Путь к танку. Часть 12. La Machine N° 3. Последний танк Фуше или первый прототип инженерной машины
Авторское предисловие: Осенью 1916-года в полях около Булони была испытана первая гусеничная боевая машина с использованием элементов шасси трактора Холт. Автором проекта скорее всего был су-лейтенанта Фуше.
С начала 1916-го года мастерская на заводе Фармана (Farman) в Биланкуре (Billancourt) под руководством лейтенанта Фуше (Lieutenant Charles Fouché), входившей в техническую службу Service Technique Automobile (STA), которую возглавлял генерал Муре (Général Mourret). Первым проектами Фуше был прототип первого французского танка L’appareil n ° 1 Type A, который строился для проверки технических решений для фирмы Шнайдер. Шасси L’appareil n ° 1 Type A было собрано из двух тракторов Холт 45 с удлиненными гусеничным ходом. На получившейся машине испытали новый карбюратор, вплоть до мая 1916-го года на шасси испытывали новую форму корпуса для танка. И даже после того, как STA полностью разругалось с фирмой Шнайдер, шасси Фуше использовали для демонстрации бронекорпуса танка Schneider CA1, так как собственное шасси у фирмы было еще не готовою.
Но и после сентябрьской демонстрации шасси не бросили. В семейном архиве лейтенанта Фуше хранились две фотографии испытания машины, о которой просто больше нет никакой информации и даже Французские историки придумывают её историю. На фотографиях во время испытаний где-то в районе Медо (Meudon) машина, получившая условное название La Machine N° 3 или STA Fouché №2 имеет в носовой части хорошо различимый бульдозерный ковш. Судя по одежде офицеров и голыми от листьев деревьями это поздняя осень. Можно предположить, что после демонстрации шасси с корпусом Шнайдер в начале сентября группа су-лейтенанта Фуше осталась без работы, так как танки Шнайдер и Сен-Шамон уже пошли в серийное производство, и они занялись строительством других экспериментальных машин.
Можно предположить, что к осени 1916-го года дальновидные военные и производственники понимали, что оба французских танка получились «не очень», особенно с точки зрения проходимости и преодоления траншей и воронок. И естественно возникла идея, автором которой считается что был некий Эдуард Кюленек (Edouard Quellenec), что перед танками можно пустить инженерную машину, которая будет прокладывать путь боевым машинам заравнивая рвы, траншеи и насыпи. У Фуше получился прототип того, что через 50 лет получило название — ИМР — инженерная машина разграждения. Мощный бульдозерный двухлезвийный отвал опускался и поднимался с помощью винтовых механизмов. Бронекорпус имел коробчатую форму с наклонными бортовыми плоскостями для увеличения пулестойкости.
Можно опять же предположить, что испытания прошли неудачно, так как больше подобные машины не появлялись в истории бронетехники в е ранние годы. Если немного пофантазировать, то в форме бронекорпуса последнего «танка» Фуше можно увидеть формы немецкого A7V, по времени все сходится сентябрь-октябрь 1916-го — британцы уже выпустили свои ромбы на поле боя, а германцы узнав, что и французы скоро начнут строительство своих боевых машин, организовали комитет по изучению возможности выпуска боевых гусеничных бронированных машин. Ну разведка и принесла фотографии STA Fouché №2, «ромбы» не понравились немецким инженерам, как извращение идеи, а танк Фуше вполне подходил, и даже была видна подвеска, которую можно было скопировать. Повторюсь, что всё написанное в этом образе только домыслы. А настоящая ИМР поступила на вооружение Советской армии в 1969-м году, построенная на шасси Т-55.
La Machine N° 3/L’appareil n ° 3/ STA Fouché №2 / Машина №3
Страна: Франция
Производитель: Farman/ шасси Holt Manufacturing Company
Год выпуска: 1916
Кол-во выпущенных: 1
Шасси: Holt 45 (Model T-10) «Muley»
Мощность 45 л.с.
Масса: 10-12 тонн
Бронирование: — (11-планируемое)
Вооружение: —