееся всячески угодить и руководству страны и «патриотам» всех мастей, было готово «эксгумировать» и «реанимировать» весь этот «сверхтяжёлый» технический бред сугубо «пристижу ради»!
Но, украинский кризис решительно вывел на первое место новые РЕАЛЬНЫЕ задачи, для решения которых старые «генералы от космоса» с их «фирменным стилем» работы, уже не годились. Поэтому новый, рекордный бюджет Роскосмоса, под радостный распил тем «генералам» весь уже не отдадут. Львиная доля средств пойдёт на «увеличение капитализации» отрасли – на НОВЫЕ высокотехнологичные космические производства тесно связанные с интересами обороны. (Забавно, но одним из НОВЫХ направлений, будет заниматься… «Газпром» — который умеет не только обещать, но и успешно реализовывать. Поэтому в его структуре появится мощное «космическое» подразделение, как абсолютно новый подрядчик «Роскосмоса»).
В общем, теперь, когда идут полномасштабные боевые действия на Украине, после катастрофы «Луны-25», страсти по космонавтике более-менее улеглись и даже самые оптимистичные оптимисты наконец-то осознали реальное место в мире нашей космонавтики, настало время немножко оторваться от реалий и заглянуть в наше космическое будущее. Ракетно-космическое будущее.
С нашим ракетным настоящим, теперь, всё более-менее понятно. Ближайшие годы мы будем эксплуатировать «Союз-2.1б» со старыми-добрыми «Союзами» и «Прогрессами». Ну и для запуска спутников, конечно. Запуски будут осуществляться по-прежнему с «Байконура» (в коммерческих целях) и «Плесецка» (в интересах национальной обороны).
Место нынешнего поколения лёгких РН займёт лёгкая версия «Ангары» (А-1.2), а вместо «Протона», будет тяжёлая «Ангара» (А-5). Обе будут запускаться с «Восточного» — благо, обе стартовые площадки уже готовы.
(«Союз-2.1б»)
(«Ангара-А-1.2»)
(«Ангара-А-5»)
Конечно, нельзя не упомянуть и нашу будущую «рабочую лошадку» Союз-5. Которая впервые должна полететь в конце следующего 2025 года, и именно для её, в основном коммерческих стартов, Россия подписывала с Казахстаном договор об эксплуатации «Байконура» аж до 2050 года!
Проще говоря, России есть на что тратить «ракетный» бюджет и помимо всяких сверхтяжёлых РН, не говоря уже про всякие лунные авантюры.
Кроме того, до сих пор никто вроде официально не отменял и «Союз-6» — версию «Союз-5», модифицированную для пока замершего коммерческого проекта «Морской старт».
В общем, казалось бы, всё идёт как надо и на идее разработки сверхтяжёлой РН в России, поставили крест.
Но, не тут-то было! Новый глава Роскосмоса Борисов, желая угодить всем «борцам за лидерство России в космосе», а может просто в очередной раз порадовать «генералов от космоса», объявил, что Россия возобновляет работы по сверхтяжёлому РН.
Вот это поворот! Все те «патриоты», коммунисты, дураки, авантюристы и американские агенты влияния страшно обрадовались! Россия опять вляпалась в дурно пахнущую эпопею сотворения очередной никому не нужной «Царь-ракеты»!
Щас! Рано обрадовались;) Дело в том, что новую сверхтяжёлую РН, разрабатывать будут на базе ракетных блоков перспективной РН «Амур-СПГ». И пока те блоки не «полетят», ни о каком «сверхтяже» и думать нечего. Т. е. в нынешнее время, за громкой декларацией, на самом деле будет вестись недорогое и скромное, сугубо «эскизное проектирование». То, что при СССР конструктора называли «рисунками на салфетках».
А уж как сложится судьба того «Амур-СПГ» — одному Богу ведомо. Темпы и эффективность работы нашей космической отрасли уже всем хорошо известны. Но то, что третью очередь «Восточного» строить будут именно под «Амур-СПГ», ИЗМЕНИВ план и отказавшись от «заточки» той «третьей очереди» под сверхтяжёлый носитель – вопрос уже решённый однозначно и бесповоротно! Т. е. даже о том, откуда будет стартовать тот «сверхтяж», созданный на базе «Амур-СПГ» — сейчас и речи не ведётся! Всё правильно. Бравушки!
Вангую, что как минимум до 2030 года, мы будем двигаться именно по адекватному маршруту, кто бы там чего не хотел и о чём не мечтал.
В идеале, это будет выглядеть так:
На первом этапе:
– в качестве лёгкого РН – «Ангара-А1.2» (до 3,8 т. НОО).
– в качестве среднего РН – «Союз-2.1б» (до 8,5 т. НОО).
– в качестве тяжёлого РН – «Ангара-А5М». (До 25 т. НОО. Был вариант модификации до 38 т., но, работы по нему закрыты по причине недостаточной унификации в рамках семейства «Ангары». Да и вообще, наверное, за ненадобностью).
«Ангара» в обеих версиях – с «Восточного».
«Союз-2» — с «Байконура» и «Плесецка».
После 2030 года начнётся второй этап, когда постепенно, работу по выводу на орбиту полезных нагрузок начнёт брать на себя новый РН «Союз-5» (он же «Иртыш»). В первую очередь нагрузок коммерческих. В наборе модификаций, диапазон нагрузок от 3 до 17,5 т. (в перспективе аж до 25 т.).
Одной из «фишечек» «Иртыша» является его «экстерриториальность», что для России в её нынешнем положении чрезвычайно важно.
Дело в том, что РН хоть и Российская, но запускаться в коммерческих целях, она будет со специально модифицированного стартового стола, когда-то построенного на «Байконуре» под РН «Зенит» и который передаётся в собственность Казахстана. И который, тот Казахстан, должен будет за свой счёт (как один из «пайщиков» данного коммерческого предприятия) переоборудовать под запуск «Иртыша» (проект «Байтерек»). А фирма, которая будет заниматься коммерческими запусками иностранных спутников, российским «Иртышом» с казахского стартового стола, была заранее зарегистрирована в США!
В помощь ему, снова заработает «Морской старт», запуская специально под него заточенную версию «Иртыша» (пока называется «Союз-6»).
Во как!
Однако, в связи с затянувшейся разработкой «Иртыша», и непонятками в самом Казахстане (будущим его отношениям с Россией), судьба «Байтерека» уже давно под большим сомнением. Плюс украинские события, полностью испортившие отношения России с западом. И, теперь, совершенно не ясно, чем вся эта «международная» деятельность закончится. Не исключено, что Роскосмос, послав всех на три весёлые буквы, сам будет эксплуатировать «Иртыша», запуская спутники сугубо для дружественных стран. Благо и с «Байконура», и с «Морского старта», Россия может осуществлять пуски и без всяких иностранных «помощников». Нет ничего технически невозможного в глобальной «перезаточке» подконтрольных сугубо России стартовых площадок «Союзов» под «Иртыш».
Основной смысл «Иртыша», со временем отказаться в коммерческом плане, не только от «Союз-2.1б» и «Ангары-А-1.2», но даже и от тяжёлой «Ангары-А5»!). Это произойдёт не скоро и тянуться переход будет достаточно долго. Но, кто нас торопит? С «Байконура» нас никто не выгонит как минимум до 2050 года. Если конечно в Казахстане не случиться свой паскудный «майдан» во имя «стратегических интересов» НАТО.
Впрочем, самый интересный тут вопрос, сможет ли составить серьёзную конкуренцию «Иртышу», «Союз-7» (он же тот самый «Амур-СПГ»). От «классического» одноразового «Иртыша» (простого и в большой серии предельно дешёвого — как полагают разработчики), «Амур-СПГ» будет отличаться более экологичным и дешёвым горючим (метан), более мощными двигателями, а его первая ступень будет многоразовой как у «Фалькон-9» Маска.
Делая долгосрочную стратегическую ставку на «Амур-СПГ», его разработчики указывают на несколько факторов, делающих его… едва ли не САМЫМ перспективным РН в мире:
Во-первых, это мощнейшие и при этом экологичные, кислородно-метановые двигатели.
Во-вторых, жидкий метан и жидкий кислород будут иметь настолько близкие характеристики по условиям хранения в ракете, что у РН будет очень лёгкий ОБЩИЙ (но с герметичной перегородкой) бак горючего и окислителя.
В третьих, жидкий метан, близкий к жидкому кислороду по условиям хранения, снимает тезис о его меньшей эффективности как горючего. Кто не понял – в обычном виде, метан уступает более эффективным горючим и для того же результата, его требуется больше. А значит и ёмкость для хранения нужна больше со всеми вытекающими. Здесь же, метан охлаждается до такого уровня, что его помещается больше и все недостатки нивелируются.
В четвёртых, жидкий метан очень хорошо подходит для охлаждения двигателей, что увеличивает их эффективность и надёжность.
В пятых, он создаёт гораздо меньше нагара, чем другие виды горючего, что благоприятно для многоразовых двигателей.
В шестых, ВСЕ операции по подготовке к старту, могут быть полностью автоматизированы.
А ещё, есть «в седьмых», «в восьмых» и т. д.
И над «Амуром-СПГ» уже во всю работают! И, если как обычно не преувеличивают, работа может быть завершена уже к 2027 году (раньше вообще обещали в 25-ом!). Хотя и не скрывают, работа может занять намного больше времени, чем над простым «классическим» «Иртышом» (к тому же, начатым разработкой гораздо раньше). Хотя, и разработчики «Иртыша» «мух ртом не ловят» и готовы разрабатывать и его метановую версию, и многоразовую – что угодно! Только платите! (Тоже самое, касается и разработчиков «Ангары»! И у них есть такой важный аргумент, как уже практически налаженный выпуск своего готового изделия! Ведь проще сделать метановую многоразовую «Ангару» — как новую версию уже имеющейся ракеты, чем практически с нуля ваять абсолютно новый РН).
Но отказываться от «Амур-СПГ» всё равно уже никто не будет хотя бы потому, что «Амур» мощнее!
Для сравнения: «Союз-2.1б» в своём среднем классе, выводит на НОО до 8,5 т. «Иртыш» (в «среднеклассой» версии «Союз-5.1») 9 т. а, в аналогичной ипостаси «Амур-СПГ» — 10,5 т. (в версии с многоразовой первой ступенью) и 13,6 т. в версии с одноразовой первой ступенью. Лепота!
Именно эти ракетные блоки «Амура-СПГ», со всеми его «ноу-хау», должны стать основой в разработке конструкции перспективной сверхтяжёлой РН.
Наиболее реалистичный и быстрореализуемый проект («Амур-3») сможет выводить на НОО до 72 т. Про зашкварный «Амур-5», способный вывести на НОО 117- 125 т. пока говорить ещё однозначно рано.
72 т. на НОО – это, конечно, не фантастически много, но России, на все РАЗУМНЫЕ и, что для неё не менее важно, РЕАЛИЗУЕМЫЕ программы, даже в перспективе, более чем достаточно!
Вплоть до лунных миссий – но без фанатизма, без тех безумных сверхтяжёлых носителей, без всяких долговременных станций на орбите Луны и её поверхности — что есть не более чем блажь отдельных не слишком сообразительных мечтателей-авантюристов и американских агентов влияния.
В общем, второй этап будет выглядеть так:
«Иртыш» — в разных модификациях (от 3 до 25 т. на НОО), в промежутке между 2027 и 2030 г.г. начнёт очень постепенно заменять все РН, которые сейчас эксплуатирует Россия в научных и коммерческих целях. В т. ч. и семейство «Ангара».
Ну и, если с более сложным «Амур-СПГ» у нас всё сложится удачно, кто знает, может быть Роскосмосу придётся выбирать, на какую РН делать ставку после «Ангары» — на однозначно уже готовый к серии «Иртыш» или сразу на перспективный «Амур-СПГ». Благо, наличие «Союз-2.1б» и семейства «Ангара», позволяют никуда не спешить и у «Иртыша» с «Амуром», действительно есть некоторый шанс прийти к «дате принятия решения» одновременно! И всё будет зависеть от политической и экономической ситуации в России и в мире.
В общем, только когда тот «Амур-СПГ» уже станет реальностью, и придёт время того самого, тяжёлого РН. На первом этапе 72 т. на НОО («Амур-3»). В перспективе, потенциально, до 125 т. («Амур-5») с соответствующим переходом в настоящий сверхтяжёлый класс. Но только по мере НЕОБХОДИМОСТИ! Не «от балды», «шоб було», ради неких сугубо престижных и априори неподъёмных прожектов, а сугубо по мере формирования конкретной ПРАКТИЧЕСКОЙ необходимости и существенного роста технологических и финансовых возможностей государства.
Вроде всё очевидно. Но остаётся вопрос — будет ли вообще спрос на такие нагрузки? Военным и коммерсантам, они, скорее всего, как не были нужны, так и не будут (ну, разве что какиенить самые настоящие промышленные модули на орбиту закидывать или очень тяжёлые спутники на геостационар). Науке – только для межпланетных миссий. Особенно если удастся довести проект «Зевс». Надеюсь, к тому времени, у России будут на всё это деньги!
Вот такую, вполне реалистичную программу сотворения «Царь-ракеты», я лично, считаю идеальной для нашей космонавтики В БУДУЩЕМ. Но не сейчас и даже не завтра, а послезавтра – с НАЧАЛОМ не «салфеточной», а практической разработки, никак не ранее 2030 года (когда «Амур-СПГ» уже будет полностью отработан) и началом эксплуатации не ранее 2040-го.
И это, я ещё исключительно оптимистичен!
Р.С. Уважаемые читатели. Вся данная информация не является ни стопроцентно достоверной, ни окончательной – ситуация может измениться в любую минуту – мы уже всякие метания между целями, задачами и стратегиями проходили. Поэтому, статья отображает лишь сугубо ИМХО автора на сей момент времени!
Р.Р.С. Всех не равнодушных к отечественной космонавтике, поздравляю с первым пуском тяжёлой «Ангары» с «Восточного»!