Сделав ставку на твердотопливные ракеты для стрельбы на достаточно небольшие дистанции, наши конструкторы смогли предоставить армии мобильное и крайне опасное для открыто расположенных войск противника огневое средство. Что было важно в условиях тотальной войны – установки М-13 и М-8 получились достаточно простыми в изготовлении. Это позволило уже в 42-ом массово поставлять их в действующую армию, частично заменяя на поле боя отсутствующую в СССР гаубичную самоходную артиллерию. Но работы над РСЗО не остановились на создании Катюши, а активно продолжились как в плане модернизации самой М-13, так и создании новых установок.
Ахтунг! Чтобы не слишком растягивать статью, корабельные РСЗО в этой и следующих частях описывать не буду.
Как говорят в армии – инициатива наказывает инициатора. Так произошло с Аборенковым. Ему было поручено формирование отдельных, гвардейских, миномётных частей М-8 и М-13. Являясь военинженером 1 ранга, Василий Васильевич стал командующим миномётными частями, фактически отдельным родом войск. Он же, в переписке в августе 41-го, назвал М-13 боевыми машинами. Сокращение от «боевая машина», БМ, был присвоен РСЗО уже после войны, так что для техники военного времени корректны будут названия М-8, М-13, М-31.
Нехватка ЗИС-6, недостаточная проходимость большинства отечественных грузовиков, дешевизна послужили поводом к началу производства РСЗО под 82-мм ракеты М-8 – адаптированные под наземные установки РС-82. Важным преимуществом являлась ещё большая простота установки – отдача гораздо ниже, это положительно сказывалось на живучести и массе конструкции. Снаряжения происходило быстрее, да и боезапас весил меньше. Это открывало новые возможности по установке на 2-осные машины, катера, расположению ПУ поперёк шасси, создание 48- и даже 72-зарядных систем, использованию РСЗО в труднопроходимой местности. Так, в горах Кавказа в 42-ом использовались вьючные установки. В 41-ом была построена ограниченная серия на танках Т-40 и Т-60 от 50 до 60 машин. Увы, фото установки на Т-40 найти не удалось. Но были, конечно, и минусы. 82-мм боеприпасы крайне плохо справлялись с укреплениями и бронетехникой противника. Наибольшая дальность стрельбы М-8 составляла 5515 м против 8470 у М-13, радиус сплошного поражения – 3-4 м против 8-10.
Производство в условиях потери территории, заводов, людей, ресурсов разворачивалось тяжело. Возникли проблемы с качеством изготовления, взаимозаменяемости деталей разных заводов. Проблемы с химической промышленностью вносили свои нюансы – для всей армии, а не только для Катюш, не хватало взрывчатых веществ. Было серьёзное отставание по графику, но, так или иначе, к 1 января 1942 г. в войсках имелось 87 дивизионов РСЗО. Зато дальше произошёл взрывной рост их численности – уже 1 июля 42-го в армии было 216 дивизионов, на 19 ноября того же года – 365, из которых 204 дивизиона М-13, 76 дивизионов М-8 и 85 дивизионов М-30. Положительно на производстве сказывалось и то, что реактивные снаряды использовали достаточно просто производимый порох, который, в отличие от артиллерийских, не имел проблем с компонентами в СССР.
Сколько установок выпустили всего за войну сказать точно нельзя. По нашим данным, в 42-ом было произведено 2421, в 43-ем 2918, в 44-ом 1973 установок М-13 и М-31. На другие годы и системы данные отсутствуют. Если же верить западным источникам, то общее производство всех установок по годам таково: 1941 – 980, 1942 – 3227, 1943 – 3340, 1944 – 2870, 1945 – 770.
М-13 и её 82-мм сестру М-8 на что только не ставили. Изначально это были только советские грузовики, уже осенью 41-го установки начали размещаться на тракторах СТЗ-5 и танках Т-40 (этих было очень мало) и Т-60. Но реальный зоопарк наступил с поставками техники по ленд-лизу. Эти машины, особенно полноприводные, были надёжнее, лучше переносили отдачу и долгие марши и имели высокую проходимость. Конечно, основой и опорой наших ракетчиков стали Studebaker US6, но были и установки на других машинах. Сам же Студебейкер оказался настолько удачен, что стал основой для первой крупной модернизации М-13Н, которая активно использовалась и после войны. На парадах они светились в 50-е, а в войсках на Дальнем Востоке и Средней Азии можно было найти и во второй половине 60-х. Машина оказалась крайне выносливой. Правда, используя как грузовик вместо запроектированных 2,5 т нагрузки на фронте нагружали до 4 и более тонн. Конечно, тут машине приходилось туго. На проходимости положительно сказывалось то, что агрегаты находились высоко над грунтом и машина успешно проходила достаточно глубокие броды. Часть машин оснащалась лебёдками Heil с усилием до 4,5 т и 100-ярдовым тросом. Она позволяла и самому выехать из грязи, и вытащить товарища.
В конструкцию Катюши изменения вносились достаточно хаотично, особенно это касалось установок на ленд-лизовском шасси. Порою масса установки превышала грузоподъёмность машин. Ещё и вроде простая система имела большое количество типоразмеров крепежей, что вносило свои проблемы в производстве и ремонте техники. Посему в апреле 42-го было принято решение о создании нормализованной установки М-13Н. На заводе Компрессор производством и развитием Катюш начиная с 30 июня 41-го занялся Владимир Бармин, более известный как создатель пусковых столов для советских МБР и ракет-носителей вплоть до Энергии. Он и стал руководить процессом создания М-13Н. По итогу была снижена масса установки на 250 кг, установлена защита кабины и бензобака, увеличился сектор обстрела, улучшилось наведение, снизили цену производства на 25%. Основным носителем обновлённой Катюши стал Studebaker. После успешных испытаний М-13Н пошла в серию в апреле 43-го, как раз успев к летней кампании.
Следующая модернизация установки была проведена в конце войны. Большой проблемой наших реактивных снарядов в сравнении с немецкими была гораздо худшая кучность. Конечно, это может даже полезно, если вести стрельбу по квадратам по скоплению открыто расположенных войск, но такая ситуация встречалась нечасто. Немцы лучшей кучности добивались сразу несколькими путями – высокое качество изготовления ПУ и боеприпасов, мощная химическая промышленность и турбореактивные боеприпасы. Если первые два пункта, по понятным причинам, были нам недостижимы, то стабилизацию ракеты с помощью её же тяги отвергли ещё в 20-х годах. Тогда были созданы турбореактивные 82-мм РС. До четверти и более мощности двигателя уходило на стабилизацию, из-за чего страдали дальность и масса БЧ. С этим же столкнулись и немцы. В 44-ом на всё том же заводе Компрессор было предложено запускать ракеты из пакетов со спиральными направляющими. Так появились М-13-СН и М-8-СН. Их испытания прошли весной 45-го. Кучность удалось улучшить от 1,1 до 3,3 раз! Кроме того, установка оказалась проще и дешевле в производстве. Была выпущена незначительная партия, но на войну РСЗО со спиральными направляющими не успели. В 46-ом их сняли с вооружения, правда, уже в 1950-м, было выпущено Краткое руководство по БМ-13-СН. Возможно, они продолжали всё ещё служить на тот момент в армии. После войны спиральные направляющие были применены на 200-мм БМД-20, сейчас подобное решение, правда, уже в виде спиральных пазов, можно найти на современных РСЗО.
Изменялась не только установка, но и ракеты. Различных модификаций М-13 было столь много, что в рамках этой статьи ограничусь основными. Начнём с РС, который снижал один из главных недостатков Катюши – плохую кучность. Это был М-13УК с баллистическим индексом ТС-53. В переднем центрирующем утолщении снаряда были сделаны 12 наклонных отверстий, из-за чего истекающие газы выходили под углом к оси боеприпаса и закручивали его. Конечно, скорость вращения была не настолько большой, как на турбореактивных, но и этого было достаточно, чтобы улучшить кучность в 1,8 раза. Конечно, сократилась дальность до 7900 м, но это того стоило. Подобную модернизацию получил и М-31 (М-31УК с баллистическим индексом ТС-52), у которого кучность тоже была далека от идеала. Кроме увеличения кучности стрельбы боролись и за рост дальности – всё-таки 8,5 км недостаточно для плотной обработки тылов противника. С 42-го по 44-й создавался М-13ДД с баллистическим индексом ТС-54. Рост дальности стрельбы был достигнут двухкамерным двигателем, фактически – установкой двух двигателей от М-13 с промежуточной камерой. Этим удалось достичь отметки в 11,8 км.
Создавались и новые боеприпасы. Летом 42-го появился РС М-20 с баллистическим индексом ТС-24 – более крупный, несущий аж 18,4 кг ВВ вместо 4,9. За это пришлось расплачиваться низкой дальностью в 5000 м и тем, что снаряды устанавливались только на верхний ряд направляющих, чем снижалась плотность залпа. В итоге М-20 оказался довольно редким и М-13 так и остаются до сих пор основными боеприпасами Катюши.
Теперь пора упомянуть особо мощные ракеты. В Ленинграде, на базе захваченных немецких турбореактивных снарядов, сделали в 42-ом году свой М-28 калибра 280 мм. Большая масса взрывчатки к достаточно небольшому двигателю (82-кг снаряд имел 45,4 кг ВВ и 6-кг двигатель) привели к тому, что дальность стрельбы составила всего 1900 м. Зато разрушающая мощь была на высоте. Использовались они до снятия блокады, когда были заменены в частях на гораздо более совершенные М-31. В это же время, на Большой земле, появился 300-мм М-30. Он также имел надкалиберную БЧ, но стабилизировался оперением и нёс «всего» 28,9 кг ВВ. Но дальность стрельбы М-30 с баллистическим индексом ТС-20 с ОФ БЧ составляла уже 2800 м, а ТС-18 с зажигательной БЧ – 3500 м. Их пуск осуществлялся с наземных станков. Выпускали М-30 вплоть до февраля 1943 года.
В январе 43-го на вооружение был принят на вооружение М-31 – модернизированный М-30. Дальность стрельбы снарядом с баллистическим индексом ТС-31 составила 4325 м, что уже неплохо. Но, из-за высокого рассеивания на такой дальности, зачастую стреляли не дальше 3 км. Сперва использовали аналогичные М-30 станки, но чуть позже удалось создать на базе всё того же Studebaker US6 боевую машину М-31-12 с двумя рядами трубчатых направляющих. Высокое могущество этих ракет пригодилось в конце войны. Попадание 300-мм ракеты по зданию оставляло мало равнодушных среди обороняющихся. Поэтому кроме машин использовались однозарядные пусковые установки из транспортно-грузового контейнера, выставляемые в окнах или проломах стен. Такой тактический приём использовался при штурме городов-крепостей.
В конце можно добавить лишь одно – реактивная артиллерия в СССР появилась крайне вовремя, когда требовалось срочно и много дешёвых, мощных и высокомобильных средств поражения, которые могли бы купировать превосходство немцев в артиллерии. И М-8, М-13, М-30 и М-31 стали этим оружием. Да, оно имело кучу своих недостатков. Да, ствольную артиллерию и САУ они заменить полностью не смогли. Да, вокруг гвардейских миномётных частей сложено огромное количество мифов. Но, так или иначе, Катюши свою задачу в той войне выполнили с честью.
Список источников
1. Кузнецов К. Все ракеты Второй Мировой. 2016.
2. Первушин А. Огненный дебют «Катюш». Warspot, 2019.
3. Первушин А. Боевой путь «Катюш». Warspot, 2020.
4. Первушин А. Уникальные «Катюши». Warspot, 2020.
5. Макаров М, Коломиец М. Реактивная артиллерия Красной армии 1941-1945. Фронтовая иллюстрация, 2005.
6. Боевая машина М-13. Краткое руководство службы. 1945.
7. Широкорад А. Реактивные системы залпового огня.
8. Первов М. Отечественное ракетное оружие. 1999.
9. Исаев А. Полевая реактивная артиллерия в Великую Отечественную войну. https://www.youtube.com/watch?v=4-eWTagTLio&ab_channel=DmitryKonanykhin
10. Исаев А. Катюши – от Сталинграда до Берлина. https://www.youtube.com/watch?v=DqjFt2un7F8&ab_channel=DmitryKonanykhin
11. Гуров С. Реактивные системы залпового огня. 2016.
12. Постановление № ГКО-726сс от 30 сентября 1941 г.