Путь к танку. Часть 9. Tracteur Saint-Chamond. Прототип французского танка Сен-Шамон

12
Путь к танку. Часть 9. Tracteur Saint-Chamond. Прототип французского танка Сен-Шамон

Путь к танку. Часть 9. Tracteur Saint-Chamond. Прототип французского танка Сен-Шамон

Авторское предисловие: К осени 1916-года во Франции наконец достроили собственные прототипы танков, которые стали предсерийными. Несмотря на то, что еще в марте этого года демонстратор технологий, построенный Фуше, был предшественником обоих французских танков, хотя с первого взгляда так и не скажешь.

18 марта 1916-го года в Винсеннесе на поле полигона вышел очередной, уже третий модернизированный вариант удлиненного шасси Холта 45 для будущей боевой машины — La machine N° 1 Type C. На машине испытывали предварительную конструкцию бронекорпуса для будущих танков фирмы Шнайдер, которые были в количестве 400 штук заказаны еще в феврале. В ходе испытаний прототипа, построенного силами военных под руководством лейтенанта Фуше (Lieutenant Charles Fouché), было выяснено, что несмотря на то, что сама идея и гусеничного шасси и бронекорпуса рабочие, именно в таком виде, как был построен La machine N° 1 Type C продолжать работы бессмысленно. Геометрическая проходимость была отвратительной. Отношения между исполнителем — фирмой De Schneider et Cie и её главным конструктором Эжена Брилье (Eugène Brillié), и заказчиком в лице командующего Service Technique Automobile (STA) французской армии генерал Муре (Général Mourret) накалились до предела. Брилье хотел производить свою машину, а вот военным очень нравились их собственные идеи.

La machine N° 1 Type C

La machine N° 1 Type C

Не будем фантазировать здесь по поводу других факторов, несвязанных напрямую с техническими решениями, хотя скорее всего ряд лиц, связанных с программой производства танков со стороны военных, в частности зам.министра вооружения и депутат парламента Жюль-Луи Бретона (Jules-Louis Breton) и зам. госсекретаря по артиллерии и боеприпасам Альберт Тома, и другие министерские работники, сидящее на подрядах, оказались в стороне от этого заказа. Но то, что надо было полностью переделывать проект было очевидным и то, что лейтенант Фуше может максимум, что сделать, это собрать из узлов трактора Холт и поставленных узлов что-то типа демонстрационного объекта. Нужен был партнер с мощным КБ и возможностями выпуска крупногабаритных деталей из металла. Таким партнером стала фирма FAMH (Compagnie des forges et aciéries de la Marine et d’Homécourt), мощнейший металлургический холдинг, тесно работавший с военными по поставкам артиллерийских систем. У них не было опыта в строительстве шасси, но имелись в достатке квалифицированные инженеры. Генеральный конструктор фирмы по артиллерийским системам Римайло (Rimailho) предложил совершенно новую конструкцию трансмиссии — электрическую.

Вид на прототип спереди, Фото откадрированное с https://forum.pages14-18.com/viewtopic.php?t=52776

Вид на прототип спереди, Фото откадрированное с https://forum.pages14-18.com/viewtopic.php?t=52776

В качестве двигателя взяли 90-то сильный Панар с бесклапанной системой газораспределения. Наверно до Франции все таки дошла информация о том, что британцы для прототипа своего танка применили схожий двигатель с газораспределением по систему Найта, правда 105-ти сильный. Электрическая трансмиссия была построена по проекту фирмы Crochat, которая использовала патенты полученные Генри Крочо (Henry Crochat) и его партнера Колардо (Colardeau). Фирма Crochat так же была тесно связанна с военными, поставляя им для рокадных железных дорог локомотивы с электрической трансмиссией. Применение электротрансмиссии позволило резко упростить схему передачи мощности и управления тяжелой машины. Разом убрали коробку передач, сцепление, бортовые передачи, дифференциал и бортовые тормоза. Да к тому же места внутри планируемого корпуса стало просто больше.

Фото: The encyklopedia of French tanks and Armoured vehicles 1914-1940, Histoire & Collections

Фото: The encyklopedia of French tanks and Armoured vehicles 1914-1940, Histoire & Collections

Полная переделка машины заняла приличное время. Шасси из двух тракторов Холт 45 снова соорудил лейтенант Фуше. Пять месяцев заняло строительство прототипа танка по проекту Service Technique Automobile (STA), который должен был пойти в серию на заводе FAMH в Сен-Шамоне. Построенный прототип был создан для проверки трансмиссионных и компоновочных решений и представлял из себя открытый сверху бронекорпус на восьмикатковом шасси, построенном с использованием элементов гусеничного движителя трактора Холт 45. Эта машина, которая называется и как Трактор Сен-Шамон (Tracteur Saint-Chamond) и как Машина №2 (La Machine N° 2) была впервые испытана 1 августа 1916 года в лесах Медона, затем в Винсенне 3 августа 1916 года перед заместителем государственного секретаря по артиллерии и боеприпасам Альбертом Томасом, который впрочем и был основным инициатором её появления.

Рисунок с http://www.wardrawings.be/WW1/Files/site.htm (автор Vincent Bourguignon)

Рисунок с http://www.wardrawings.be/WW1/Files/site.htm (автор Vincent Bourguignon)

Машина Фуше №2 стала последним поисковым прототипом для танка Сен-Шамон, первый уже предсерийный образец которого был построен на FAMH, и предъявлен на испытания 7 сентября 1916-го года в Марли. Предсерийный образец в общем повторял все решения, заложенный в прототип Фуше.

Tracteur Saint-Chamond/La Machine N° 2/Тягач Сен-Шамон

Страна: Франция

Производитель: Service Technique Automobile (STA)/Farman/FAMH

Год выпуска: 1916

Кол-во выпущенных: 1

Экипаж: 6

Мощность: 90 л.с.

Двигатель: Panhard SS

Масса: 12-16 тонн

Размеры: 8700×2700×2000? мм

Бронирование: 8,5-11,5 мм (котельная сталь)

Вооружение: —

источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d36b0ffd4f07a00af1a9d3d/put-k-tanku-chast-9-tracteur-saintchamond-prototip-francuzskogo-tanka-senshamon-612f3f071fd56d0165615753

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account