Заказ на серийное производство Р-40D от армии США задержался до сентября 1940 года, то есть поступил через пять месяцев после получения заказа от англичан на «Киттихок-I». Эта модификация получила новую и более короткую носовую часть, ставшую стандартной для всех последовавших серий Р-40, с мотором V-1710-39 мощностью 1150 л.с., редуктор которого был поднят на 15 см, что и дало новые обводы носовой части. Общая длина фюзеляжа сократилась на 15 см, уменьшился мидель, короче стали стойки шасси. Радиатор стал большего сечения и был сдвинут вперед. Вес брони был увеличен на 80 кг. Фюзеляжные пулеметы были сняты — вместо них была добавлена пара крыльевых 12,7-мм пулеметов с гидравлической системой перезарядки. Предусматривалась также установка в перегруз пары 20-мм крыльевых пушек, но они так никогда и не ставились. Под фюзеляжем имелись держатели для 195-литрового бака или 220-кг авиабомбы. Под крылом была возможна подвеска шести 9-кг бомб. Взлетный вес модели D достиг 3945 кг, скорость и скороподъемность самолета все еще были ниже требуемых от истребителя.
Всего с четырьмя крыльевыми пулеметами было выпущено только 22 Р-40D. 18 февраля 1941 года было получено требование усилить вооружение до шести пулеметов. Модификация с таким вооружением получило обозначение Р-40Е. Возможность установки пушек исключалась. Максимальная скорость новой модификации составила 536 км/ч на высоте 1525 м, 552 км/ч на высоте 3050 м, 579 км/ч на высоте 4575 м. Скороподъемность снизилась 10,8м/с.
Британский эквивалент Р-40Е носил обозначение «Киттихок-I»А. Обозначение Р-40Е-1 носили 1500 «Киттихоков», поставленных англичанам в рамках программы ленд-лиза. Это название было использовано еще до введения литерно-цифровой системы обозначения серий самолетов и предназначалось для указания также особенностей этой партии типа установки британских радиостанций. Стоит отметить, что многие из них остались в США, но сохранили британский камуфляж. Шесть попали в Бразилию, 12 весной 1942 года были отправлены в Канаду. Многие, минуя Англию, направлялись прямо в Австралию.
1 января 1942-го «Киттихоки» I и IА впервые были использованы в бою Королевскими ВВС в Северной Африке. Низкие высотные характеристики двигателя Аллисон приводили к тому, что «Киттихок» уступал немецкому Bf-109F практически по всем характеристикам, однако по сравнению с предыдущими модификациями, «Киттихоки» несли более мощное вооружение и имели лучшую скороподъемность, это позволило несколько сократить отставание от «Мессершмитта». Истребители доставляли морем в порт Такаради, где проводили их сборку и далее по воздуху перегоняли в Египет. Среди первых авиачастей получивших «Киттихоки» была 3-я эскадрилья SAAF, возглавлял ее Чепмен. Именно эта эскадрилья и провела на «Киттихоках» первый воздушный бой и одержала первые победы. 1 января южнее Агедабии, девятка британских истребителей перехватили 16 бомбардировщиков Ju-87, которые сопровождали шесть Bf- 109. В этом бою летные офицеры Спенс, Барр и Фишер уничтожили по одному германскому пикировщику. Но большего успеха достиг сержант А.К. Камерон, который в начале боя сбил один Ju-87, а затем вступил в бой с тремя «мессерами», которые заходили на посадку на свой полевой аэродром под Агедабией. В дерзкой атаке он подбил один Bf-109, а два других повредил. Однако из этого боя не вернулся командир эскадрильи Чепмен. Считается, что он был сбит стрелком-радистом одного из Ju-87.
Однако, как уже говорилось, вести открытый бой на равных с Bf-109F «Киттихоки» не могли. Через семь дней германские летчики сбили семь британских машин. Среди сбитых оказался и командующий 258-м крылом полковник Марэ. Он сумел совершить удачную вынужденную посадку и в итоге добраться до своих. 8 января 1942 года 3-я эскадрилья RAAF взяла реванш, перехватив южнее Агедабии 35 итальянских ударных машин. При этом пилоты Королевских ВВС семь С-200, G-50 bis и CR-42. Наиболее результативным был сержант Р.Х. Симе, заявивший о паре сбитых «Saetta» и одного «Falco».
Очередной контакт с Bf-109F вновь оказался болезненным. 9 января в ходе совместного боевого вылета 112-й и 3-й австралийской эскадрильи, группу из 19 «Киттихоков» атаковал одиночный Bf-109F. Фашистский истребитель зашел со стороны солнца и внезапно атаковал, подбив сразу два австралийских самолета. Один из погибших пилотов- Симе к этому моменту имел на своем боевом счету уже шесть побед. А 11 января австралийцы лишились еще одного аса — сержанта А. Камерона, обладателя семи побед. В этот день шестерку австралийских истребителей атаковали три Bf 109F. Два «Киттихока» было сбито. В этом бою летный офицер А. Барр сумел подбить один Bf-109F, после чего поспешил на выручку Камеруну, совершившему посадку на «брюхо». Барр уже выпустил наполовину шасси, когда обнаружил еще одну пару Bf-109F. Австралийский истребитель, с наполовину висящими в воздухе шасси, пошел в лобовую атаку. Барру удалось «завалить» еще один «мессершмитт». Однако второй «мессер» сумел подбить австралийца, и ему пришлось совершить вынужденную посадку. Таким было начало боевой карьеры «Киттихока».
Стоит отметить, что в это время британские пилоты летали тройками. Все недостатки этой устаревшей тактики стали понятны еще в ходе Битвы за Англию. Не особо помогла и попытка выделения двух-трех истребителей для прикрытия основного строя сзади. Как правило, необстрелянные летчики попадали под атаки германских асов без особых шансов уцелеть. Довоенную тактику англичане сменили лишь летом 1942 года, практически одновременно с получением новых «Спитфайров».
Согласно немецким данным, с 18 ноября 1941 года по 20 января 1942 года, фашистами было потеряно в Северной Африке 232 самолета. Итальянцы за это же время лишились не менее сотни машин. Союзники, за этот период заявили о трех сотнях воздушных побед, причем основная их доля принадлежала подразделениям, летавшим на Р-40. Несмотря на некоторые успехи, было ясно, что воевать с «Мессершмиттами» на Р-40 можно только при удачном стечении обстоятельств и наличии опытных пилотов. Поэтому, в основном, истребители Кертисса использовались большей частью в роли штурмовиков. Скорость и скороподъемность «Киттихока» как истребителя были маловаты, но, оснащенные бомбами, они были способны наносить потери танковым частям вермахта.
Не очень хорошо обстояли дела и на Тихоокеанском ТВД. Группа американских добровольцев потеряла практически все свои Р-40С в боях с японцам в течение января-февраля 1942 года. В основном потери были на аэродромах и в авариях, много самолетов было разобрано на запчасти. В лучшем случае летными было не более 55 «Томахоков». В условиях тяжелых потерь и отсутствия пополнения группа добровольцев, к весне 1942 года имела только 20 Р-40С. К тому времени из Африки было переброшено пополнение — 30 Р-40Е. Более высокие характеристики последних, позволили американцам почувствовать себя лучше в воздушных схватках с японскими «Зеро», все чаще появлявшихся в небе Китая. 4 июля 1942 года группа американских добровольцев вошла в состав 23-й истребительной группы. Лучшим асом среди американских добровольцев к этому времени был Роберт Нил с 16 победами. Еще восемь пилотов имели по 10 и более побед. «Летающие тигры» были самой результативной частью, летавшей на Кертисс Р-40.
В 1941 году один истребитель Р-40D был оснащен британским двигателем Роллс-Ройс «Мерлин-28» с одноступенчатым, двухскоростным нагнетателем. Первый полет с новым двигателем состоялся 30 июня. От стандартного Р-40Е этот экспериментальный истребитель отличался отсутствием туннеля воздухозаборника на капоте двигателя. Двигатель Роллс-Ройс был во многих отношениях лучше двигателя Аллисон. Максимальная скорость нового варианта составила: 512 км/ч на высоте 1525 м, 544 км/ч на высоте 3050 м, 563 км/ч на высоте 4575 м, 582 км/ч на высоте 6100 м. В результате, для следующей модификации истребителя, получившей обозначение Р-40F, было решено заказать двигатели «Мерлин».
В США модификация Р-40F называлась «Ворхок», а в Великобритании и у союзников — «Киттихок». Первые 699 самолетов Р-40F еще не имели литерно-цифровой нумерации серий. Следующая серия модели получила обозначение Р-40F-5-С11 и отличалась увеличенной с 9,5 м до 10,15 м длиной фюзеляжа, что улучшило курсовую устойчивость. На серии Р-40F-10-С11 установили ручное управление выпускными створками вместо электрического. Р-40F-15-С11 были приспособлены для применения в условиях низких температур. Р-40F-20-СУ получили новое кислородное оборудование пилота.
140 истребителей Р-40F были поставлены в Великобритании по программе ленд-лиза, и еще 100 машин было направлено в Советский Союз. В Королевских ВВС они получили обозначение «Киттихок-II».
Обозначение Р-40J было дано проекту истребителя на основе Р-40Е с турбокомпрессором. Однако работы по данному проекту прекратили в мае 1942 году, еще до постройки опытной машины. Несмотря на успешную установку двигателя «Мерлин» на «Ворхок», параллельно продолжались работы и над вариантом истребителя под двигатель Аллисон — производство британского двигателя по лицензии сначала было довольно ограниченным. Модификация Р-40К отличалась установкой мотора Аллисон V-1710-73 (Р4К) с взлетной мощностью в 1325 л.с. Накануне 1941 года был выдан заказ на 600 Р-40К, для поставки Китаю.
Планировалось, что Р-40К станет последней серийной версией самолета — уже готовилось производство нового истребителя Р-60, но задержка с работой по последнему привела к тому, что в середине июля 1942 года, заказ на Р-40К был расширен до 1300 машин.
Р-40К-1-СU и Р-40K-5-СU были практически идентичны последним серийным Р-40Е, за исключением установки более мощного двигателя с автоматикой управления наддувом. К-5 получил дополнительный радиатор. Серии К-1 и К-5 сохранили короткий фюзеляж Р-40Е, но установка более мощного двигателя привела к тенденции самолета разворачиваться на взлете. Для решения этой проблемы понадобилась установка подфюзеляжного гребня. Истребители Р-40К-10 и следующих серий, получили удлиненный фюзеляж по образцу Р-40Р-5-CU . А Р-40К-15-СU представлял собой арктический вариант истребителя.
Р-40К имел на высоте 4575 м максимальную скорость — 580 км/ч. Дальность полета с 220-кг бомбой достигала 560 км. Большинство Р-40К использовалось ВВС США в Азии и на Тихом океане, а также поставлялись по ленд-лизу китайским ВВС. 192 истребителя Р-40К-1-СU было поставлено по ленд-лизу британским Королевским ВВС, где они носили обозначение «Киттихок-III».
Один Р-40К-10-СU был оснащен двигателем Аллисон V-1710-43 и использовался для различных исследовательских работ по доводке Р-40, под обозначением ХР-40К. Экспериментировали в основном с системой охлаждения и капотом двигателя. Так, одна из доработок привела к установке радиаторов системы охлаждения в утолщенном центроплане крыла.
Чтобы улучшить летные данные «Ворхока», хотя бы за счет сокращения радиуса действия, была создана модель Р-40L. Это был облегченный вариант Р-40Р-5-СU с двигателем «Мерлин». Сняв часть топливного оборудования, вооружения и оборудования удалось снизить вес пустого самолета на 120 кг. Во всем остальном Р-40L практически не отличался от своего прототипа — Р-40Р-5-СU. Иногда «раздетый» Р-40L неофициально называли «Джипси Роз Ли», в честь знаменитой в то время стриптизерши.
Несмотря на борьбу за снижение веса, максимальная скорость Р-40L была только на 6,5 км/ч выше, чем у Р-40F. Одна сотня Р-40L была направлена в Британию, где получила обозначение «Киттихок-II» — то есть то же, что и Р-40F.
В 1943 году недостаточные поставки двигателей «Мерлин» заставили вновь вернуться к двигателю Аллисон. В результате появилась модификация Р-40М — в целом аналогичная Р-40К-20-СU за исключением двигателя Аллисон V-1710-18 мощностью на взлетном режиме в 1200 л.с. Эта машина выпускалась специально для поставок по программам ленд-лиза. Заказ на производство был получен 24 августа 1942 г, а первый Р-40М вышел из ворот завода в ноябре 1942 г. Большинство из них поступало на вооружение британских Королевских ВВС, Королевских австралийских ВВС и Королевских новозеландских ВВС, где носили обозначение «Киттихок-III». В основном они служили в частях Британского содружества на Дальнем Востоке. Несколько машин состояло на вооружении 5-й эскадрильи Южно-африканских ВВС в Италии. Кроме поставки Р-40М в 5-ю эскадрилью южноафриканских ВВС еще 19 Р-40М были поставлены в Бразилию.
К лету 1943 г летные характеристики «Ворхока» были уже ниже всяких требований, особенно по сравнению с уже выпускающимися серийно Р-38, Р-47 и Р-51. Модификация Р-40N была разработана, чтобы поднять характеристики базовой модели и избежать тем самым остановки сборочных линий Кертисса, в случае освоения производства нового истребителя. Конструкция самолета была облегчена, размеры и вес шасси были сокращены, установили также алюминиевые радиаторы системы охлаждения двигателя и масла.
Первые 1500 новых истребителей «Ворхок» были выпущены с двигателями «Мерлин» так же, как и Р-40F, но недостаточные поставки этих двигателей с заводов Паккарда привели к решению установить на Р-40N двигатель Аллисон V-1710-81 мощностью 1200 л.с. При взлетном весе до 3790 кг скорость на высоте 5000 м снизилась до 560 км/ч, а потолок — до 9450 м.
Хотя «Ворхок» быстро старел, Р-40N суждено было стать самой массовой его версией — было построено 5220 машин. И даже в середине 1944 года, когда уровень оснащения практически всех крупных боевых соединений ВВС, превосходил потенциальные возможности Р-40, была заказана еще тысяча «Ворхоков». Позже, правда, заказ был сокращен до 220 самолетов. В Британии эта модификация получила наименование «Киттихок-I»V.
Модификация Р-40N-40 получила двигатель V-1710-115 мощностью 1360 л.с., мягкие протестированные топливные баки, новую радиостанцию, новое кислородное оборудование и пламегасители, и металлическую обшивку элеронов. Один Р-40N в качестве эксперимента был оснащен каплевидным фонарем и получил неофициальное обозначение ХР-40N. Последний серийный «Ворхок» сошел со сборочной линии 30 ноября 1944 г, став 13738-м Р-40.
Большинство Р-40N было поставлено союзникам по ленд-лизу, в том числе около 1000 машин — в Советский Союз. Союзники использовали их большей частью на Тихоокеанском ТВД в составе британских, австралийских и новозеландских ВВС. В составе американских армейских ВВС по мере поступления на вооружение Р-51 «Мустанг» и Р-47 «Тандерболт» стареющие Р-40N все чаще использовались только в качестве тренировочных машин. Большинство британских «Киттихок-IV» было снято с вооружения в начале 1945 г, и ни одна эскадрилья Королевских ВВС уже не летала на ««Киттихок-IV» к концу войны.
35 Р-40N были поставлены в Канаду. 41 Р-40N был поставлен Бразилии, где они использовались до 1958 года. Один из них сохраняется до сих пор в качестве памятника. Несколько машин были поставлены Королевскому голландскому воздушному корпусу в Ост-Индии. Там они использовались против японцев до конца войны, а потом против индонезийских повстанцев до февраля 1949 года. Большинство из 2097 поставленных Советскому Союзу Р-40 были модификации Р-40N но у нас они не пользовались популярностью среди пилотов.
Р-40Q представлял собой экспериментальный истребитель — попытку создать на базе стареющего Р-40 современный боевой самолет. Доработки были настолько серьезными, что от базовой конструкции практически ничего не осталось. Для работ были использованы два Р-40К и один Р-40N (№ 43-24571). Они получили новую систему охлаждения, двухступенчатый нагнетатель, а их внешний вид заметно изменился. Проект получил обозначение ХР-40Q.
Первым ХР-40Q получил новую систему охлаждения, удлиненную носовую часть и четырехлопастной винт. Радиаторы были перемещены под центральную часть фюзеляжа, между стоек шасси. Большинство этих доработок позже было использовано на следующей паре опытных машин. На них также срезали гаргрот за кабиной и установили каплеобразный фонарь кабины. Позже подрезали и законцовки крыльев. В результате появились самолеты, имевшие внешне мало общего с остальными машинами серии Р-40.
Серийный вариант самолета должен был получить вооружение из шести 12,7-мм крыльевых пулеметов или четырех 20-мм пушек. Но ХР-40Q все еще уступал серийным «Мустангу» и «Тандерболту». В результате дальнейшие работы были прекращены, а производство Р-40 закончилось с выпуском последнего Р-40N.
Второй ХР-40Q после войны использовался в воздушных гонках. С гражданской регистрацией NX300В он, в 1947 г. стартовал в неофициальном зачете гонок на приз Томпсона. ХР-40Q шел на четвертом месте, когда из-за пожара был вынужден сойти с дистанции.
Р-40 достаточно широко использовался советскими ВВС в годы Великой Отечественной войны. Однако, он не заслужил в нашей стране столь большой популярности как, например, Р-39 «Аэрокобра», для которой прекрасной рекламой стали украшенные, множеством звездочек воздушных побед, истребители Покрышкина и его однополчан. P-40 остался в тени своих более удачливых собратьев. Наши пилоты оценивали самолеты Кертисса в целом выше, чем британский «Харрикейн», уступавший американским истребителям по всем основным характеристикам, кроме разве что взлетно-посадочных. Однако при этом все были согласны с тем, что Р-40 значительно хуже современных советских и германских истребителей. Подробно о его применении на Восточном фронте — в следующей статье.
Окончание следует…
Источник — https://topwar.ru/83847-r-40-kittyhawk-evolyucionnyy-put-ot-kertissa.html