«Реформаторство Нового генерал-адмирала» Часть IV.
Альтернативный эскадренный броненосец 1 ранга «Цесаревич».
В конце июля Генерал-адмирал утвердил к постройке новый эскадренный броненосец по французскому проекту, задержки вызванные постоянными правками проекта по вооружению дабы не уступать американскому проекту были наконец закончены.
Водоизмещение нового броненосца составляло 14 500 тонн.
Два броневых пояса и две броневые палубы «Цесаревича» вместе с загнутой вниз (не доходя 2 м до борта, уже в качестве продольной переборки) нижней броневой палубы создавали тот «броневой ящик» (или цитадель), который на высоте почти 4 м и по всей длине корабля прикрывал его жизненно важные части.
Ниже ватерлинии этот ящик проходил на глубине 1,5 м (по границе погружения нижней кромки нижнего броневого пояса).
Плиты длиной 4,2 м, поставленные в два ряда, имели в нижнем ряду трапецеидальный скос нижней кромки. Из 29 этих плит (счет велся с кормы) средние (№ 9-22) имели толщину 229/152 мм. Остальные от плиты к плите к оконечностям корпуса утоньшались. Плиты № 7-8 и 23-24 имели толщину 203/ 152мм, № 1-6 и 25-29 — 178/ 127 мм.
Верхний ряд плит (прямоугольного сечения) изменял свою толщину в том же порядке, что и нижние: толщину 203 мм имели плиты № 9-22, последующие (в корму и в нос) № 8 и 23 — 178 мм, № 7 и 24 — 178 мм и т. д. Кормовые плиты № 1–3 имели толщину 127 мм, носовые № 27–29 — 127 мм.
Верхняя броневая палуба состояла из плит толщиной 51 мм, положенных на палубный настил из двух слоев стальных листов толщиной по 12,7 мм. Нижнюю броневую палубу составляли два слоя толщиной по 25.4 мм.
Палубе (броневой) придали традиционный вид со скосом к борту и креплением его конца у шельфа, а продольную переборку сделали самостоятельной конструкцией, которая притыкалась и крепилась к броневой палубе.
Бронирование башен главного калибра составляли 229-мм., барбетов 229-мм, башен вспомогательного калибра 127-мм, барбетов 127-мм, боевая рубка была изготовлена из листов 219-мм, с крышей из 76-мм листа.
Генерал-адмирал лично настоял на уже разработанной к тому времени, Ижорским заводом современной и перспективной системе винтовых приводов Аэвиса.
Нетрадиционной стала и энергетическая установка корабля: две четырехцилиндровые паровые поршневые машины тройного расширения суммарной спецификационной мощностью 17000 л.с. Цилиндры высокого давления имели диаметр 1 150 мм, среднего — 1 750 мм, низкого — 1 800 мм. Ход поршня 1,15 м, частота вращения гребных валов 110 об/мин. Вместо 24 водотрубных котлов Лаграфеля д’Аллеста, применявшихся на «Жорегиберри» и 20 котлов системы Бельвиля исходного проекта, броненосец получил 24 котлов Нормана.
Общая площадь колосниковой решетки котлов составила 125 кв. м, нагревательной поверхности 2850 кв.м. Еще 1400 кв.м нагревательной поверхности добавляли усиленно рекламировавшиеся заводом А. Бельвиля в Париже «экономизаторы».
Вооружение составили две башенные установки 305/40-мм производства ОСЗ, но максимальный угол возвышения орудий (теперь общепринятый по флоту) составлял 35 град.
Вспомогательным калибром так же остались 8*2*152-мм башенные установки Металлического завода, по 4 на борт, угол возвышения орудий был доведен так же до 35 градусов, в ходе этих работ так же выяснилось, что подъемные дуги станков орудий прошлых выпусков имею крайне низкую прочность.
Пришлось в срочном порядке готовить новые, для замены старых.
Батареи противоминного калибра остались в количестве 16 орудий 75-мм (8 побортно), а от 47 и 37-мм орудий пришлось отказаться.
Дополнительно были приняты к вооружению броненосцы 4 пулемета 7,62-мм «Максима» Тульского завода, два установлены на шлюпочной палубе, два хранились для вооружения паровых катеров.
Броненосец лишился всего торпедного и минного вооружения.
Суммарная стоимость броненосца превысила 16,5 миллиона рублей по этом строительство в серии пришлось ограничить до 3 единиц.
Систершипами «Цесаревича» стали «Князь Суворов», «Император Александр III» и «Бородино». Причем «Бородино» предполагалось к постройке на французских верфях.
А эскадренные броненосцы «Орел» и «Евстафий» закладывать по более простому и бюджетному проекту верфи Крампа.
Таким образом новый генерал-адмирал исподволь заложил основы новой русской каронимике, линейные корабли нового образца получали новые названия (по прихоти Императора Всероссийского из книжечки), корабли бюджетного класса получали названия известных и отличившихся в баталиях линейных кораблей и фрегатов.
Модернизация эскадренного броненосца 1 ранга «Сисой Великий»
Проект модернизации эскадренного броненосца «Сисой Великий» находился на рассмотрении генерал-адмирала довольно долго, виной тому крайне низкое качество постройки броненосца, которое неоднократно подтверждалось многочисленными рапортами командира и офицеров броненосца.
Но и тратить на его кардинальную модернизацию «нерезиновый» бюджет Морского ведомства, на по сути «новый» броненосец рука не поднималась. Крамп же со своей стороны наоборот настаивал на масштабных работах по модернизации.
Компромиссом стал проект со следующими решениями:
Проектное водоизмещение должно было составлять 10 000 тонн.
Достигалось это путем демонтажа плит старого бронепояса и последующей их заменой плитами гарвеевской выделки поставляемой американской компанией «Бетлехем Стил», толщина основного бронепояса на протяжении 74 метров составляла 229-мм плиты имели трапецеидальный скос нижней кромки снижая толщину до 152-мм, оконечности бронировались таким же образом но плиты принимались толщиной 178-мм (по нижней кромке 127-мм). Над основным поясом так же до штевней проходил верхний пояс из плит толщиной 102-мм. Казематы орудий среднего калибра так же имели бронирование 102-мм.
Вся эта затея позволила снизить суммарный перегруз броненосца всего на 60 тонн и обошлась казне в 800 000 рублей. При броненосец получит два полных бронепояса пусть и небольшой толщины, но обеспечивающий сносную защиту основным его элементам.
Замена старой боевой рубки на рубку переменной толщины со 127-мм с тыльной стороны, постепенно увеличивающейся толщины до 203-мм по фронту, так же дало экономию в массе в 35 тонн и увеличило расходы на 57 000 рублей.
Так как проектом требовалось увеличить количество единиц артиллерии среднего калибра было принято решение о полной замене 6*1*152/45-мм, на 10*1*120-мм Канэ, побортно 3 120-мм орудий вставали на места 152-мм пушек в каземате, а два орудия побортно установили на главной палубе на места предназначенные по исходному проекту под 120-мм пушки Амстронга, прикрыв их бортовыми щитами с фронта и противоосколочными переборками толщиной 37-мм объединив в двухорудийный плутонг. Все это добавило 30 тонн в перегруз броненосца и около 103 000 рублей из бюджета модернизации броненосца.
Замена мачт с удалением боевых марсов, удаление минного и торпедного вооружения, демонтаж малокалиберной артиллерии, сдача порту паровых минных катеров, снизила общий перегруз на 150 тонн.
В качестве противоминной артиллерии на броненосец надлежало установить 8*1*75/45-мм орудий, по две побортно в каземате, по две на мостиках.
И только частичная замена четырех одинарных огнетрубных котлов на котлы Нормана, обеспечила снижение перегруза на 220 тонн, а так же обеспечить необходимую паропроизводительность, для поддержания скорости в 16,5 узлов.
Капитальный ремонт машин выполненный подрядчиками Крампа с «небольшими» доработками так же способствовал увеличению скорости. Но увеличили расходы на совершенно неприличную сумму в 380 000 рублей.
Истратив таким образом практически 1 600 000 рублей на корабле оставалось несметное количество нареканий которые с момента его спуска на воду накапливались и дополнялись новыми.
И практически только удвоив эту сумму удалось решить большую их часть.
Так что бюджета хватило только на установку новых дальномеров на мостиках, защиту которых обеспечили двухслойная обшивка 12,7-мм листами брони, да коробчатые пазы под пробковые матрасы.
Общая сумма кое как укладывалась в 2 500 000 рублей, причем с учетом что из сумм потраченных на модернизацию высчитывалась стоимость снимаемых с вооружения броненосца 152-мм, 47-мм, 37-мм пушек с боекомплектом, продажа компании «Бетлехем Стил» старых броневых плит, стоимость демонтированных котлов.
Модернизация броненосного крейсера «Дмитрий Донской» в учебный корабль.
Старый крейсер надлежало приспособить под нужды обучения артиллерийских квартирмейстеров вновь образованных флотских экипажей.
Именно по этой причине артиллерия была представлена образцами являющимися основными при вооружении кораблей 1 ранга.
Состав вооружения после модернизации:
4*1*152-мм орудия Канэ установили в каземате побортно.
На спонсонах верхней палубы, а так же на смонтированном полубаке и площадки полуюта, установили 4*1*120/45-мм орудия Канэ.
Остальная артиллерия крейсера состояла из 10*1*75/45-мм орудий, так же располагалась в казематах, 4-х*1*47-мм пушек Гочкиса, 3-х 7,62-мм пулеметов «Максим» служащих одновременно и орудиями боевых марсов и десантными на катерах крейсера.
Бронирование крейсера не изменилось если не считать установку малых щитов на 152-мм орудия и коробчатых щитов 120-мм орудий (51-мм).
Новшеством для крейсера стала новая броневая рубка правда выполненная из 75-мм листа, с крышей толщиной 25,4-мм, и шикарный верхний мостик приспособленный для дальних походов и обучения курсантов.
Жертвами модернизации стали Грот и бушприт, минно-торпедное вооружение крейсера, так же Владивостокский арсенал пополнился 2*152/45-мм орудиями, 6*1*120/45-мм орудиями.
Требования по качественному ремонту манин и котлов было выполнено в полном объеме (не без участия командированных американских специалистов), что позволило сохранить корабль в строю без значительных вложений.
Особенным в этой модернизации стал исполнитель работ, Завод Нового Адмиралтейства во Владивостоке включался в работу, что позволяло нарабатывать навыки и повышать квалификацию рабочих и инженеров.
Все работы предполагалось завершить до ноября 1899 года, с таким расчетом, что бы первый набор курсантов ушел на зимовку в Порт-Артур.
Характеристики учебного корабля «Дмитрий Донской» после модернизации:
Водоизмещение: 5600 тонн.
Мощность: 7500 л/с. Скорость: 16,3 узла.
Бронирование: полный броневой пояс из сталежелезных плит 152-мм, в оконечностях утонченный до 114-мм. Орудийные щиты орудий 51-мм, Боевая рубка 76-мм с крышей 25,4-мм.
Вооружение: 4*1*152/45-мм, 4*1*120/45-мм, 10*1*75/45-мм, 4-47-мм
Экипаж: 25 офицеров и преподавателей, 350 нижних чинов, 120 курсантов.
Модернизация броненосного крейсера «Рюрик» учебно-артиллерийский корабль, для вновь образованных флотских экипажей.
Для выпускников флотских экипажей, обучению гардемаринов, генерал-адмирал затребовал корабль который в мирное время выполнял функции учебного судна, а в военное время не уступал броненосным крейсерам Владивостокского отряда.
Выбор пал на «Рюрик».
Крейсеру устанавливался полный бронепояс из Крупповских плит толщиной 127-мм, с траверзами толщиной 102-мм, верхний бронепояс 102-мм, казематы орудий 152/45-мм прикрывались плитами 102-мм. барбеты башен главного калибра 127-мм.(верхняя часть) и 76-мм (нижняя часть). Так же удалось создать подобие бронированного листами 76-мм, каземата под орудия 120/45-мм. В ходи дефектовки перед модернизацией выяснилось недостаточная прочность палубы в местах установки орудий, что естественно требовало обязательного исправления.
Башни главного калибра пришлось заказать Крампу, причем исходя из спецификаций носовую 2-х орудийную и 1-о орудийную кормовую, бронирование предполагалось 127-мм листами, которое дополнялось двойной заброневой рубашкой из стали толщиной 12.7-мм.
Суммарная стоимость материалов и этих работ обошлась в 1 000 000 рублей.
Артиллерию среднего калибра в целях экономии средств использовали старую, отобрав из имеющихся стволы без дефектов, станки пришлось заказать новые системы Меллера. (УВН +35 град.).
Кроме того в Санкт-Петербург отправили запрос на дополнительно устанавливаемые 20 орудия противоминного калибра 75/45-мм так же на станках Меллера. Когда же первая партия орудий находилась на пути во Владивосток, противоминную батарею крейсера сократили до 13 орудий 75/45-мм и 6 орудий Гочкиса 47/43,5-мм (находящихся в наличии Порта).
Заказ на лишние 7 орудий было решено не отменять, употребив на вооружение эскадренных миноносцев Владивостокской сборки.
Артиллерию главного калибра (3 ствола) передали заводу Крампа, для установки на новые башенные станки.
Стоимость этих изменений обошлась еще в 500 000 рублей, даже с учетом передачи порту одного орудия 203/45-мм и 4*152/45-мм.
Качественный ремонт котлов и машин крейсера, выполненный заводом Нового Адмиралтейства, не только вернул крейсеру былую скорость но и позволил ее увеличить правда всего до 18,36 узлов.
В отличии от французов с их разрекламированными заводом Бильвиля экономайзерами, сложными в эксплуатации и обслуживании, американцы предложили более легкий в этом смысле путь. Во первых разделяя дутьевой воздух и воздух для вентиляции кочегарок позволял значительно облегчить работу кочегаров, а это уже положительно сказывалось на ходовых качествах, во вторых позволило подавать в топку воздух после воздухоподогревателя довольно высокой температуры, что в свою очередь обеспечивало почти идеальное (на тот момент) сжигание топлива, что неизбежно сказывалось как на возможностях длительного поддержания максимального хода так и на экономичности.
Корпусные элементы , водонепроницаемые переборки, водоотливная и пожарная системы, кубрики и учебные классы.
Обошлись казне еще в 1 000 000 рублей, а общая стоимость достигла 2 500 000 рублей.
Характеристики учебного корабля-крейсера «Рюрик» после модернизации:
Водоизмещение: 11540 тонн.
Мощность: 14250 л/с. Скорость: 18,36 узла.
Бронирование:
Полный броневой пояс из плит 127-мм, верхний пояс 102-мм. Орудийные казематы 6″ орудий 102-мм, казематы 120-мм орудий 76-мм, траверзы 102-мм, башня БГК 152-мм
Боевая рубка 152-мм с крышей 25,4-мм.
Вооружение: 1*2*+1*1*203/45/мм, 12*1*152/45-мм, 8*1*120/45-мм, 13*1*75/45-мм, 6-47/43,5-мм
Экипаж: 30 офицеров и преподавателей, 500 нижних чинов, 220 курсантов.