Путь к танку. Часть 8. La machine N° 1 Type C. Эксперименты с формой
Авторское предисловие: В марте 1916-го года во Франции протестировали прототип танка с использованием элементов трактора Холт с установленным имитатором бронекорпуса. Это были последние работы, которые военные и фирма Шнайдер вели вместе. После испытания третьего варианта прототипа их пути окончательно разошлись.
21 февраля в Винсенне прошли испытания построенного на заводе dв Биланко (Billancourt) под руководством лейтенанта Фуше (Lieutenant Charles Fouché) под контролем командующего Service Technique Automobile (STA) французской армии генерал Муре (Général Mourret) прототипа танка с модернизированной подвеской от трактора Холт. Прототип L’appareil n ° 1 Type А имел на метр увеличенную длину опорной поверхности гусеницы для чего была добавлена ещё одна трехкатковая тележка. Прототип был оснащен сзади хвостом для преодоления препятствий, а спереди были удлинены лонжероны и создано место, куда по плану военных должно было установлено вооружение. Первые тесты показали, что «тракторный» американский карбюратор не работает на больших углах наклона машины, его заменили на Солекс, после доработок L’appareil n ° 1 Type B был успешно испытан на полигоне.
История французского танкостроения в первой половине 1916-го года выглядит, если судить по сформированному общепринятому пониманию, скандально, странно и нелогично. Сложив данные из разных источников позволю себе сформулировать более логичное развитие истории. Это конечно можно отнести к альтернативной истории, но постараюсь все таки не отходить от фактов. Если читатели найдут доказанные фактические ошибки, с удовольствием исправлю.
После испытаний первого прототипа L’appareil n ° 1 Type А фирма De Schneider et Cie получила заказ на 400 танков. Удлиненное гусеничной шасси показало, что на него можно ставить бронекорпус и вооружать и строить танки. А пока Шнейдер готовился военные продолжали доводить прототип. Следующим этапом было создание «посадочного» макета, отработка формы бронекорпуса. Можно предположить, что именно в этот момент начали накапливаться противоречия у военных и Шнейдера. Главной проблемой было наличие у фирмы собственного конструкторского бюро во главе с одним из лучших конструкторов транспортной техники во Франции Эжена Брилье (Eugène Brillié), который собственно и порекомендовал использовать шасси гусеничного Холт 45 в качестве основы для бронированного трактора. В КБ Брилье видели танка немного по другому, так на Шнейдер проектировали другой вариант подвески с 7-ю катками — в двух тележках по 3 и 4 катка, запатентованный 17 января. Несколько по другому Брилье видел и хвостовую опору для преодоления траншей, собственное решение Шнейдер запатентовал 17 февраля. Военные под руководством лейтенанта Фуше действовали прямолинейно, просто наращивая сложность вокруг имевшегося шасси. Так и L’appareil n ° 1 Type С или как её иногда называли Machine Profilée (не могу подобрать точного перевода, но имелась ввиду возможно что-то типа — машина с профилем), представляла собой тот же прототип, который испытывался второго марта только с установленным на нем корпусом. Одной из задач которую ставили перед собой военные была отработка формы носовой части танка для наилучшего преодоления проволочных заграждений. На поле полигона этот вариант прототипа вышел уже 17-го марта.
Корпус из котельной стали был заказан Schneider et Cie для установки на восьмикатковое шасси Фуше. Но для ускорения испытаний носовую часть сделали деревянной по форме напоминающей нос корабля по проекту Ферруса (Chef d’Escadron Ferrus). На прототипа уже хорошо узнается очертание носовой части будущего танка Schneider CA1. Испытания третьего варианта прототипа стали последними на который Шнейдер участвовал вместе с военными. После испытаний пути фирмы и заказчика окончательно разошлись. Можно предположить, что форма хвоста и количество катком не были главной причиной разрыва отношений. Даже если отбросить в сторону «нетехнические» факторы в лице зам.министра и депутата Жюль-Луи Бретона (Jules-Louis Breton), который явно видел в этом проекте свой интерес, остается суровая проза — как прототип превратить в боевую машину. И военные и Эжен Брилье понимали, что следующим этапом станет полная перекомпоновка, даже если удлиненное шасси, форма носа и хвоста останутся. Видение Брилье было реализовано в виде танка Schneider CA1, а подход военных и Бретона воплотился в танк Char Saint-Chamond. Тракторная компоновка с двигателем расположенным по центру и управлением сзади явно не подходила для боевой машины, 45-ти сильный двигатель и связаннай с ним трансмиссия так же были слабоваты для задачи обеспечения мобильности тяжелой боевой машины. В итоге от Холта должен был остаться только гусеничный движитель, все остальное должно было стать новым.
Форма корпуса, которая имела свои началом ещё первые проекты боевой машины на тягаче Holt 45 (Model T-10), для испытаний 9 декабря 1915-го года на полигоне под Суеном на который была одета имитация бронекорпуса. Уже при тестах в Винсенне оказалось, что подобная форма корпуса и носовой части хорошо только в одном случае — для преодоления проволочных заграждений, для переезда траншей и воронок удлиненный перед неудобен, машина утыкается в препятствие и не может его преодолеть. По инициативе главного инициатора создания бронетанковых войск Жана Этьена (Jean Baptist Estienne), который видел бронированные машины все-таки немного другими, на одно из испытаний приехал Луи Рено, владелец фирмы Renaut создавший первый танк современного типа. Этьен хотел показать Луи Рено возможность реализации проекта по созданию боевой машины на гусеницах и это ему удалось.
Общим итогом испытаний прототипа стало принятие того, что удлиненное шасси с подрессоренными катками по типу Холт удовлетворяет всем требованиям к танку, в отличие от всего остального. Нужен новый более мощный двигатель, новый вариант бронекорпуса и возможно вообще новая трансмиссия. La machine N° 1 Type C стала последним общим прототипом первых французских танков. И если британцы назвали первую боевую машину-ромб H.M.L-S. Centipede — Mother — Мать всех танков, то прототип La machine N° 1 Type C стоило назвать Père — отец всех французских танков, так же передал свои гены, но напрямую в создании и Сент-Шамона и Шнейдера не участвовал:-)).
La machine N° 1 Type C продолжала испытываться на полигоне в Венсенне точно до конца мая, когда проходила проверка возможностей танка по преодолению электрифицированных проволочных заграждений. Пока в Биланко (Billancourt) и на заводе Шнейдера строились уже первые прототипы реальных танков, шасси La machine N° 1 использовалась для проверки различных теорий по использованию боевых машин на поле боя.
L’appareil n ° 1 Type С/ STA Fouché №1 Type С/ Machine Profilée/ Машина №1 тип С
Страна: Франция
Производитель: Farman/ шасси Holt Manufacturing Company
Год выпуска: 1916
Кол-во выпущенных: 1
Шасси: Holt 45 (Model T-10) «Muley»
Мощность 45 л.с.
Масса: 7-8 тонн
Бронирование: —
Вооружение: —