Роль истории сегодня, или пользе «попаданчества». часть №1
Я всего лишь инженер и ни разу не историк или писатель. Но читать фантастику люблю с детства.
Относительно недавно (для меня) я обнаружил новый жанр фантастической литературы – альтернативную историю. На первый взгляд она мне не задалась- интересное послеобеденное чтиво (и то в зависимости от таланта автора), причем с уклоном в самолюбование — вот какой я умный на фоне «тупых предков». Причем и отцы-основатели не исключение -Марк Твен, к примеру, тоже грешил этим почти на всем протяжении «Янки…»
Однако вчитавшись я вдруг понял, что такая литература — прекрасный способ привлечения внимания публики к истории.
Не секрет что история сегодня котируется на уровне древнегреческого – учить можно, но зачем? К тому же преподавание истории в школах и в большинстве институтов находится на уровне приходской школы- зубрежка имён, событий и дат. В результате получается хронология / временная шкала на уровне Кто? Что? Когда? Такое изучение ничего кроме неприятия у школьников не вызывает. (Тут стоит упомянуть, что мой школьный историк был замечательный педагог и энтузиаст – но такие уже вымерли).
А ведь стоит перейти на следующий уровень- задать вопрос КАК? — и история из линейной становится двухмерной, и интересной:
- Как Китай умудрился просуществовать 4 тысячи лет, «не разорвавшись на сотню маленьких медвежат»?
- Как простой лейтенант стал императором Наполеоном?
- Как был придуман телефон? Радио? Мобильник?
- Как СССР, имея превосходство в вооруженных силах, понес такие катастрофические потери в 1941? и т. д., и т. п.
Чтобы ответить на этот вопрос уже необходимо углубленно читать историю- что было до того, что и как это было сделано, и что получилось в результате. Это уже реальное изучение истории, дающее читателю одно из важнейших её аспектов, которые могут быть применены на практике сегодня. Достаточно экстраполировать те условия на сегодняшние проблемы, и решение иногда может быть очевидным.
Но это еще не предел. Мы можем задать следующий вопрос- ПОЧЕМУ? — и это выведет изучение истории в 3D пространство:
- Почему социалистическая революция победила в России, а не в Германии, Венгрии, или Мексике?
- Почему началась Великая депрессия и почему она закончилась?
- Почему Вторая мировая война началась в 1939, а не в 1935 или 1937?
- Почему многочисленные великолепные изобретения германских инженеров не помогли Германии победить во ВМВ?
- Почему распался СССР? и т.д, и т.п.
Чтобы серьезно (без демагогии) ответить на эти вопросы, одной истории (как дисциплины) уже недостаточно- нужно изучать (хотя бы базово) географию, экономику, международное право, социологию, технологии производства, военное дело (тактику и стратегию, матчасть и т.д.) и многое другое.
На этом уровне читатель начинает понимать, что историки сами не знают правильных ответов- они предлагают только свое понимание и мнение. И эти мнения очень часто прямо противоположны. Изучение истории превращается в захватывающее исследование с интригами, загадками и трагедиями. Это увлекательно и чрезвычайно полезно. Это целый мир, который требует массу времени… Да…
Очень немногие профессионалы могут себе это позволить. И они пишут профессиональные толстые книги, которые читают другие профессионалы.
А как же мы? А мы обычно даже не подозреваем об этом мире.
О чем же пишут авторы в книгах по альтернативной истории? Да о том же самом! Как и почему так случилось в РИ и как бы на это могли повлиять те или иные изменения -АИ. И не в сухих научных трудах, а в легкой и доступной для масс форме приключенческой литературы. С изложением простым языком всех причин и последствий с точки зрения различных дисциплин. Именно такие авторы позволяют нам без особого напряжения приобщиться к этому миру.
Я говорю здесь только о хороших авторах, и критерием качества являются не только (и не столько) литературные достоинства произведения, но и знания (зачастую углубленные) предмета обсуждения. Чем выше специальное образование (практическое, а не по диплому) автора, чем глубже он изучал предметы обсуждения и все сопутствующие факторы с точки зрения разных дисциплин- тем лучше и интереснее получается произведение.
При этом я не призываю превращать такую литератору в справочник. Достаточно чтобы читатель поверил в профессионализм автора, чтобы воспринимать его краткие намеки или комментарии как руководство к поиску дополнительной информации по предмету. Ведь интересно же понять почему это важно!
Так возникает интерес к истории у широкой публики, к коей отношусь и я. (И пусть не у всей- часть будет читать ради приключений. Но даже у них что-то оседает).
Если хотя бы часть читателей вместо скучных технических описаний увидит в тексте работу мысли и процесс творения предков, построивших наше настоящее- честь и хвала авторам. И это прекрасно. Да им за это памятник поставить нужно!
Вы спросите, чего это я так возбудился? Кому нужна эта история? Что ли я без нее не смогу отсидеть на работе, сходить в пивнушку, погонять в футбол? Конечно сможешь! Но тогда, мой дорогой читатель – эта тема не для тебя. Эта тема для тех, кто хочет думать, хочет придумывать новое, хочет решать задачи. И вот для них история может быть полезнейшим инструментом. Если только понять, как им пользоваться.
Кроме общепринятого подхода к истории как части общего образования есть еще несколько очень важных для понимания моментов:
Первое- история по свей сути является всеобъемлющей дисциплиной. Вдумайтесь- есть история жизни вируса; история создания авторучки; история дворового конфликта; история создания космического корабля «Восток»; история построения, расцвета и падения Римской империи; история цивилизации на Земле; история нашей галактики; и т. д. Нет ничего такого на Земле, что бы не имело своей истории.
Второе- история является источником опыта использования (удачного или неудачного) все предшествующих разработок/систем. Современные наука и индустрия широко пользуются компьютерным моделированием для проверки работоспособности новых изделий. Но чтобы создать такую программу, надо хорошо знать все существующие разработки – в том числе и историю их создания и применения. До появления компьютеров во многих случаях только такое знание позволяло избежать повторения уже однажды сделанных ошибок.
Третье- история является практически полезным инструментом, которым можно пользоваться в вашей деятельности. Просто задумайтесь:
- Поможет ли тебе история развития аналогичных предприятий/предшественников в твоём бизнесе (их ошибки и победы, причины разорения) успешно развивать твоё дело?
- Может ли помочь тебе знание о причинах появления ключевых технологий в твоей отрасли для прогнозирования/разработки новых методов производства?
- Поможет ли тебе знание истории изобретений (удачных и неудачных) в твоей специальности изобрести что-то новое и полезное? Или найти новое применение давно забытому?
И если вас сейчас спросить -нужна ли вам история — я надеюсь, что теперь ваш ответ уже не будет таким однозначным.
Современная система образования хорошо учит специалистов. Для образования масс есть «зомбо-ящик»-телевизор. При этом каждый нуждающийся для себя сам решает все поставленные здесь вопросы по мере возможностей, в основном через интернет. Но я верю, что кто-нибудь наконец задумается о включении предмета История Специальности во все программы высшего образования.
А пока нам остается только полагаться на «попаданцев» и их авторов!
Заключение:
- История — это гораздо больше, чем это принято считать. И ее важно изучать
- История – это мощнейший и полезнейший инструмент правильное применение которого позволит значительно улучшить эффективность вашей работы
- История позволяет оценивать возможные последствия с целью недопущения повторения прошлых ошибок и находить нестандартные пути решения проблем
- Литература (и в частности, жанр альтернативной истории) можно и нужно оценивать не только с литературной или технической (точность описаний или расчетов) точек зрения, но и с точки зрения популяризации истории.