Содержание:
Есть мнение, что с прибытием на Халхин-Гол группы советских асов с опытом войны в Испании японцы посыпались с неба как горох. Это более или менее правда, но правда с поправкой на два с половиной месяца времени. С началом большого советского наступления для японской авиации и вправду настали чёрные времена.
Основным источником сведений для статьи служит донесение командования ВВС 1-й Армейской группы от 28 августа. Документ написан на мой вкус несколько сумбурно, но всё же даёт представление о целом периоде воздушной войны, 20-27 августа. О боевой работе наших лётчиков 20, 21 и 25 августа я писал в других статьях, так что здесь о них подробного рассказа не будет. В этой статье мы попробуем разглядеть широкую картину.
Бомбардировки
Ещё мальчишкой я твёрдо усвоил что истребитель лучше всех других самолётов, потому что у него пулемёты и вообще. Думаю, и многие читатели тоже охотнее читают про воздушные бои – так что о них я напишу ниже, чтобы не портить аппетит. А пока поговорим о бомбовозах.
Первую скрипку здесь играли многочисленные СБ. 20 августа они сделали 328 самолётовылетов, на следующий день ещё 255. А вот дальше интенсивность сильно упала: за следующие четыре дня было проведено всего 278 самолётовылетов; 23 августа их было 54, 25 августа – 88. Начиная же с 26 августа СБ не летали и вовсе,
«[в] связи [с] отсутствием важных целей и недостатка горючего».
Были бомбардировки и ночью, но скорее беспокоящие. Для них использовались преимущественно ТБ-3, которые успели за четыре дня 20-23 августа сделать 75 самолётовылетов, а потом были «переключены на перевозку раненых». Ещё 15 самолётовылетов сделали бипланы Р-5 бомбардировочной эскадрильи МНРА.
Наши ТБ-3 и частично монгольские Р-5 непрерывно бомбили и деморализовали противника ночью. Путем ночных световых ориентиров мы ночью свои самолеты точно наводили на цель.
Истребители
Истребители летали много, с среднем по 750 самолётовылетов в сутки при численности до 250 исправных машин. При этом большая часть усилий (81% самолётовылетов) пришлась на «воздушные бои, патрулирование, прикрытие войск и бомбардировщиков». Летали, конечно, и на разведку, и на штурмовки, но сравнительно немного: 7% и 12% самолётовылетов соответственно.
Донесение с явным удовольствием описывает надёжное прикрытие войск:
«Наиболее активно пр-к пытался бомбить наши войска 25.8. В этот день было до 7 воздушных боев. Противнику удалось бомбить только небольшими группами. Основная масса бомбардировщиков не была допущена. В целом авиация противника, особенно его истребители, в этот день понесли большие потери, и по существу противник был сломлен и деморализован… а мы в этот день ни одной потери не имели.
26 и 27.8 пытался продолжать бомбить мелкими группами под прикрытием истребителей, ему удалось прорваться только одиночными бомбардировщиками, остальные бомбардировщики вернулись с бомбами или бросили эти бомбы на свою территорию, будучи встречены и атакованы нашими патрулирующими истребителями.»
Любопытная деталь: из-за сравнительно небольшого числа штурмовок нашим И-16П, наконец, удалось поучаствовать в воздушных боях, и не без успеха:
«Хорошо себя показали пушечные И-16 в боях против бомбардировщиков. При удачной атаке бомбардировщиков наверняка [так в документе; видимо, «сбивают» – Прим. Авт. ].»
Может быть, несколько преувеличивая, донесение заявляет и надёжное прикрытие своих бомбардировщиков:
«Истребительная авиация противника благодаря нашего надежного прикрытия даже ни разу не атаковала СБ.»
Но вернёмся к штурмовкам. Приметой августа было их сравнительно небольшое число. Если в июле для атаки наземных целей было выполнено 22% самолётовылетов истребителей, то в конце августа – только 12%. В абсолютном выражении это всё равно было немало: 722 самолётовылета, в среднем около 90 в день (все силами «ишаков»). Согласно донесению, именно во время штурмовки 27 августа получил смертельное ранение один из наших асов, Виктор Рахов.
Брутто-цифры и оценки
За 20-27 августа было выполнено около 6970 самолётовылетов; для сравнения, за весь июль их было 5109, меньше чем за эти восемь дней. Подавляющее большинство самолётовылетов – 6051 (87%) пришлось на истребителей. Отчасти это объясняется простоем бомбардировщиков 26-27 числа, но только отчасти.
По задачам эти самолётовылеты распределялись следующим образом:
- на работу по земле (бомбардировки, включая ночные, и штурмовки) – 1641 (23%);
- на разведку – 432 (6%);
- воздушные бои, патрулирование, прикрытие войск и бомбардировщиков – 4897 (70%).
Наше командование оценивало достигнутые результаты так:
«Наша авиация, особенно истребительная… действовала очень интенсивно и напряженно. Как правило, истребители делали по 5-8 боевых вылетов в день. Действия авиации были всегда увязаны с войсками. Авиация противника понесла решающее поражение. Оправиться противник сумеет только при большом пополнении. Господство в воздухе завоевано нами полностью, и японская авиация подавлена. Как правило, японская авиация последние дни от боя уклоняется, даже при численном перевесе.»
Но может быть, это просто хвастовство?
Потери
Обратимся к нашему самому любимому: поговорим про потери, оверклейм (коэффициент π) и другие поводы к дискуссии в комментариях. Донесение заявляет японские потери в 173 машины всех типов от нашего огневого воздействия на земле и в воздухе. Японские документы подтверждают потерю 20-27 августа как минимум 38 машин; есть основания полагать что реально несколько больше, но неясно насколько. Сами они претендуют за тот же период на 190 уничтоженных советских самолётов; по нашим данным, потеряно было только 34 машины.
Боевые потери сторон за весь период советского наступления 20-31 августа, согласно книге В. Кондратьева «Битва над степью», были 51:38 в нашу пользу. Стоит дополнить эту пропорцию следующим замечанием: в советские потери входят 17 СБ, павшие жертвами зенитчиков, а японские могут быть несколько занижены (но в них тоже входят бомбардировщики). Особенно показателен период 28-31 августа, когда по дням соотношение наших и японских потерь составляло 1:0, 1:9, 1:1 и 1:3.
О небоевых потерях японцев мне ничего не известно, а наши за 20-27 августа, согласно донесению, составили только погибшими 9 человек:
«…при катастрофах погиб один летчик-истребитель, 6 человек на СБ и 2 человека умерли на СБ от недостатка кислорода.»
Выводы
В советском наступлении выделяются два основных этапа, плавно перетекающие друг в друга.
«Наша боевая работа характеризуется: с 20 по 22.8 массовыми действиями СБ и массовыми штурмовыми действиями истребителей. Начиная с 24.8, истребители полностью прикрывали наши войска и не давали противнику бомбить.»
На втором этапе, когда действия бомбардировщиков сошли на нет, истребители получили большую свободу действий, и смогли воплотить в жизнь мечту о господстве в воздухе. Нельзя сказать чтобы японцы были разгромлены: они продолжали летать и вступать в бои, но теперь они не только стабильно оказывались в меньшинстве, но и стабильно несли больше потерь чем «красные соколы». Нетрудно видеть, что это формула поражения.
источник: https://dzen.ru/a/Yq3_jMek3E14BAIM?&