Рекордные и гоночные автомобили автомобили Blue Bird. Часть 1 Sunbeam 350HP Blue Bird (1923–1925)
Луи Эвре Котален (Louis Hervé Coatalen) был главным инженером компании Sunbeam Motor Car Company Limited (Sunbeam), Вулверхэмптон (Wolverhampton), графство Уэст-Мидлендс. В 1913 году Луи Котален разрабатывал новый авиационный двигатель, который получил обозначение Mohawk. Это был 12-цилиндровый рядный V-образный двигатель – первый двигатель такой компоновки для Коталена и компании Sunbeam, и конструктор, и руководство компании стремились как можно быстрее протестировать новый мотор. Комбинация нового двигателя, ненадежного самолета и плохой погоды привела к разработке лучшего способа тестирования двигателя Mohawk – установить его на новый гоночный автомобиль компании Sunbeam. После устранения ряда детских болезней автомобиль, получивший обозначение Toodles V, 11 октября 1913 года на гоночной трассе в Бруклендсе, Уэйбридж, графство Суррей, установил восемь мировых рекордов скорости. Максимальная скорость машины, которой управлял Жан Шассан (Jean Chassagne) превысила 120 миль в час (193 км/ч).
В 1919 году Луи Котален и руководство компании Sunbeam попытались создать специальный гоночный автомобиль и вспомнили об успешном сочетании легкого шасси и мощного авиационного двигателя. В качестве силовой установки автомобиля Коатленом выбрал 12-цилиндровый V-образный авиационный двигатель Manitou, развивавший мощность 325 л.с. (242 кВт) и объединил его с блоками цилиндров (со встроенными головками цилиндров), которые соответствовали конструкции 200-сильного (149 кВт) восьмицилиндрового двигателя Arab. Получившийся в итоге мотор развивал мощность 355 л.с. (265 кВт), и автомобиль, на который двигатель был установлен, получил обозначение Sunbeam 350HP.
Двигатель 350HP имел ту же компоновку, что и Manitou с двумя рядами цилиндров по шесть в каждом с углом развала между блоками 60 градусов. Каждый ряд цилиндров состоял из двух блоков по три цилиндра в каждом. Блоки были изготовлены из алюминия и прикреплены к алюминиевому картеру. Каждый цилиндр оснащен двумя свечами зажигания, работавшими от магнето. Два карбюратора были расположены между рядами цилиндров, причем один карбюратор подавал воздушно-топливную смесь для шести передних цилиндров, а другой – для шести задних цилиндров.
От стандартного двигателя Manitou мотор 350HP отличался тем, что в картере не было никаких приспособлений для установки редуктора. Диаметр цилиндра был увеличен на 10 мм до 120 мм, что соответствует диаметру цилиндров двигателя Arab. Использовавшаяся в двигателе Manitou система с четырьмя клапанами и двумя верхними распределительными валами была заменена на систему с тремя клапанами (один впускной и два выпускных) и одиночным распределительным валом верхнего расположения – аналогично тому, что использовалось на двигателе Arab. Распределительный вал воздействовал на толкатель, который открывал впускной клапан. Два отдельных кулачка управляли выпускными клапанами с помощью коромысел. Распределительные валы приводились в движение в передней части двигателя (так как он был установлен в автомобиле) от 16-ступенчатой зубчатой передачи.
Ход поршня составлял 135 мм, но иногда указывались значения 5,45 дюйма (138,5 мм) или 142 мм. Расхождение значений связано с расположением главного и прицепного шатунов. Дело в том, что главный шатун обеспечивал ход 135 мм, но прицепные шатуны увеличили ход на 7 мм до 142 мм. Значение 5,45 дюйма (138,5 мм) является средним значением двух ходов. Чтобы приспособить двигатель к немного более длинному ходу, цилиндры левого ряда были установлены немного выше, чем цилиндры правого ряда. Часто указывается, что рабочий объем двигателя составлял 1118 кубических дюймов (18,32 л), что рассчитывается из хода поршня 135 мм. Однако разница в ходе поршня привела к тому, что рабочий объем левого ряда цилиндров увеличился на дополнительные 29 кубических дюймов (0,48 л), что дало расчетный рабочий объем двигателя 1147 кубических дюймов (18,80 л). Для запуска двигателя использовалась рукоятка. Настроенный Биллом Перкинсом (Bill Perkins) в Бреклендсе двигатель 350HP при частоте вращения вала 2200 об/мин развивал мощность 355 л.с. (265 кВт).
Двигатель был расположен в автомобиле таким образом, чтобы карданный вал был обращен назад и был установлен на С-образную раму, высота которой составляла 4,75 дюйма (121 мм), а ширина – 29,5 дюймов (749 мм). Радиатор был расположен перед двигателем, а четырехступенчатая коробка передач была установлена за 22-дюймовым (559 мм) маховиком, прикрепленным к задней части двигателя. Открытый карданный вал соединял трансмиссию с задним мостом с помощью пары конических шестерен. Кабина водителя была расположена ближе к задней части автомобиля.
Рычаг на внешней правой стороне автомобиля управлял установленными на задних колесах барабанными тормозами с тросовым приводом, а ножная педаль приводила в действие трансмиссионный тормоз. Передние колеса не имели тормозов. За кабиной водителя находились баки для моторного масла и топлива, а кузов автомобиля был изготовлен из листов алюминия. Передняя часть кузова автомобиля сужалась, но оставалась открытой для подачи охлаждающего воздуха к радиатору. Выхлопные газы собирались в трубы, которые шли по обеим бортам автомобиля и выводились за кабину водителя. Металлический поддон, прикрепленный к нижней части рамы, помог улучшить аэродинамику автомобиля.
Автомобиль Sunbeam 350HP имел колесную базу 10 футов 7 дюймов (3,23 м) и колею 4 фута 6 дюймов (1,37 м). Высота автомобиля до верхней части капота двигателя составляла 3 фута 10 дюймов (1,17 м), а в дину машина была около 13 футов в длину (3,96 м). Шины имели диаметр и ширину 880 мм и 120 мм соответственно. Первоначально шины устанавливались на деревянные колеса, но позже стали использоваться колеса с проволочными спицами. Масса автомобиля Sunbeam 350HP составляла примерно 1550 кг. Корпус автомобиля был окрашен темно-зеленой краской; исключение составлял капот двигателя, изготовленный из листов полированного алюминия.
Автомобиль Sunbeam 350HP дебютировал в Бруклендсе 19 июня 1920 года под управлением Гарри Хоукера – летчика-испытателя компании Sopwith Aviation и будущего соучредителя авиастроительной компании Hawker Aircraft. Во время тренировки лопнуло переднее колесо, и Хоукер потерял управление автомобилем. Он разбил какое-то ограждение и не смог участвовать в гонках. Машина была отремонтирована и в августе была возвращена в Бруклендс. И вновь потенциал автомобиля Sunbeam 350HP не смог быть реализован: машина заглохла, и Хоукер не смог принять участие в гонках.
Гоночный автомобиль Sunbeam 350HP был отправлен во Францию, где 10 октября 1920 года под управлением француза Рене Тома (René Thomas) участвовал в проводившихся в Гайоне (Gaillon) гонках по подъему на холм. Несмотря на то, что Sunbeam 350HP был приспособлен для гонок на трассе в Бруклендсе, Тома повезло с машиной больше, чем Хоукеру, и он установил рекорд, показав на дистанции среднюю скорость 108,3 миль в час (174,3 км/ч). Эта скорость побила старый рекорд, установленный в 1912 году немцем Фрицем Эрле на 200-сильном (149 кВт) автомобиле Blitzen Benz и составлявший 101,7 миль в час (163,6 км/ч).
11 декабря 1920 года в Бруклендсе в плохую погоду Гарри Хоукер предпринял неудачную попытку установить рекорд скорости на суше. Трассу в полмили (0,8 км) он прошел со скоростью 124 мили в час (200 км/ч), а дистанцию в одну милю (1,6 км) – со скоростью 121 миля в час (195 км/ч). В течение следующих полутора лет гоночным автомобилем Sunbeam 350HP управляли несколько водителей, и эта машина добилась определенного успеха в Брукленде. 28 марта 1921 года Sunbeam 350HP под управлением Кенелма Ли Гиннесса (Kenelm Lee Guinness) прошел круг трассы со средней скоростью 120,4 миль в час (193,8 км/ч). 24 сентября 1921 года Ли Гиннесс преодолел прямой участок железной дороги длиной в полмили со скоростью 135 миль в час (217 км/ч).
17 мая 1922 года в Бруклендсе Гиннесс на автомобиле Sunbeam 350HP установил мировой рекорд скорости на суше, пройдя километровую трассу со скоростью 133,75 миль в час (215,25 км/ч) и трассу длиной в одну милю (1,6 км) – со скоростью 129,17 миль в час (207,88 км/ч). Это был первый рекорд скорости на суше, установленный в Брукленсе. Закругленные участки трассы не могли обеспечить необходимое расстояние для разгона пори установлении новых рекордов скорости. Кенелм Ли Гиннесс также установил рекорды скорости, промчавшись трассы длиной в полмили и две мили со скоростями 136,05 миль в час (218,96 км/ч) и 122,11 миль в час (196,51 км/ч). Вследствие серьезной пробуксовки колес рекорды были установлены Гиннесом при старте с места, установила рекорды старта с места, преодолев полмили за 23,460 секунды (76,73 миль в час; 123,48 км/ч), один километр за 26,785 секунды (83,51 миль в час; 134,40 км/ч) и одну милю за 37,255 секунды (96,63 миль/ч; 155,51 км/ч). На протяжении 1922 года Кенелм Ли Гиннесс участвовал на Sunbeam 350HP в гонках и хорошо зарекомендовал себя в различных соревнованиях с уравниванием шансов на успех.
Как и Гиннесс, Малкольм Кэмпбелл (Malcolm Campbell) был водителем, принимавшим участие в гонках на трассе в Бруклендсе и заинтересованным в установлении новых рекордов скорости на суше. Кэмпбелл присутствовал при публичном дебюте автомобиля Sunbeam 350HP и много раз видел эту машину в Брукленде. Малкольм Кэмпбелл пришел в восторг от автомобиля Sunbeam 350HP и установил на нем рекорд скорости 150 миль в час (241 км/ч). После некоторых уговоров Коатален позволил Кэмпбеллу управлять машиной во время скоростных испытаний в Солтберн-Бич (Saltburn Beach). 17 июня 1922 года Кэмпбелл шесть раз промчался по оборудованной на пляже трассе, показав в одном из заездов максимальную скорость 138,08 миль в час (222,22 км/ч); средняя скорость на дистанции в один километр (0,6 мили) составила 134,07 миль в час (215,76 км/ч). Хотя эта скорость превосходила показанные Гиннессом результаты, измерения времени были проведены с использованием несертифицированного оборудования, Международная ассоциация автомобильных клубов (Association Internationale des Automobile Clubs Reconnus – AIACR; ныне Международная автомобильная федерация) отказалась признавать это мировым рекордом. Тем не менее, Кэмпбелл показал, что гоночный автомобиль Sunbeam 350HP имел большой потенциал и в конце концов в апреле 1923 года приобрел эту машину.
Оказавшийся в собственности Малкольма Кэмпбелла Sunbeam 350HP был перекрашен в синий цвет, но сохранил полированный алюминиевый капот. Автомобиль получил название Blue Bird (синяя птица) – данное название применялось ко всем автомобилям Кэмпбелла, кроме самых ранних. Гоночный автомобиль Sunbeam 350HP, вероятно, был четвертой «синей птицей», но это был его первый автомобиль, который установил мировой рекорд скорости, с таким названием, хотя машину чаще называли Sunbeam 350HP или просто 350HP. Несколько других модификаций и для приведения автомобиля в рабочее состояние сделали механики Кэмпбелла Лео Вилла (Leo Villa) и Гарри Лич (Harry Leech).
Первый заезд Кэмпбелла на Sunbeam 350HP состоялся вдоль пляжа на острове Фанё (Fanø), Дания. 23 июня 1923 на километровой трассе Кэмпбелл показал рекордную скорость 136,32 миль в час (219,39 км/ч). 24 июня Кэмпбелл сосредоточился на установлении рекорда скорости на трассе длиной в одну милю. В этот день его 350HP показал рекордную скорость 137,72 миль в час (221,64 км/ч), при этом при заезде с попутным ветром скорость составила 146,40 миль в час (235,61 км/ч). На острове Фанё Кэмпбелл и его Sunbeam 350HP участвовали в нескольких гонках и выиграли их все. Однако оборудование для хронометража, использовавшееся при установлении рекордов, вновь не было сертифицировано AIACR, и эти достижения не были признаны.
Максвелл Кэмпбелл знал, что гоночный автомобиль 350HP Blue Bird способен установить мировой рекорд скорости, но он также знал, что другие пытаются побить существующий рекорд. Чтобы увеличить скорость машины Кэмпбелл обратился за помощью к компании Boulton & Paul с просьбой улучшить аэродинамику автомобиля с помощью испытаний в аэродинамической трубе. В первой половине 1924 года корпус автомобиля 350HP Blue Bird был модифицирован путем установки удлиненной хвостовой части, в которую был перемещен топливный бак, обтекателей, закрывавших подвеску задних колёс, обтекаемого подголовника позади кабины, обтекателя ручного тормоза и переделанной передней частью капота, чтобы направлять воздух над кабиной. Хвост добавил три фута (0,91 м), в результате чего длина автомобиля увеличилась до 16 футов (4,88 м). Модификации были выполнены компанией Jarvis & Sons, Южный Уимблдон. Кроме того, были установлены новые поршни, которые повысили степень сжатия двигателя.
Чтобы протестировать усовершенствованный 350HP Blue Bird Кэмпбелл 19 июня 1924 года провел скоростные испытания вдоль Скегнесс-Бич (Skegness Beach) и затем 24 июня 1924 года в Солтберн-Бич, во время которых автомобиль показал скорость 145,26 миль в час (233,77 км/ч). Все было готово к тому, чтобы предпринять на 350HP Blue Bird попытку установить новый рекорд скорости, но прежде чем Кэмпбелл смог сделать этот, рекорд был побит. 6 июля 1924 года гоночный автомобиль Delage под управлением Рене Тома на скоростных испытаниях в Арпажоне (Arpajon), Франция, разогнался до скорости 143,312 миль в час (230,638 км/ч). Рекордное значение было еще больше увеличено Эрнестом Элдриджем, который 12 июля 1924 года во время дополнительных скоростных испытаний в Арпажоне показал на оснащенном авиационным двигателем FIAT Mephistopheles скорость 146,01 миль в час (234,98 км/ч).
24 августа 1924 года на острове Фанё Малькольм Кэмпбелл предпринял новую попытку установить мировой рекорд скорости. Состояние пляжа было далеко от идеального, и Кэмпбелл жаловался на отсутствие контроля за поведением толпы зрителей. Ближе к завершению первого круга задние шины 350HP Blue Bird отделились от ободов, но Кэмпбеллу удалось сохранить управлением автомобилем. Для проезда в обратном направлении Кэмпбелл установил на задние колеса новые шины. Во время прохода трассы произошла трагедия, когда правая передняя шина отделилась от обода и ударила в находившегося среди зрителей маленького мальчика, который затем от полученных ран скончался. С Кэмпбелла сняли все обвинения, но испытания на скорость на острове Фанё больше никогда не проводились.
Вернувшись в Великобританию, Кэмпьелл 25 сентября 1924 года на пляже Пендин-Сэндс (Pendine Sands) на 350HP Blue Bird предпринял попытку установить новый рекорд скорости. В рамках подготовки боковые трубы были сняты, а выхлопные патрубки двигателя, выступающие из-под капота, остались оголенными. Передняя часть корпуса (в районе лобового отверстия) автомобиля получила новый ветроотражатель. На сыром пляже Кэмпбелл дважды преодолел километровую трассу, показав рекордную среднюю скорость 146,16 миль в час (235,22 км/ч). Это был четвертый раз, когда Кэмпбелл зафиксировал скорость, превышающую существующий мировой рекорд скорости на суше, и первый раз, когда его скорость была признана AIACR. Малкольм Кэмпбелл теперь официально был самым быстрым человеком в мире на суше.
Однако другие, такие как Томми Милтон (Tommy Milton) на двухмоторном гоночном автомобиле Duesenberg показал лучшие результаты, которые не были признаны AIACR, и Кэмпбелл знал, что его международный рекорд скоро будет побит. Кэмпбелл выставил на продажу 350HP Blue Bird и планировал сосредоточиться на создании более скоростной машины. Однако Кэмпбелл быстро изменил свое мнение, услышав о других претендентах на мировой рекорд скорости, особенно о Джоне Годфри Парри-Томасе. Кэмпбелл чувствовал, что 350HP Blue Bird способен показать еще немного большую скорость. Отметка в 150 миль в час (241 км/ч) была мучительно близка, и Малкольм Кэмпбелл хотел добраться до нее раньше всех.
Гоночный автомобиль Sunbeam 350HP Blue Bird снова доработали – боковые трубы были переустановлены, был снят новый ветроотражатель вместе с обтекателями рессор, была установлена более длинная носовая часть с увеличенной конусностью, что уменьшило размеры отверстия перед радиатором, и капот снова окрашен в синий цвет. Автомобиль был испытан 8 июня 1925 года на пляже Скегнесс-Бич с положительными результатами. 21 июля 1925 года на пляже Пендайн-Сэндс Малькольм Кэмпбелл улучшил свой собственный рекорд, показав на километровой трассе среднюю скорость 150,869 миль в час (242,800 км/ч) и на трассе в одну милю – 150,766 миль в час (242,634 км/ч). Максимальное и минимальное значения скорости на километровой трассе составили 151,482 миль в час (243,787 км/ч) и 150,261 миль в час (241,821 км/ч), а на мильной трассе – 152,834 миль в час (245,962 км/ч) и 148,754 миль в час (239,397 км/ч).
Кэмпбелл был первым, кто получил международное признание за достижение на суше скорости более 150 миль в час (241 км/ч), но он уже нацелился превысить показатель 180 миль в час (290 км/ч). Кэмпбелл знал, что Sunbeam 350HP достиг своего предела и планировал создать новый рекордный автомобиль – Napier-Campbell Blue Bird, оснащенный двигателем Lion. В 1925 году 350HP Blue Bird был продан Ральфу Аспдену (Ralph Aspden), который в июле 1934 года продал автомобиль Джеку Филду (Jack Field). Возможно в 1936 году машина была продана Биллу Коттону (Bill Cotton), но в июне 1941 года он был приобретен Дж. А. Туше-Джессоном (G. A. Tuchet-Jesson). К этому времени к длинному хвосту был добавлен плавник. В 1944 году Гарольд Пратли (Harold Pratley) купил 350HP Blue Bird, который находился в плачевном состоянии. В 1946 году компания Roots Limited, которая в 1935 году приобрела Sunbeam 350HP Blue Bird, провела косметический ремонт автомобиля до версии, принимавшей участие в заездах в Бруклендсе (короткий хвост и зеленая окраска).
В 1957 году лорд Монтегю приобрел Sunbeam 350HP, и в течение 1958-59 годов автомобиль прошел обширную реконструкцию. Машина была в плохом состоянии, но ее восстановили до рабочего состояния. Первоначальная коробка передач исчезла, но была заменена другой (хотя и неподходящей) трансмиссией. Восстановленный Sunbeam 350HP Blue Bird был выставлен в Национальном автомобильном музее (первоначально в Автомобильном музее лорда Монтегю [National Motor Museum (originally the Montagu Motor Museum]) деревня Бьюли (Beaulieu), графство Хэмпшир Также автомобиль своим ходом совершил несколько поездок. 14 июля 1962 года на трассе Гудвуд Дональд Кэмпбелл – сын Малькольма Кэмпбелла – управлял знаменитым автомобилем.
В 1987 году Sunbeam 350HP был перестроен в Blue Bird Малькольма Кэмпбелла образца 1924 года. 2 апреля 1993 года – впервые с 1962 года – двигатель автомобиля был запущен. Закупоренный масляный канал привел к перегреву основного шатунного подшипника, поломке штока и поршня и повреждению картера. Примерно с 2007 года Национальный автомобильный музей работал над восстановлением двигателя и автомобиля до рабочего состояния. Реставрация была завершена в январе 2014 года, хотя трансмиссию все еще нужно заменить, и музей продолжает работать над достижением этой цели. Sunbeam 350HP Blue Bird выставлен в Британском национальном автомобильном музее и время от времени используется для проведения специальных мероприятий.
Источники:
- Brooklands Giants by Bill Boddy (2006)
- Sunbeam Aero-Engines by Alec Brew (1998)
- The Land Speed Record 1920-1929 by R. M. Clarke (2000)
- The Record Breakers by Leo Villa (1969)
- The Unobtainable: A Story of Blue by David de Lara (2014)
- My Thirty Years of Speed by Malcolm Campbell (1935)
- Land Speed Record by Cyril Posthumus and David Tremayne (1971/1985)
- https://www.youtube.com/watch?v=WDdKi7u5qJo
- http://theoldmotor.com/?p=113572
источник: https://oldmachinepress.com/2019/05/20/blue-bird-lsr-car-part-1-350hp-sunbeam-1924-1925/
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-rekordnye-i-gonochnye-avtomobili-avtomobili-blue-bird-01