Путь танка. Часть 10. TOG. 1940. Старики -разбойники. Комедия или трагедия?

15

Путь танка. Часть 10. TOG. 1940. Старики -разбойники. Комедия или трагедия?

Статья с канала Remont1969 на яндекс-дзене выкладывается мной на сайт АИ с любезного разрешения автора.

История сверхтяжелого танка TOG (The Old Group) созданного по принципам Первой мировой войны и командой создавшей первые танки Первой мировой

Основное развлечение танковых альтернативщиков — приспособление к британским ромбам башен, вот бы получилась бы боевая машина? В 1939-м году Альберт Стерн решил показать всему миру, какой бы получился танк, если бы на «ромб» поставили башню. В рамках разработки нового пехотного танка A20 12 октября 1939 года министр снабжения (Minister of Supply) Лесли Бургин (Leslie Burgin) создал в Комитет по конструированию особых машин (Special Vehicle Design Committee — SVDC). Стерн, фактически создавший танковую промышленность Британии в Первую мировую, был приглашён на кресло председателя этого комитета. Вместе с ним пришли директор создателя первого танка William Foster & Co Уильям Триттон, конструктор специальных танковых моторов Гарри Рикардо и генерал-майор сэр Эрнест Свинтон, проект менеджер первого британского танка. Не забыли и изобретателя трансмиссии для «ромбов» — Уинстона Вилсона, его эпициклическая трансмиссия должна была ставиться на танк. Эту группу «стариков-разбойников» в глаза называли — The Old Group («старая группа»), а за глаза — The Old Gang («старая шайка») — сокращённо TOG. Альберт Стерн считал, что он единственный, кто знает какие танки и как нужно делать, но к счастью для британцев проекты Стерна остались прожектами.

Путь танка. Часть 10. TOG. 1940. Старики -разбойники. Комедия или трагедия?

«Старички» решили снова войти в ту же воду и предложить военным через 25 лет тот же «ромб» только добавив к нему башню. В своём максимальном развитии в виде Mark VIII Liberty это была 40-тонная боевая машина с противопульным бронированием и 300-сильным двигателем. Стерн непосредственно занимался реализацией проекта Либерти по массовому выпуску Mark VIII и хорошо знал особенности этой машины. Первый проект сверхтяжелого танка прорыва TOG оценивался примерно в 60 тонн и отдача 600 л.с. от двигателя была принята, как обеспечивающая нормальную тяговооружённость для такой машины.

Прототип танка Mark VIII, 1918 год

Прототип танка Mark VIII, 1918 год

Создание конструкции построенного в железе танка TOG является очень характерным примером всем известной фразы: «Генералы всегда готовятся к прошлой войне. Первый проект группы старых конструкторов, называемый в источниках как TOG 300G, был достаточно спокоен, башенный танк с боевой массой около 40 тонн, автомобильными узлами, подрессоренной подвеской и противоснарядным бронированием. Предварительные проект, после озвучивания военными своих желаний преодолевать почти 5-ти метровые траншеи, был удлинен, но все равно не полностью соответствовал требованиям составителей ТЗ. Бронирование по кругу в 60-70-мм делало танк широким и длинным вариантом Матильды. Давление военных привело, к тому, что группа отбросила проект 300G и занялась разработкой более крупной машины. Но в итоге идея TOG 300G не умерла, реализовавшись позднее в проекте Tank, Infantry, Mk IV (A22) Churchill, напрямую никак не связанном с TOG, но хорошо соответствующему его техническим данным.

Путь танка. Часть 10. TOG. 1940. Старики -разбойники. Комедия или трагедия?

Группа TOG на основании полученного от военных технического задания, на которое ссылаются как RBM-17, изданном 28-го сентября, предложила новый танк, чертёж которого был подписан как TOG-1, и позднее получил ник-нэйм — «Цитадель» (Citadel). Танк в соответствии с RBM-17 должен был преодолевать траншею шириной 4,9 метра, стенку высотой в 2,1 метра, защищать от 47-мм противотанковых и 105-мм гаубичных боеприпасов, иметь полевую пушку в лобовой броне и пулеметы в спонсонах. Предложенная TOG «Цитадель» была развитием идеи Mark VIII c мощным орудием в лобовой броне и длинноствольными противотанковыми пушками в спонсонах, как и хотели военные, представлявшие себе, что и будущая война будет подобна Великой. Поэтому и танки должны быть только чуть больше, с большими пушками и броней. Военным так понравилось использование бревна-самовытаскивания, которое устанавливалось начиная с Mark V, что они напрямую прописали эту опцию в ТЗ, что сразу сделало невозможным установку башни.

Проект TOG Citadel

Проект TOG Citadel

Предварительная оценка возможности постройки танка по спецификации RBM-17 показала техническую невозможность его реализации с имеющимся производственными силами. Стерн используя свои связи и свою репутацию смог убедить военных, которые уже понимали, получая сообщения с фронта, что что-то идет не так и их идея создать очередной «сухопутный линкор» не так уже и нужна на той стороне Ла-Манша. Группа Стерна начав работу продавила проект башенного танка, по своим размерам примерно соответствующего Mark VIII Liberty, но с башней и противопушечным бронированием.

Дизайн проект TOG c башней

Дизайн проект TOG c башней

Решив не ограничиваться собственными идеями и зная о том, что французы продвинулись в развитии танков, особенно тяжелых, инженеры съездили 24–30 ноября в Париже на континент, где ознакомились с состоянием дел у союзников, тем более, что шла «странная война» и обострение боевых действий можно было ожидать только в 1940-м. Сравнив проект TOG с башней и французский Char B1, выпуск которого начался в 1935-м году можно отметить несомненное сходство. Фактические британский проект был сильно увеличенным в длину и высоту Char B1. Можно предположить, что поездка во Францию задала больше вопросов, чем ответов, ведь и французы начали строительство сверхтяжёлого танка мегатяжёлого танка ARL tracteur C и FCM F1, боевой массой 140 тонн. Альберт Стерн после получения информации о французских проектах стал еще более уверен в верности выбранного пути.

Германский солдат у макета ARL tracteur C

Германский солдат у макета ARL tracteur C

Тем не менее в проекте башенного танка было сохранено условие соответствия танка геометрическим требованиям военных. В итоге проект танка, который начали строить в железе был по прежнему очень близок к Mark VIII только с башней, которую позаимствовали у танка Матильда. Конструктора понимали, имея богатейший опыт работы с подвесками танков типа «ромб», что у них в распоряжении есть всё что надо, кроме движителя — двигателя и трансмиссии. Первоначально планировалось поставить мощный дизель и эпициклическую трансмиссию Вилсона, но по требованию Стерна в качестве основного варианта проработали электромеханическую трансмиссию. В качестве двигателя был взят дизель, а это было еще одно требование военных, Packsman-Ricardo 12TP — двенадцатицилиндровый мощностью 600 л.с, который должен был обеспечить минимальную подвижность танку, с учётом требования боевой скорости около 6 км/час. В 1928 на Mark V** уже устанавливали «тепловозный» дизель Beardmore type 6/1, но проект не особенно удался, но к 1940-году дизель Паксман-Рикардо был хорошо отработан для применения на подводных лодках.

На этой фотографии два двигателя 12TP, приводящие в движение коробку передач MWD (Modern Wheel Drive) Mk 8, которая используется в двухвинтовом четырехдвигательном танкодесантном корабле

На этой фотографии два двигателя 12TP, приводящие в движение коробку передач MWD (Modern Wheel Drive) Mk 8, которая используется в двухвинтовом четырехдвигательном танкодесантном корабле

Двигатель Packsman-Ricardo 12TP был создан с использованием наработок фирмы Паксмаш по V-образным 12-ти цилиндровым гражданским дизелям. Рикардо, как и 25 лет назад, создавая первый специальный танковый дизель, существенно упростил конструкцию для возможности её массового производства на разных заводах и удобства ремонта в полевых условиях, разбил цельную отливку на картер, блоки цилиндров и головку по три цилиндра в одной заготовке. Кроме танка TOG такие двигатели планировалось ставить и на ожидавшиеся в серии траншеекопатели «Nelli», любимое детище Уинстона Черчилля. Когда стало понятно что ни танк, ни траншеекопатель в серию не пойдут был создан Packsman-Ricardo 12TPМ для десантных кораблей. Для работы с 600-сильным мотором предложенная Вилсоном эпициклическая передача не подходила, она на тот момент не могла обеспечить передачу мощности на ведущие колеса. Было принято решение использовать электрическую трансмиссию, которую уже несколько раз пытались ставить на танки. Главным недостатком электро-механической трансмиссии был вес — ориентировочно 6–7 тонн. В итоге 33-футовая (10 метров) машина весила 60 тонн, и это при том, что подвески на машине не было, ходовая часть была жёсткой.

Путь танка. Часть 10. TOG. 1940. Старики -разбойники. Комедия или трагедия?

Вооружение танка было размещено в корпусе танка, спонсонах и башне. Первоначально планировали установить специальную башню с двумя 40-мм пушками в башне, но на первом прототипе поставили стандартную для серийного танка «Матильда II» (Infantry Tank Mk.II «Matilda II»), A12) башню с одним пулемётом и танковой пушкой длиной в 50 калибров, созданной на базе противотанковой пушки Royal Ordnance Quick Firing 2-pounder. В наклонном лобовом бронелисте справа был установлен макет пушки, но планировалась танковая трехдюймовая гаубица — Ordnance QF 3-inch howitzer. Гаубица сразу создавалась как танковая для установки в боевые машины для непосредственной поддержки пехоты. В серии орудие ставили на танки CS — close support (непосредственная поддержка) на базе различных пехотных танков, таких как Matilda II Mark III CS, Churcill Churchill Mk IICS, Valentine Mk IIICS. Бортовые спонсоны не устанавливались, но по плану каждый из них должен был быть вооружен двумя пулемётными установками с пулемётами BESA, лицензионными пулемётами чешской конструкции ZB-53.

Путь танка. Часть 10. TOG. 1940. Старики -разбойники. Комедия или трагедия?

Проект TOG 1 был представлен военным к концу зимы 1940-года. Если бы боевую машину приняли на вооружение, то по мнению Стерна промышленность Великобритании справилась бы с заказом на серийное производство «до кампании 1941 года», когда по планам союзников они должны были пойти в наступление. По оценке комитета (Комитет по конструированию особых машин (Special Vehicle Design Committee — SVDC), к ноябрю 1940-года можно было организовать производство 40 таких танков ежемесячно. Но столь оптимистичные расчеты на военных не подействовали. 1 марта 1940 года военные приняли решение в отказе от проекта TOG 1, так как требования после полугода войны вновь изменились. Можно отметить, что немаловажным фактором было и то, что сама William Foster & Co не планировала заниматься реальным производством этих танков. Тем не менее для отработки технических решений один невооруженный прототип танка был построен и вышел на испытания в ноябре 1940 года.

Путь танка. Часть 10. TOG. 1940. Старики -разбойники. Комедия или трагедия?

Испытания проводились недалеко от фабрики в Линкольне. Несмотря на высокую мощность при отладке электротрансмиссии выяснилось, что механическая и электрическая часть не согласованы. Выбранные приводные электромоторы оказались слишком слабы и не могли полностью использовать возможности генератора. Тактическая скорость сверхтяжелого танка составила традиционную для ромбов пешеходную 6 км/час. Моменты с испытаний можно посмотреть в ролике здесь — IWM MGH 175. По большому счёту TOG 1 был демонстратором технологий. который должен был доказать военным, что у схемы «ромб» ест ещё запас возможностей для современной воны и электротрансмиссия в таком танке имеет право на жизнь. Итоги демонстрации William Foster & Co и SVDC доказали, что тяжёлый танк с электротрансмиссией может существовать и добились продолжения работ над новой машиной — TOG 2. Конструкторы приступили к работе над новым танком 11 января, и к 29 февраля был готов макет переработанной машины.

Сравнение TOG 1 вверху и TOG 2

Сравнение TOG 1 вверху и TOG 2

TOG 1 продолжал испытываться, выступая в качестве носителями агрегатов, надежность и применимость, который нужно было проверить. В августе 1941 года на танк установили новое сцепление SSS (Synchro Self-Shifting) с самосинхронизирующейся муфтой, что должно было снизить нагрузку на механика-водителя. Подобное сцепление хорошо себя зарекомендовало на флоте, и было впервые применено в танке. Но главной проблемой все равно были электромоторы, которые из-за рассогласования нагрузок всё время перегревались и испытания танка прерывались на неопределенное время. Врожденный недостаток, связанный с большим отношением длины к ширине исправить было нельзя, и танк крайне плохо маневрировал. В июне началась полная переделка трансмиссии — с электромеханической на гидравлическую от фирмы Hydraulic Coupling and Engineering Company. Специалисты из Комитета словно повторяли испытания 1917-года по выбору трансмиссии для танка Mark V, на которой испытывали различные виды, но в итоге сошлись, что самая удобная гидравлическая, а самая правильная — планетарная. В мае 1943 машины получившая в название букву А — TOG 1A совершила первый выезд. Весной 1944 года с площадки William Foster & Co полностью переделанный танк снова отправили на испытания, но с этого момента его судьба не известна, в отличие от TOG 2, который сохранился до нашего времени.

Путь танка. Часть 10. TOG. 1940. Старики -разбойники. Комедия или трагедия?

TOG I/The Old Group/ТОГ 1

Страна: Британия

Год выпуска: 1940

Производитель: William Foster & Co

Кол-во выпущенных: 1

Боевая масса: 64 555 кг

Размеры: 10130×3120×3000? мм

Бронирование: 62 мм

Скорость: 6 км/час/ макс 12 км/час

Экипаж: 8

Вооружение: Ordnance QF 3-inch howitzer в корпусе, 40-мм Royal Ordnance Quick Firing 2-pounder в башне, 4×7,92 мм BESA

Преодолеваемый ров: 6400 мм

Двигатель: Packsman-Ricardo 12TP, 58 680 см³, 600 л.с.

источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d36b0ffd4f07a00af1a9d3d/put-tanka-chast-10-tog-1940-stariki-razboiniki-komediia-ili-tragediia-6281fa039d28480e8eb2e4e5?&

 

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account