Работы по совершенствованию истребителей наземного базирования в период с 1946 по середину 1950-х годов. Часть 2 Ночные истребители для Королевских ВВС. Часть 8
Содержание:
Проект ночного истребителя Gloster P.279
Увеличение веса, которое столь серьезно беспокоило руководство компании Gloster, привело к разработке в июле 1948 года проекта P.279. Дальнейшие изменений, внесенные в спецификацию F.4/48 после выпуска посвященной P.272 брошюры, привели к увеличению размеров. В течение трех недель проектный отдел компании Gloster исследовал различные варианты базовой конструкции, оснащенные двумя, тремя и четырьмя двигателями, после чего начальнику управления НИОКР Дж. Серби была отправлена новая брошюра. Горизонтальная скорость на высоте 40000 футов (12192 м) была снижена с М = 0,92 до М = 0,86 и для увеличения тяги двигатели должны были быть оснащены форсажными камерами.
В компании Rolls-Royce заявили, что система дожигания может увеличить статическую тягу на 20% и при небольшом увеличении массы на 200 фунтов (91 кг) скороподъемность увеличится на 30%. Хотя это были всего лишь теоретические расчеты, но ожидалось, что двигатели с тягой 9000 футов (40 кН) будут доступны в скором будущем. Согласно данным компании Armstrong Siddeley увеличение диаметра двигателя Sapphire до 40 дюймов (1,02 м) позволит поднять тягу до 9000 футов (40 кН). С новыми двигателями скороподъемность на уровне моря составит 11800 футов в минуту (3597 м/мин), а практический потолок 56000 футов (17069 м). В случае, если планер самолета будет изготовлен раньше двигателей, прототип P.279 должен был получить два двигателя Sapphire Sa.2 с тягой по 7500 фунтов (33,3 кН), в которыми максимальная скорость на уровне моря будет ограничена 633 милями в час (1018 км/ч; М = 0,83) и на высоте 40000 футов (12192 м) – 593 мили в час (954 км/ч).
Проект ночного истребителя Gloster P.280
Считается, что проект Gloster P.276 был первым шагом на пути, который в конечном итоге привел к созданию ночного истребителя G.A.5 Javelin. В выпущенной в июле брошюре был представлен проект P.280 – окончательный вариант ночного истребителя спецификации F.4/48. В этой машине более мощные двигатели Sapphire Sa.2 заменили AJ.65 Avon и обычные элероны сменили поворотные законцовки крыла. Скорость набора высоты на уровне моря составляла 12100 футов в минуту (3688 м/мин), набор высоты 45000 футов (13716 м) составлял 10 минут, а практический потолок 55000 футов (16764 м). В обновленной брошюре (март 1951 года) P.280 были приведены более обнадеживающие расчетные данные летных характеристик и массы при использовании имевшихся в наличии двигателей Sapphire Sa.3 с тягой по 7500 фунтов (33,3 кН). Максимальная скорость на уровне моря увеличилась до 687 миль в час (1105 км/ч; М = 0,90) и на высоте 40000 футов (12192 м) – до 608 миль в час (978 км/ч; М = 0,92). Данная информация представляла собой серьезную заявку на создание самолета, который будет принят на вооружение.
Истребитель-перехватчик Javelin представляет собой классический случай летательного аппарата, конструкция которого развивалась в течение определенного периода времени из нескольких конструкторских проработок. Трудно определить дату начала проектных работ по «джавелину»; определенно это было сделано позже начала проектирования истребителя Meteor. Вероятнее всего это было сделано во второй половине 1945 года, когда главный конструктор компании Gloster Джордж Картер получил информацию о немецких исследованиях в области треугольных крыльев. В ноябре 1949 года количество прототипов Gloster F.4/48 было уменьшено с четырех до двух как по экономическим причинам, так и по той причине, что самолет компании рассматривался в качестве страховки на случай проблем с DH.110. Самолет компании de Havilland был предпочтительным для серийного производства в силу более традиционной конструкции и большей легкости в изготовлении. Однако в марте 1951 года были заказаны три дополнительных прототипа (в общей сложности заказаны пять прототипов) на том основании, что у самолета компании Gloster больше возможностей дальнейшего развития, чем у DH.110, и в штабе Королевских ВВС захотели ускорить программу.
Первый прототип G.A.5 Javelin совершил свой первый полет 26 ноября 1951 года и, включая и DH.110, вошел в число самолетов-истребителей, которые в небе Британии в пикировании развивали сверхзвуковую скорость. Истребитель-перехватчик Javelin FAW Mk.I поступил на вооружение Королевских ВВС в 1956 году, и «джавелины» в течение 12 несли боевое дежурство в различных уголках мира. В общей сложности было изготовлено свыше 430 машин данного типа, выпускавшихся в девяти модификациях. Более поздние варианты «джавелина» были вооружены четырьмя ракетами воздух-воздух Firestreak и оснащались двигателями Sapphire Sa.7R, развивавшими на максимальном режиме тягу по 11000 фунтов (49 кН) и на форсаже – по 12300 фунтов (54,7 кН). Многие в Королевских ВВС были довольны «джавелинами», поскольку они получили именно то оружие против советских бомбардировщиков, которое изначально планировали. Однако были и те, кто считал, что DH.110 стали бы лучшим выбором – еще один спор, которыми богата история авиации и который не имеет окончательного ответа.
По мере совершенствования самолетов-истребителей дискуссии шли относительно количества членов экипажа и необходимого состава бортового оборудования. И в связи с этим Главу 4 я хотел бы завершить одним довольно забавным анекдотом. В феврале 1955 года тогдашний министр снабжения г-н Селивн Ллойд (Mr Selwyn Lloyd) во время дебатов в Палате общин заявил, что Королевские ВВС
«не используют одноместные ночные истребители»
и что
«есть большие преимущества в наличии двухместных ночных истребителей».
Эти заявления вызвали большую шумиху, поскольку все большую поддержку принимало мнение, что оснащенный радаром одноместный истребитель сможет занять место всепогодного истребителя-перехватчика в системе противовоздушной обороны Великобритании. В своей следующей речи в палате общин Ллойд заявил, что он не верит, что одноместный истребитель сможет успешно действовать в британских климатических условиях, но в конечном итоге он был вынужден уйти. В дискуссиях были аргументы за и против двухместных машин, но в Королевских ВВС вплоть до появления Tornado ADV всегда предпочитали двухместные истребители-перехватчики.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: | Gloster P.279 | Gloster P.280 | Gloster Javelin FAW Mk.I |
Назначение: | ночной истребитель | ночной истребитель | всепогодный истребитель |
Статус: | проект | проект | серийное производство |
Экипаж: | 2 чел. | 2 чел. | 2 чел. |
Силовая установка: | |||
тип двигателя | Sapphire (dev) | Sapphire Sa.2 | Sapphire Sa.6 |
мощность | 2×9000 фунтов (2×40,0 кН) | 2×7000 фунтов (2×31,1 кН) | 2×8150 фунтов (2×36,2 кН) |
общая мощность | 18000 фунтов (80,0 кН) | 14000 фунтов (62,2 кН) | 16100 фунтов (72,4 кН) |
Размеры: | |||
размах крыла | 57,5 футов (17,5 м) | 52,0 футов (15,8 м) | 52,0 футов (15,8 м) |
длина | 61,0 футов (18,6 м) | 57,0 футов (17,4 м) | 65,25 футов (19,9 м) |
площадь крыла | 1100 кв. футов (102,3 м²) | 900 кв. футов (83,7 м²) | 927 кв. футов (86,2 м²) |
относительная толщина профиля крыла | 10% | 10% | от 8,9 до 10% |
Масса: | |||
общая | 32000 фунтов (14515 кг) | 27000 фунтов (12247 кг) | 31580 фунтов (14325 кг) |
Летные характеристики: | |||
максимальная скорость | M = 0,94 | ||
• на уровне моря | 666 миль в час (1072 км/ч; М = 0,87) | 680 миль в час (1094 км/ч; М = 0,89) | |
• на высоте 40000 футов (12192 м) | 599 миль в час (964 км/ч; М = 0,91) | 605 миль в час (973 км/ч; М = 0,92) | |
Вооружение: | |||
стрелковое | 4 × 30 мм Aden | 4 × 30 мм Aden | 4 × 30 мм Aden |
источник: Anthony Leonard Buttler «British Secret Projects — Jet Fighters since 1950», стр.44-45