Рано утром наш (линейный) флот отправляется на Босфор.
Рано утром наш (линейный) флот отправляется на Босфор.
В августе 1909 г. в Петербурге состоялось особое совещание, касавшееся вопроса будущего развития флота, где была принята долгосрочная кораблестроительная программа. Было принято постановление: «Первою заботой по восстановлению морских сил должно быть возрождение Черноморского флота, а затем уже и развитие флота и на других морях». Участники совещания решили, что Россия должна быть готова к тому, «чтобы в момент наступления развязки овладеть устьями Босфора, укрепиться на обоих его берегах и, став прочно у входа в Черное море, оградить его воды и берега от всякого посягательства» (42. С. 227). Для этого было признано необходимым достичь преимущества Черноморского флота над турецким и увеличить количество транспортных судов с тем, чтобы в случае необходимости доставить к Босфору тридцатитысячный десант.
В 1910 г. в Николаеве и Севастополе закладываются три однотипных линкора «Екатерина II», «Чесма» и «Синоп» водоизмещением 23 050 тонн со скоростью хода 20,5 узлов.
Несколько позже, в 1912 г., заложили близкий к ним по типу броненосец «Георгий Победоносец».
Все эти линкоры отличало необычное расположение артиллерии. Двенадцать 305-мм пушек были расположены в трех башнях: две на носу и одна на корме. Линкоры всех стран были спроектированы так, чтобы обеспечить максимальную мощь огня на борт. Кстати, корабли даже характеризовались весом бортового залпа (точнее, весом снарядов). У русских же линкоров типа «Екатерина II» на борт могли стрелять двенадцать 305-мм орудий. Зато вперед могли вести огонь восемь 305-мм орудия. Дело в том, что эти линкоры были специально спроектированы для встречного боя в Проливах. Во встречном бою огневая мощь «Екатерины II» была по меньшей мере в два раза больше, чем у любого английского, французского или немецкого линкора.
Стоит отметить, что артиллерия главного калибра усилилась не только количественно, но и качественно: если на балтийских линкора типа «Петр Великий» было 8 305/48-мм орудия, то черноморские «Екатерины» имели 305-мм пушки с длиной ствола в 52 калибра и могли пробивать значительно более толстую броню, чем орудия “Петра Великого”.
Уже в ходе постройки Морской Технический комитет решил вместо предполагавшейся первоначально цитадельной схемы бронирования, оставлявшей незащищенной почти 2/3 корабля, применить полный пояс по всей длине ватерлинии. К недостаткам можно отнести лишь низкорасположенную среднюю артиллерию.
«Екатерина 2», «Синоп» и «Чесма» имели 20 120-мм, а «Георгий Победоносец» — 18 130-мм орудий вспомогательного калибра. Имелась и зенитная артиллерия: 6 63,5-мм зенитных орудий.
Первая тройка линкоров типа «Екатерина 2» вошли в строй в 1914 г., «Георгий Победоносец» — в 1916 г.
Остальные линкоры, поступившие на Черноморский флот в первой четверти XX в., представляли собой совершенно разнотипные конструкции. Складывалось впечатление, что российский флот не мог определиться какие корабли ему нужны.
Первые черноморские линкоры еще не вошли в строй, когда в феврале 1911 года в Николаеве состоялась закладка еще одного корабля, совершенно другого типа.
Проектное задание предусматривало небольшой, дешевый, но вместе с тем сильный линкор — требования, часто выдвигавшиеся, но редко выполнимые.
“Двенадцать Апостолов” оказался весьма удачным приближением к решению столь непростой задачи. Водоизмещение его было 18433 тонн, скорость хода на пробе 20,7 узлов. Вооружение его состояло из 8 305-мм орудий в двух башнях, и восемь 152/35-мм пушек в бортовых казематах. Малокалиберная артиллерия представлена четырьмя зенитными пушками Барановского.
при этом он рассматривался специалистами как более удачный, чем балтийские “торпедоносцы” “Александр II” и “Николай I”.
Введенный в строй в 1913 году, “Двенадцать Апостолов”, скромно прослужил свои девятнадцать лет, не участвовав ни в одном боевом походе. Но идея оказалась важнее: на ее основе разрабатывались все последующие черноморские и многие балтийские линкоры
После «12 апостолов» к варианту четырехорудийных башен российский флот больше не возвращался. Некоторое исключение составили проекты Рассказова (линкор с 16 орудиями — 4*4) и Степанова (3*6). Так же у Степанова оказался проект будущего — счетверенные установки среднего и зенитного калибра.
В 1912 г. был заложен и в 1916 г. вошел в строй линкор «Три Святителя» водоизмещением 27000 тонн со скоростью хода 22 узла. Главный калибр был представлен восемью новыми мощными 356/52-мм пушками в четырех башнях линейно-возвышенной схемы, а средний калибра: восемью 152/50-мм и четырьмя 130/55-мм. Постановка на линкор разнокалиберных орудий была явной глупостью наших адмиралов, которую исправили в 1916 г., когда 130-мм пушки были убраны и заменены 152-мм. Зенитная артиллерия была приблизительно та же, что и на предшествующих линкорах.
Вариант «Три Святителя» с 12 356-мм.
Примечание. Забавная история произошла с линкорами «12 апостолов» и «3 святителя». Количество «святых» было подсчитано буквально, и получалось что Россия заложила пятнадцать линкоров. В последствии выяснилась, что это хуже чем преступление — это ошибка.
В 1913 г. был заложен и в 1916 г. вошел в строй линкор «Ростислав» водоизмещением 19 140 тонн и со скоростью 20,2 узла. Вооружение броненосца состояло из 9 305/52-мм орудий, помещенных в трех башнях двух башнях, и восьми 152/45-мм пушек Кане в четырех башнях, расположенных побортно. Зенитная артиллерия состояла из стандартного набора: 6 пушек Барановского.
По сути «Ростилав» представлял собой уменьшенный вариант балтийских линкоров типа «Полтава», но вместо океанского линкора, был создан «линкор берега». Уменьшенный (и ослабленный), дешевый, с низкой скоростью, одновременно как опытный корабль на котором не жалко испытать различные научно-технические новшества (так «Ростислав» использовал в качестве топлива нефть, а не уголь), «Ростислав» был самым непонятным кораблем. Вооружение его было уже слабым, и подошло скорее линейным крейсерам типа «Пересвет» — но те предназначались для крейсерских операций. Если говорить о эффективности и стоимости, то несколько канонерских лодок были бы лучше.
Вариант «Ростислав» с 12 254-мм (тогда по идее и «Пересветы» с 12 254-мм).
«Ростилаву» принадлежит и трагическая слава — это первый русский линкор потопленный авиацией.
Кроме развития линейных сил, уделялось большое внимание и вспомогательным кораблям.
Так в 1910 году в строй Черноморского флота был введен крейсер «Память Меркурия» (к 1912 году в строй вошли еще три его систершипа). Водоизмещение крейсера составляло 4050 тонн, скорость хода 26 узлов. Крейсер был вооружен восемью 130/52-мм и 2 63,5-мм орудиями. Имелись торпедные аппараты калибром 450-мм.
Так же развивались минные силы — эсминцы и подводные лодки.
Поскольку самый сильный флот не может долго удерживать берег, особое внимание было уделено военно-транспортным кораблям предназначенным для переброски войск. Кстати, один из вариантов низкорасположенной средней артиллерии на российских линкорах, как раз объясняется желанием иметь свободную палубу — где можно дополнительно разместить войска десанта (причем с артиллерией).
Кроме мобилизационного запаса (а в случае войны в качестве десантных кораблей предполагалось использовать ВСЕ, включая рыбацкие шаланды) имели корабли и специальной постройки.
За счет низкой осадки, такие корабли могли близко подходить к берегу, и используя аппарель выгружать артиллерию и броневики прямо на необорудованый пляж.
Операция по захвату Проливов (Босфорская и Дарданельская) была успешно осуществлена в 1920-м году.
Воспользовавшись греко-турецкой войной, Россия провела десантную операцию (молниеносную и дерзкую по своему характеру) против турок, освободив Константинополь.
Российским линкорам не пришлось вести бой с английскими линкорами — Великобритания не спешила приходить на помощь туркам «как убийцам греков» (да и положение самой «Владычицы морей» было такое, что приходилось в этом владычестве сомневаться).