Российская империя в контексте геополитики

0

Цусимское сражение, конечно, трагедия. Однако, это всего лишь эпизод русско-японской войны.

Гораздо интереснее разобраться, как так получилось, что «узкоглазые макаки» (это не я выдумал, это выражение тогдашней официальной пропаганды), которые только вчера слезли со своей сакуры, не имея ни ресурсов (руды, оборудования), ни десятилетий на подготовку квалифицированного персонала (конструкторов, инженеров, рабочих, морских офицеров, матросов парового флота) разбили довольно сильный флот, не самый слабый в Европах.

Когда это всё началось?

Тут я сделал выборку на одном политическом форуме (увы, наши коллеги из соседней страны не владеют галицийским наречием, придуманным в австро-венгерском генштабеРоссийская империя в контексте геополитики

).

Размещаю её практически без выводов и с ограниченными комментариями.

Будучи на бизнес приеме в представительстве КНР, ПОЛУЧИЛ В ПОДАРОК КНИЖКУ, ИЗДАННУЮ МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНЫМ ИЗДАТЕЛЬСТВОМ КИТАЯ.
Любопытная книжка. Серьезная и современная. Автор — американка Марта Эйвери "ЧАЙНЫЙ ПУТЬ. Россия и Китай встречаются через степь."
Попадется — обязательно прочитайте!!!!

Мне стало очень интересно, зачем китайцы ее на русский язык перевели, издали и распространяют.

Привожу заключительный период текста американского историка, популяризируемого Китайским правительством.

"События, описываемые в этой книге, начинаются тысячу лет назад, когда в Китае проживало сто миллионов человек и торговля китайскими изделиями стала приобретать серьезные масштабы.
Сейчас, в начале третьего тысячелетия, население Китая составляет миллиард четыреста миллионов человек. Земли между ним и европейской Россией политически раздроблены и относительно мало заселены. Экономические связи хорошо налажены: чайная торговля сделала свое дело.
Читателю ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ САМОМУ ПОРАЗМЫСЛИТЬ, ЧТО ДОЛЖНО ПРОИЗОЙТИ В БУДУЩЕМ ВДОЛЬ Чайного пути."

Примечания. а) Плотность населения КНР — 113 чел на кв.км Плотность населения Сибири менее 13 чел на кв.км
б) Чайным путем китайцы называют современный Транссиб — ЖД от Читы до Нижнего Новгорода и ответвления на Якутию и Дальний Восток, и путь из Челябинска в Среднюю Азию.

Комментируйте!
В первом комментарии меня спросили: не все ли равно мне оттяпает ли Китай у России Сибирь?
Мне не все равно. Есть вопросы:
а) Зачем так суетиться с уже обреченной Россией?
б) Не лучше ли сразу подружиться с Китаем?
в) Не приложить ли усилия по интеграции в ЕЭС?

Коллега … просил пересказать американско-китайский взгляд на Россию.
Излагаю.
Автор утверждает, что Россия всего лишь транзитная территория между Китаем и Европой. Благодаря транзиту существовала Российская Империя. Как только Британия, в результате победы под Севастополем и Петропавловском, нейтрализовала Россию и установила прямые торговые отношения с Поднебесной, Россия зачахла и скатилась в коммунизм.
Этапы транзитной торговли:
— Нерчинский договор 1687 года (точно не помню, посмотрите в гугле)
Внезапное превращение нищей Московии в богатое царство.
— Кяхтинский и Буринский договоры 1737 (уточните в гугле, царствование Елизаветы, переговорщик Савва Рагузинский)
Пошлины от транзита покрывают расходы на армию и строительство Петербурга
— Первая опиумная война 1847 (я цифры по памяти, могу ошибиться)
Начало заката транзита и финансовые проблемы в Империи
— Крымская война, Вторая опиумная и Пекинский договор 1860 года
Сухопутный транзит заменен чайными клиперами. Если в 1847 году в ЦЕНЕ КАЖДОГО ФУНТА ЧАЯ, ЧТО ПРОДАВАЛСЯ ВНЕ КИТАЯ БЫЛА ВКЛЮЧЕНА РОССИЙСКАЯ ЭКСПОРТНАЯ ПОШЛИНА В РАЗМЕРЕ 6 (шести) РУБЛЕЙ СЕРЕБРОМ, то в 60-е годы — капец ГАЗПРОМУ Романовых пришел, т.к. британцы включали только 10-40 коп.
Вслед за кончиной романовского ГАЗПРОМа начали бузить разночинцы, народовольцы, эсеры и прочие большевики.

А тут еще вмешалась Шотландия. :-)))
Вначале скоты-русофобы изобрели и стали производить чайные клипера (92 дня из Китая в Англию), а затем основали плантации в Индии и на Цейлоне.

А тут и революция подоспела. Революция завсегда поспевает, когда деньги заканчиваются!

А все из-за шары.
Не будь этого треклятого чая — стала бы Московия маленькой Финляндией, а так — стала Великой Россией.
Лично я предпочел бы первый сценарий!

Но реализуется второй.
Все декорации установлены.
Узкой полоской, вдоль бывшего Чайного пути, населена Сибирь.
В 1891 году царь Александр Третий начал строительство Трассибирской ЖД магистрали. БАМ 19-го века.
Денег наодалживали по всему миру, Типа решили создать конкуренцию клиперам и пароходам.
В 1904 построили дорогу от порта Дальний до Нижнего. За безумные деньги построили. А еще настроили заводов паровозных….
Британцы же строили броненосцы для японцев. За японские деньги.
Как только и те и другие закончили постройку, тут же сыны Ямато Дальний захватили. Пришлось вести дорогу во Владивосток. Проложили!
За бабки! А возить нечего!

Сложная штука эта геополитика!

Некий господин, известный своим сквернословием, попросил меня объяснить ему, каким это образом строительство Транссибирской магистрали, для возрождения транзита китайских товаров, связано с револющией 1917 года.
Во-первых я хочу спросить этого господина, а что вообще можно возить от Тихого Океана до Волги кроме китайских товаров? Посмотрите на карту внимательно, и Вы поймете, что от Волги и до станции Даурия в Забайкалье, никаких товаров в приличных количествах не производят, да и не потребляют.
Во-вторых, я хочу спросить этого господина, а что можно возить в обратном направлении, кроме балалаек, дегтя и лаптей?
Если неназванный мною господин сможет правильно ответить на второй вопрос, то я ему задам третий: А где же взять деньги для того, чтобы, загрузив ими вагоны, отправить составы на Дальний Восток для оплаты привезенного?
Т.к. ответ на третий вопрос давно и безуспешно ищет весь мир, напрашивается вывод, что магистраль связавшая Китай и Европу, строилась Россией с целью зарабатывания на транзите китайских товаров в Европу а Европейских — в Китай.

Насколько это у них вышло?
Финансовые итоги строительства Великого Сибирского Пути, 1891 — 1913 г.

Наименование и маршрут участка длина,
1. Вложено средств на территории России, с 1891 по 1905 г.
Длина 6664 верст
Стоимость 526.832.000
Стоимость 1 версты 79.100

2. Вложено средств на территории Китая, с 1896 по 1903 г.
Длина 2377
Стоимость 410.388.000
Стоимость 1 версты 172,6

3. Вложено средств на постройку Амурской линии, с 1907 по 1913 г.
Длина 2096
Стоимость 329.279.000
Стоимость 1 версты 157,1
4. Вторые пути, спрямление линий и др. вложения с 1907 по 1913 г.
Стоимость] 188.914.000

ВСЕГО, на постройку Великого Сибирского Пути с 1891 по 1913 гг.
Длина 11674
Общая стоимость 1.455.413.000

* 1 рубль образца 1897 года = 1/15 империала, или 17,424 доли чистого золота.
** 1 верста = 500 саженям = 1,0668 километра

Теперь переведем тот рубль в текущий бакс через рыжуху ( я просто уверен, что гусарским поклонникам Лидера слово рыжуха понятнее)
Сейчас курс где то 1250 за унцию (31.1 гр) Империал — 11.61 гр
Т.е. выходит, что рубль 1900 года стоит сейчас 31,12 баксов
Таким образом строительство путей ТрансСиба обошлось Императорской казне в 45.588.008.920 американских долларов

Что не вошло в опубликованные цифры?

1. Затраты на строительство головной линии Великого Сибирского Пути (и одновременно конечного участка Самаро-Златоустовской ж.д.) Миасс — Челябинск в начале 1891 г.
2. Затраты на строительство более короткой линии между Пермью и Екатеринбургом через Кунгур, оконченное в 1909 г. Эта линия рассматривалась как важное звено в повышении пропускной способности северного хода Транссиба — между Сибирью и столицей империи Санкт-Петербургом.
3. Затраты на строительство и укрепление военно-морской крепости Порт-Артур: они шли по линии военного ведомства, а не по линии КВЖД. Это были очень серьезные затраты.
4. Затраты на завершение строительства Амурской линии в 1914 — 1916 гг., поскольку приводятся только суммы ассигнованных средств, а не реально израсходованные (перерасходы средств на строительстве этой линии были обычным явлением по ряду причин).
5. Затраты на приобретение подвижного и тягового состава а это тысячи паровозов и десятки если не сотни тысяч вагонов.
6. Затраты на обустройство порта Владивосток, т.к. шли по другому ведомству.

Не зная перечисленных затрат, рискну предположить, что общая стоимость проекта — 100 — 150 млрд долларов.

ВНИМАНИЕ.
Транссибирская магистраль было КАЗЕННЫМ предприятием. На строительство дороги деньги выделяла казна за счет привлечения иностранных государственных и частных кредитов.

Рассчитаться по кредитам граф Витте планировал из доходов ТрансСиба, а доходов и тогда и сейчас — никаких.
Сроки погашения тела кредита начинались с 1900 год, а пик должен был наступить в период с 1915 по 1920 годы.

Денег на выплаты не имелось совсем.
Да и откуда им взяться? Ямало-Ненецкий газ, Уренгой и Тюмень были в очень далеком будущем. Про Якутию же было известно, что там обитают якуты.
НДС еще не придумали.
Вместо подоходного был подушный налог, да и то только с податных сословий.
Все доходы казны: государственная монополия на водку, акциз на табак, пошлины на зерно, концессии на бакинскую нефть.
Как мы понимаем были и традиционные товары: балалайки, деготь, лыко и русский дух, но ликвидность этих товаров была невысокой.

А Россия была Империей, а не общенародным государством, таким образом, деньгу брал лично царь-батюшка, а не народ.

Короче.

Если бы Николая Второго не убили коммунисты, его бы убили кредиторы, ибо у Его Императорского Величества Николая Александровича впереди была невеселая перспектива банкротства.
Если кто помнит, то в первых же декретах большевиков они отказались платить по долгам кровавого режима.

Разумеется, царь бы как-нибудь отбился: кому остров подарил, кому солдатами подсобил, мог бы и гусара включить, типа — какие бабки, мол, кому должен — всем прощаю….

Было бы верхом спекуляций утверждатьто, что Первая Мировая развязана Николаем с целью избежать банкротства и позора Империи….
Но.
а) Николай был в ужасных финансовых обстоятельствах.
б) История о том, что война все спишет — любимая идея его двора (Нам нужна маленькая, но победоносная война)
в) Сербские националисты Герцеговины, застрелившие Фердинанда, были агентами военной разведки Сербии, а последняя — филиалом Российской разведки.
г) В телеграммах, которыми обменивался Дядя Вилли со своим племянником Ники, он постоянно его упрашивал образумиться и при этом апеллировал к родственным чувствам.
д) Когда король Георг Пятый, накануне начало той бойни, звонил Николаю (кстати, они были очень похожи внешне и очень дружили семьями) пытаясь его образумить, Николай отказался брать телефон.

А с другой стороны, подвигнуть Николая Второго на развязывание Первой Мировой могли и не меркантильные соображения, а высокая мечта о величии России.

Пусть решают читатели.
Лично же мне куда симпатичнее Николай Александрович, не желающий расставаться с бабосами, чем Император Николай Второй, мечтающий о всемирной победе и торжестве Русского мира.

" Транссиб был национальным проектом №1 на несколько десятилетий. Причины его постройки множественные, но самые важные – стратегические." — написал мне некий господин в комментариях ко второй части этого сериала.

Трудно не согласиться с этими словами: государственные расходы, даже на приобретение церковной утвари для Херсонского храма МПЦ, всегда обзывают национальным проектом и привязывают к какой-нибудь мудреной стратегии.
Как же назвать тогда расходы в десятки, если не сотни миллиардов?

Вопрос в другом: чьим национальным проектом был ТрансСиб и частью чьей стратегии было его строительство?

Как было показано выше львиная доля российских инвестиций пришлась на территорию современного Китая.

Во-первых, почти половина затрат на строительство ж/д полотна и станционных сооружений. (КВЖД)

Во-вторых, строительство угольных шахт на территории Маньчжурии (современная провинция Цзилинь, Китайский Донбасс) для нужд Тихоокеанского флота России и экспорта третьим странам.

В-третьих, для осуществления экспорта добытого угля ,был построен порт и город Дальний, не имевшие, на то время, аналогов в мире по качеству и технической оснащенности. В настоящее время это второй, после Шанхая, порт КНР, переваливающий 40 млн.т груза ежегодно.

В четвертых, инвестиции в создание речного флота КВЖД (судов, верфей и инфраструктуры)

В пятых, строительство военного порта Порт-Артур с судостроительными верфями, сухими доками и сопутствующими металлургическими и металлообрабатывающими производствами.

В шестых, строительство рудников по добыче железной руды на территории Маньчжурии и мощностей по производству чугуна и стали (все японские авианосцы в Перл-Харборе, равно как и все японские бомбы, уничтожившие флот США, были произведены из маньчжурской руды).

В седьмых, создание в Харбине и Мукдене крупных центров машиностроения.

В восьмых, создание теплоэлектростанций для обеспечения энергией всех этих производств.

Масштаб проекта впечатляет и сегодня.
Вся эта красота была построена в Маньчжурии за семь лет: с 1897 по 1904 год.

Кто это все построил в такие короткие сроки? Кто стал к железоплавильным печам, станкам, кто спустился в угольные забои, кто переводил стрелки и ремонтировал полотно?

Циньская империя запрещала этническим китайцам (хань) оседло селиться севернее и восточнее Великой стены. Поэтому население Маньчжурии в 1897 году составляло 250 тыс., но под давлением России императрица позволила своим подданым уходить за стену.
Сотни тысяч китайцев, под руководством российских и европейских специалистов, строили этот уникальных индустриальный район современного Китая, сотни, а потом и миллионы этих трудолюбивых людей заселили этот, прежде безлюдный край, вокруг новых предприятиях, принадлежащих (в основном) российской казне.
Да и сам край, даром, что Маньчжурия частью суверенного Китая, назвали Квантунской областью Российской империи, назначили в ней наместника, расставили полицейских урядников, издали газету "Новый Край". Думаю, что и березки везде повысаживали для правдоподобия.

И тут мышеловка захлопнулась.
!904 год,
торпедная атака японских миноносцев на линкоры Тихоокеанской эскадры, стоявшие на внешнем рейде Порт-Артура,
высадка японского десанта,
захват Дальнего,
героическая осада Порт-Артура,
позор поражения под Мукденом,
позор сдачи Порт-Артура,
позор Цусимы.
Позор Портсмутского договора.

Согласно последнему, Россия передала Японии договор аренды Маньчжурии вместе с правами собственности на все активы. Новехонькие активы, построенные по последнему слову техники на кредитные деньги.
Кроме этого Россия оплатила Японии ВСЕ военные расходы.
Тихоокеанскую эскадру предписали убрать, разрешив базировать во Владивостоке и Петропавловске ограниченное число устаревших кораблей береговой стражи.
Запрещено было России препятствовать японской рыболовле в прибрежных водах России.
Чуть не забыл — от Сахалина Россия отказалась в пользу Японии.

Восточная авантюра Росии закончилась финансовым банкротством. политическим и военным позором.
И березки, надо полагать, засохли тоже!

СЕЙЧАС в трех северо-восточных провинциях КНР: Хейлунцзян, Цзилинь и Ляонин, бывших объектом российских государственных инвестиций в начале 20-го века, живет и трудится 100 миллионов китайцев, создающих ВВП превышающий ВВП Российской Федерации. Это индустриальное сердце Китая и предмет китайской национальной гордости. Без северо-востока не было бы современного КИТАЯ.

Иногда я думаю, а может вся эта корчагинская вахта со строительством ТрансСиба и истерика с обоснованием необходимости такого строительства — хитроумная китайская стратегия, изложенная изящными иероглифами в древнем манускрипте во времена династии Хань?

Вот она какая — геополитика…….

«Я точно знаю, что ненцам этот газ трижды не нужен.
Им как нужны были олешки и рыба, так это и остается.
Из белой цивилизации им крепко пригодились темные очки и снеговые мотоциклы.
Так вот, если мы, русские (и русские украинцы), у них этот газ взяли, так и взяли что-то для них ненужное.»

Валера

Очень русский, немного наивный империализм! Ненцам это зачем? А нам – пригодится!!!! Россия – вперед!

И каждый раз набивают шишки и синяки, гибнут и теряют, и снова – Россия – вперед! Не обращая внимания на ненцев и грузин, чеченцев и казахов, поляков и китайцев….

Выше была коротко изложена история Российской империи от Нерчинского договора, сделавшего Московское царство исключительным торговым посредником между 100 миллионным Китаем и остальным миром, до Крымской войны 1855-56 годов и Опиумных войн, лишивших Российскую империю этого источника сверхприбылей, и далее, к экономической, военной и политической катастрофе русско-японской войны, ставшей причиной революции 1905 года и последующих событий 1917 года.

Но остались вопросы:
— Как же случилось, что Российская империя инвестировала в безлюдную маньчжурскую степь, находящуюся за 10000 км от метрополии, такие огромные суммы?
— Неужели не видел император и его сановники военных, экономических, культурных рисков?
— Неужели Николай и его министры надеялись, что 37 миллионов необразованных представителей титульного этноса смогут ассимилировать 450 000 000 носителей древнейшей культурной традиции?
— Неужели в Петербурге не видели, что в Прибалтике и Финляндии, в Украине, Польше и на Кавказе, в недавно оккупированной Средней Азии разрастаются национально-освободительный движения?
— Неужели не видели японской угрозы?
— Неужели не замечали открыто враждебного отношения Великобритании и США к планам создания российского индустриального района на Дальнем Востоке?

21 ноября 1894 года, в ходе Первой Японско-китайской войны Люйшунькоу (будущий Порт-Артур) пал. В городе разместился японский гарнизон. И в 1895 году по Симоносекскому договору порт перешел к Японии. Но под сильным давлением России и после демонстраций российской военной мощи, Япония вернула Порт-Артур и Ляодунский п-остров Китаю. Россия и Китай подписали секретное соглашение о совместном отражении возможной японской агрессии.

И тут Россия приступила к реализации своей традиционной политики «братской дружбы», «интернациональной помощи» и «воссоединения народов-братьев».

— Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши хатки?
— Наши хатки – белые палатки!
Вот где наши хатки!

В ноябре 1897 на заседании российского кабинета граф Муравьев (министр иностранных дел) выступил с предложением занять Порт-Артур или рядом находящийся Да-лянь-ван (порт Дальний).
С. Ю. Витте протестовал против такого предложения: после российско-китайских секретных договоров об обороне, в которых мы «обязались защищать Китай от всяких поползновений Японии занять какую-либо часть китайской территории… после всего этого подобного рода захват явился бы мерою возмутительною и в высокой степени коварною… Мера эта является опасною… Занятие Порт-Артура или Да-лянь-вана несомненно возбудит Китай и из страны крайне к нам расположенной и дружественной сделает страну нас ненавидящую, вследствие нашего коварства».
Предложение графа Муравьева было отклонено, однако

— Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши детки?
— Наши детки – штыки, пули метки!
Вот где наши детки!

«через несколько дней после заседания… Государь Император, по-видимому немного смущенный, сказал мне <С. Ю. Витте>…: „А знаете ли, Сергей Юльевич, я решил взять Порт-Артур и Да-лянь-ван и направил уже туда нашу флотилию с военной силой, — причем прибавил: — Я это сделал потому, что министр иностранных дел мне доложил после заседания, что, по его сведениям, английские суда крейсируют в местностях около Порт-Артура и Да-лянь-ван и что, если мы не захватим эти порты, то их захватят англичане“».
Китайцам, сперва, было объявлено, что русские суда с войсками пришли защищать Китай, и, как только, надобность в защите отпадет – уйдут.

— Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши жены?
— Наши жены – ружья заряжены!
Вот где наши жены!

Одновременно с высадкой российских войск в Порт-Артуре, в Пекин высадился дипломатический десант. Эскадра на рейде и в бассейне Порт-Артура, войска в Харбине, десант на Ляодунский полуостров, 3 000 000 золотых рублей взяток (2000 кг золота) в Пекине и 27 марта 1898 года была подписана Русско-китайская конвенция о передаче Ляодунского (Квантунского) полуострова в аренду, которая плавно перешла в создание Квантунской области Российской империи в составе Дальневосточного наместничества.

Так появилась новая исконно русская земля на берегу Желтого моря. Зашумели березки, забренчали балалайки, девки завели хороводы, зазвонили православные колокола, зазвучал могучий и настала лепота и благодать: 30000 военных, 20000 гражданских, православный епископ, газета «Новый Край» и несколько миллионов китайских гостарбайтеров, ждущих русификации и благ «белой цивилизации»! Москва и Питер бились в националистическом экстазе: Россия – вперед!!!!!!

— Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши деды?
— Наши деды – славные победы!
Вот где наши деды!

Как сообщил нам из Ямбурга коллега Валера, туземцам ничё не надь! Им бы олешков и рыбки, рису и иероглифов, а белой русской расе – все остальное, т.е. ненужное : недра, землю, уголь, газ, руду и 80 метров до лавки..

Но загвоздка в том, что китайцев намного больше, чем ненцев и память у них очень хорошая, но об этом позже, как и о том, что же пригодилось китайцам из «белой цивилизации», когда «белых цивилизаторов» сраной метлой вымели назад, в Калугу.
Кстати, Валера, у меня есть подозрение, что и снегоходы, и солнцезацитные очки, которые Вы считаете артефактами «белой русской цивилизации», попадают в Ямбург через Черкизовский рынок, являющийся форпостом цивилизации желтой, ибо оригинальный продукт «белой русской цивилизации» — в 80 метрах от общаги.

 ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Оставить комментарий

Путник
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account