К концу 30-х годов в Великобритании вопрос об авиационной пушке встал очень остро. Своими современными разработками авиапушек, как это ни печально, англичане в межвоенный период особо не озаботились, а когда в Европе начали сгущаться тучи очередной войны, взоры авиаторов Туманного Альбиона обратились к соседям.
Основным представителем пушечного вооружения английских самолетов в годы 2-й мировой войны, как известно, была французская 20-мм пушка «Hispano-Suiza Birkigt тип 404», успешно провоевавшая как в английской, так и в американской авиации всю войну, в различных модификациях надолго задержавшись во многих армиях мира и в послевоенные годы. История ее создания для французских ВВС, а также развитие ее конструкции в США описаны отдельно, а в этой статье стоит коснуться лишь периода развития этой пушки применительно к использованию HS.404 в составе авиации Британии.
Прототип Испано Mk.I без барабанного магазина
Надо сказать, что во второй половине 30-х гг выбор авиационных пушек у мировых производителей был невелик, однако же кое-из чего уже можно было выбирать. Это и пушки Мадсен, и разнообразные модели Эрликона, и наконец, и новейшая французская разработке «Hispano-Suiza Birkigt тип 404» или HS.404, которая позиционировалась французами как последнее достижение в области авиационного вооружения.
Французский образец выглядел предпочтительнее. HS.404 превосходила Oerlikon по основным боевым параметрам: темпу стрельбы, начальной скорости, однако была сложнее технически. Эрликон, работавший на основе свободного затвора был предельно простым в производстве. Пушка Испано-Сюиза использовала смешанную автоматику на основе газоотвода и полусвободного затвора. При этом, газоотводный привод осуществлял лишь разблокировку затвора, дальнейший цикл осуществлялся за счет возвратно-поступательного движения затвора.
Британская комиссия, возглавляемая майором Томпсоном (Thompson) и капитаном Адамсом (Adams) из Технического отдела британского министерства авиации, посетившая завод Испано Сюиза в 1935 году, уведомило свое правительство о характеристиках французской пушки и запросило французское министерство авиации разрешения на приобретение партии пушек для проверки и испытаний. Франция санкционировала продажу шести пушек при условии, что собственные потребности французской авиации будут удовлетворены в первую очередь.
Вначале в Англию были поставлены полноразмерные деревянные макеты пушек для проверки возможности установки орудий в крыле самолета, поскольку французы устанавливали HS.404 главным образом в развале цилиндров мотора. Наконец, после длительных бюрократических проволочек в январе 1937 года шесть заказанных авиапушек прибыли в управление по авиационному вооружению — Aeroplane and Armament Experimental Establishment, где пушки успешно прошли испытания, после чего последовал заказ на партию из 400 штук HS.404. Компания «Hispano-Suiza» выдвинула встречное предложение о строительстве своего завода в Англии. Предложение было заманчивым для обеих сторон, и договор был подписан. Управляющим директором новой кампании французы выбрали Дениса Кендалла (Dennis Kendall), англичанина, хорошо знающего производство, поскольку он длительное время проработал инженером-технологом на моторостроительном заводе фирмы «Citroen». Площадка под новый завод была выбрана возле г. Грэнтэм (Grantham). Кендалл оказался великолепным организатором, завод был построен к концу декабря 1938 года, лишь через шесть месяцев после сдачи земли в аренду, параллельно строительству была организована закупка необходимой техники, станочного парка и оборудования, что в такой короткий промежуток времени было немалым подвигом. В дополнении к заводу был организован заводской полигон для приемочных испытаний пушек.
19 января 1939 года была проведена официальная церемония открытия фабрики, на которой присутствовали многие важные лица Великобритании, среди них король, королева, герцог и герцогиня Глостер. После обычной церемонии, которая сопровождает мероприятия такого характера, осмотра завода и его оборудования король Георг VI лично дал очередь из первой выпущенной на заводе пушки, прототипе десятков тысяч, которые выйдут из этих цехов.
Вновь образованной компании было дано название «British Manufacture & Research Co» — «Британская Промышленно-Исследовательская Компания» — или сокращенно BMARCо.
Становление производства пушек на британской земле проходило тяжело. Уже в процессе перевода французских метрических чертежей в дюймы, принятые в Великобритании, были допущены ряд ошибок. Кроме того, на первых серийных пушках постоянно выходили из строя возвратная пружина и пружина экстрактора, узел блокировки затвора потребовал полного перепроектирования.
Попытки капитана Е.С.Р.Адамса, технического директора Департамента по развитию вооружений, получить помощь в налаживании производства пушек со стороны руководства Испано Сюиза не находили понимания у французов. Это, впрочем, было не удивительно, учитывая то, что разработчик пушки и глава фирмы Марк Биркегт был отстранен от руководства фирмой, а новый директорат национализированного завода во Франции просто не владел техническими вопросами в той степени, чтобы оказывать помощь. Сборка пушек во Франции на тот момент производилась практически кустарным способом, фактически ручной подгонкой деталей.
Лишь к началу 1940 года первые серийные орудия английского производства начали поступать в войска, но о надежности их было говорить еще не приходилось, выход их из строя, постоянные отказы были в порядке вещей.
Наружная установка пушек «Hispano» Мk.I с барабанным питанием сверху крыла истребителя «Hurricane» версии Mk IIa, выполненная в полевых условиях
Пушка английского производства получила официальное обозначение «Hispano-Suiza тип 404», или Hispano Mk.I, вариант, производимый во Франции, назывался Hispano-Suiza Birkigt Тип 404 или HS.404.
Первым британским самолетом, получившими на вооружение пушки HS.404 был двухмоторный перехватчики Westland «Whirlwind», спроектированным целенаправленно под установку 4-пушечной батареи в носу.
4 пушки Испано Mk.I на истребителе Westland Whirlwind
Одной из первых задач, вставших как перед англичанами, так и перед французами, была проблема размещения пушки в крыле истребителя, поскольку изначально французская пушка была разработана для установки в развале цилиндров французских авиадвигателей водяного охлаждения. Новые английские двигатели «Мерлин» не позволяли использовать пушку таким образом из-за недостатка места между цилиндрами, и единственным местом для установки оружия оставалось крыло.
В это же время французы также столкнулись с проблемой установки пушки в крыле нового истребителя Bloch MB.150 с двигателем воздушного охлаждения, так что потребности обоих союзников совпали. Французская фирма, «Société d'Applications des Machines Motrices», сокращенно SAMM, разработала специальную люльку для установки пушки HS.404 в крыле истребителя. Характерной особенностью этой конструкции было то, что пушка в крыле располагалась не жестко, а имела демпфирующий механизм в виде двух мощных пружин на стволе, позволявшим орудиям совершать возвратно-поступательные движения в установке с длиной хода 19 мм, снижая нагрузки на конструкцию планера при отдаче.
В крыле Спитфайра пушка Испано Mk.II слева и 12.7-мм Браунинг справа
Зарядка пушек Испано Mk.II на Тайфуне
Зарядка пушек Испано Mk.II на Харрикейне Mk.IIc
Впервые эта люлька была испытана именно англичанами на своих истребителях «Hurricane» и «Spitfire», а уж потом ее применили и французы. Это устройство так и называли «SAMM» , по инициалам фирмы разработчика. Французы любезно согласились предоставить союзникам чертежи крыльевой установки. Курировавший британский проект капитан Адамс совершил крайне рискованный вояж во Францию, успев получить комплект чертежей на заводе Испано в Буа Коломб за несколько дней, до того, как в этот пригород Парижа вошли немецкие войска.
Правда, при попытке применить французскую разработку на крыльевой установке Спитфайра, оказалось, что весьма габаритная пушка с громоздким магазином не вписывается в тонкое крыло британского истребителя. Пушку пришлось устанавливать с разворотом на бок, из-за чего последовала очередная череда отказов.
Несмотря на то, что летом 1940 года было выпущено несколько Спитфайров Mk.Ib, вооруженных парой крыльевых пушек Испано Mk.I, поступивших в 19-ю эскадрилью и принявших участие в Битве за Британию, надежность пушек оказалась настолько обескураживающе низкой, что вскоре пушечные Спитфайры изъяли с передовой.
Сохранился доклад одного из пилотов Спитфайра, оснащенного парой пушек первых серий от 1940 года, который заявлял, что "при открытии огня по противнику одно орудие заклинило после первого же выстрела, а отдача при стрельбе из оставшегося разворачивала самолет, так что ни о какой прицельной стрельбе не могло идти и речи. К тому же после 30 выстрелов заклинило и вторую пушку ".
Надежность пушек первых серий выпуска повергала в уныние, но англичане прилагали все усилия для того, чтоб выловить «всех блох» в конструкции. Но отказ следовал за отказом, попытка решить одну проблему, как снежный ком влекла за собой две новых.
К концу 1941 года английские инженеры уже почти отчаялись повысить надежность французского орудия, что вынудило пойти на беспрецендентный шаг. Британская резидентура в Швейцарии вышла на конструктора пушки Марка Биркегта, жившего в Женеве. Изобретатель переживал не лучшие времена. Французское правительство национализировало его фабрику, похоронив все его проекты, автомобильная фирма в Швейцарии разорилась, и после недолгих уговоров конструктор согласился на «командировку» в Великобританию для оказания помощи английским инженерам. На самолете шведской авиакомпании BOAC/KLM через всю оккупированную Европу он вылетел в Португалию, а из Лиссабона на английской подводной лодке прибыл в Англию, где провел три месяца. Биркегт оказал неоценимую помощь британским инженерам в доводке пушки до кондиции. По его рекомендации была на 2 мм уменьшена величина каморы патронника, на которой были введены канавки Ревелли, предотвращавшие «присасывание» гильзы после выстрела, кроме того, была несколько изменена форма гильзы. Также была введена обязательная процедура покрытия патронов густой смазкой перед зарядкой.
Однако, окончательным решением вопроса надежности стало уменьшение темпа стрельбы пушки с 750 выстр/мин у базового французского варианта до 600-650 выстр/мин. Эта вынужденная мера, хотя и снизила массу залпа английских истребителей, но зато значительно повысила надежность орудия, которая к 1942 году достигла 1 отказа на 1500 выстрелов.
Тем не менее, вплоть до 1942 года пушки Испано Mk.I в составе RAF почти не находили применения. Кроме вышеупомянутого двухмоторного истребителя Westland «Whirlwind» по сути, единственным потребителем их был многоцелевой двухмоторный Bristol «Beaufigfter», также несший 4-пушечную батарею под фюзеляжем. В этих самолетах пушки располагались вблизи от оси симметрии и отказ одной или двух из них не был столь критичен для боеспособности самолета из-за небольшого разворачивающего момента, нежели при крыльевой установке в одномоторных истребителях.
Одним из существенных недостатков пушки HS.404 была ее система питания боеприпасами. Это был исключительно громоздкий барабанный механизм на 60 выстрелов, который, к тому же весил 25.4 кг. Он, как уже отмечалось выше, создавал изрядные трудности при монтаже пушки из-за своих габаритов. Кроме того, что он сильно ограничивал боеспособность самолета малым количеством боеприпасов. В тяжелом истребителе «Бофайтер» доступ к барабанам имел второй член экипажа, в обязанности которого входила замена тяжелых магазинов, и хотя это было весьма трудоемкой операцией, она все же была возможна. Но в одноместных истребителях это было невозможно в принципе.
Задолго до того, как начались переговоры с англичанами по вопросу приобретения пушек, французские ВВС инициировали разработку модификации пушки HS.404 с ленточным питанием. Проектные работы начались на государственном арсенале в Шательро (Chatellerault) и предполагали создание модификации пушки с питанием боеприпасами из металлической ленты с распадающимися звеньями. Этот проект все еще находится в стадии разработки, когда возникла критическая потребность в нем английских союзников, а также вполне реальная угроза немецкой оккупации Франции до его завершения, в результате французы предоставили доступ английских инженеров к данной разработке. Специально под задачу разработки ленточной подачи на заводе в Грэнтаэме было создано проектное бюро под руководством капитана Адамса.
Итогом британских работ по новой версии пушки стало внесение во французскую конструкцию большого количества изменений и усовершенствований. Ленточная подача добавила еще 8 кг к и так не малой массе пушке, но оно того стоило.
Разработка модификации пушки HS.404 с ленточным питанием была завершена совместными усилиями французских и английских инженеров, когда немцы вторглись во Францию. Новой пушкой предполагали вооружить французский новейший истребитель Dewoitine D.520, однако сделать этого уже не успели, Франция была оккупирована и прекратила сопротивление. Немногочисленные D.520 в период боевых действий во Франции летали со старой моделью пушки с барабаном на 60 патронов. А после падения Франции единственным производителем и потребителем пушек HS.404 осталась Великобритания. Вариант пушки с ленточным питанием, получивший обозначение Hispano» Mk II, пошел в производство на заводе «BMARCо» в Грэнтэме в конце 1940 года, постепенно сменив на конвейере старую модель. При этом производством собственно лентопротяжного механизма по субподрядному контракту занималась фирма «Молинс» («Molins Machine Company»).
Первым серийным самолетом с новыми пушками стал истребитель «Hurricane» Mk IIc. Надо отметить, что «Харрикейны» этой версии летали с обеими модификациями пушек, и с барабанным питанием на 60 патронов на ствол, и с ленточным по 91 патрону на ствол. Позднее боекомплект был увеличен до 120 выстрелов. В серии обозначения самолетов с разными пушками никак не отличались.
Помимо совершенствования конструкции пушки не прекращалась работа над боеприпасами к ней, так как первые же испытания пушек в бою выявили, что взрыватель стандартного фугасного снаряда был слишком чувствительным. Не смотря на высокую разрушительную силу мощного фугасного снаряда массой 130 грамм, содержащего 10.5 грамм пентолита или 10.2 г. тетрила, взрыв снаряда происходил на обшивке самолета, а не внутри, в районе силового набора, где ущерб самолету противника был бы гораздо серьезнее. К 1941 году на снарядах 20х110 мм для пушек «Hispano» был введен взрыватель замедленного действия, сами снаряды начали снаряжать взрывчатым веществом (7 граммов тетрила) с добавлением зажигательной смеси (4.3 грамма), но на практике такие снаряды применялись редко, как правило, вперемешку с обычными фугасными. Позднее были разработаны специальные зажигательные полубронебойные снаряды (SAPI — semi—armour piercing incendiary), которые по конструкции повторяли стандартные фугасные снаряды, но заполнялись зажигательным составом, а вместо взрывателя располагался прочный стальной наконечник. Они, правда, были несколько тяжелее (165 граммов). С 1942 года, стандартной зарядкой пушек «Hispano» стало 50% фугасных (НЕ) снарядов и 50% зажигательных полубронебойных (SAPI). Выпускались также бронебойные снаряды массой 140 грамм со стальным закаленным сердечником, легированным вольфрамом или хромом с молибденом. Бронебойные снаряды с трассером или без при начальной скорости 810 м/с с 400 метров пробивали броню толщиной до 24 мм по нормали.
Патроны 20х110 слева направо — бронебойно-трассирующий, фугасно-зажигательный, фугасно-трассирующий, учебный, бронебойно-зажигательно-трассирующий.
Кроме того, англичане ограниченно использовали бронебойные композитные снаряды для пушек Испано с сердечником из карбида вольфрама. По британской терминологии Armour Piercing Composite Rigid (APCR) Mk.III. Композитный снаряд массой 96 грамм (из которых 57.5 граммов составлял вольфрамовый сердечник), был разработан в июне 1942 года и с мая следующего года выпускался серийно.
Этот тип боеприпаса оказался весьма эффективен для борьбы с бронетехникой. При начальной скорости около 980 м/с он с дистанции 200 метров пробивал по нормали 67-мм бронеплиту, а с 600 метров – 39 мм.
Однако острый дефицит вольфрама заставил отказаться от массового использования этого боеприпаса.
После начала функционирования производства в Грэнтэме, продукцией завода заинтересовался и британский флот для использования пушек HS.404 в качестве легких корабельных зениток. Королевский флот активно искал адекватный вариант для вооружения своих кораблей зенитками ближнего боя. В качестве вариантов рассматривались пулеметы калибром 0,303 дюйма (7,7 мм); 0,5 дюйма (12.7 мм) и двухфунтовые пушки калибра 40-мм. Пулеметы были отброшены из-за очевидно недостаточной разрушительной способности слабых боеприпасов. Двухфунтовые пушки, известные впоследствии, как «Пом-помы» были исключены в связи с необходимостью их квалифицированного обслуживания и малой скорострельности, а многоствольные системы на их базе считалась слишком тяжелыми для практического использования.
Калибр 20 мм оптимально подходил для такого рода задач. Небольшие габариты и малая отдача орудия позволяли использовать плечевой упор для стрелка. Большой ассортимент боеприпасов включал также и осколочно-фугасные снаряды, исключительно полезные для зенитных систем. Привлекала также и высокая скорострельность пушки.
Однако проведенные сравнительные испытания образцов новой пушки Hispano-Suiza и Oerlikon были разочаровывающие. Представители флота сообщили, что в качестве корабельной зенитки Hispano-Suizaотказывалась работать в условиях влажного морского воздуха и предпочтение моряков было отдано Эрликону.
По сравнению с другими 20-мм пушками Второй мировой войны пушки «Hispano» Мk.II были чрезвычайно мощным и эффективным оружием, превосходившем по мощности снаряда все современные ей образцы. К недостатком пушки можно отнести все же недостаточно высокий темп стрельбы, большие габариты ее, значительную массу, и необходимость в смазке патронов.
Еще одним существенным недостатком пушек Испано была их чувствительность к низким температурам. Для работы на больших высотах пушки требовали дополнительного оборудования для обогрева стволов. Но даже это не гарантировало безотказной работы автоматики пушек при низких температурах на большой высоте. Отчасти поэтому пилоты Спитфайров, которым приходилось работать на всем диапазоне высот предпочитали вооружение из пары «Hispano» Мk.II и пары крупнокалиберных пулеметов«Browning» AN/M2, менее капризных к перепадом температуры. Истребители Харрикейн же, работающие с конца 1941 года, в основном, по наземным объектам на малых высотах с успехом использовали 4-пушечную батарею.
Пушка Испано Мk.II в крыле Спитфайра без обтекателя. Хорошо виден пружинный адаптер.
В конце 1941 года британская разведка получила сведения о новых немецких 30-мм пушках. Специалисты завода «BMARCо» отреагировали быстро, воспользовавшись предоставленным Марком Биркегтом предвоенным проектом его 30-мм пушки Испано-Сюиза HS-411. Уже к концу 1943 года была испытана 30-мм версия пушки «Hispano». Иногда встречается обозначение этой версии «Hispano Type 411». Механизм ее был просто смасштабирован. Получившийся монстр весил 180 кг, а в длину достигал 368 см. Поскольку в Великобритании не выпускались патроны такого калибра, пришлось пойти на импровизацию для экономии времени. Стандартный французский патрон Гочкисса 25х163 мм был увеличен в габаритах до 30х170 мм. Пушка проходила испытания в конце 1943 года, однако результатов испытаний не сохранилось. Судя по всему, в руководстве RAF посчитали, что для истребителей, вооруженных такими пушками просто нет достойных целей в виде тяжелых бомбардировщиков, с которыми приходилось бороться Люфтваффе, и огромная масса и габариты нового орудия не компенсировались мощностью залпа. В результате проект свернули, сосредоточившись на совершенствовании 20-мм варианта, направленного на снижение массы и увеличении скорострельности. Вероятно, также сыграло роль нежелание запускать в производство новую линию по производству принципиально новых боеприпасов в ущерб серийным 20-мм. Тем не менее, на послевоенной версии «Hispano-Suiza» HS 831, известной ныне как «Oerlikon KCB» 30-мм патрон, разработанный в годы войны был применен практически без изменений.
30-мм Испано Тип 411
Выпуск пушек Испано в Британии постоянно нарастал, но явно не поспевал за все возраставшими потребностями авиации RAF. В начале 1942 года была предпринята попытка наладить поставки американских версий пушек Испано по программе лендлиза, однако первое же знакомство с американскими пушками заставили англичан отказаться от такого «ценного» приобретения. Качество американской версии Испано не выдерживало никакой критики, поэтому англичанам пришлось рассчитывать только на собственные силы.
Помимо основного завода в Грэнтэме (Grantham) рядом был возведен второй. Еще одно производство в Ньюкасле-под-Лаймом (Newcastle-under-Lyme) под управлением компании Birmingham Small Arms (BSA)было запущено в середине 1942 года. Производственные линии по выпуску пушек Испано были возведены в Пуле (Poole). Кроме того, производство авиапушек начало функционировать на Королевском стрелковом заводе (Royal Small Arms Factory) в Энфильд-Локе (Enfield-Lock).
Параллельно с наращиванием валового производства в Англии продолжались работы по совершенствованию конструкции орудия. Ввиду весьма приличной массы пушки, превышавшей 50 кг, и достаточно высокой стоимости производства, в 1942 году на заводе в Энфилде был разработан облегченный вариант Mk.III, масса которого была снижена до 47 кг и несколько уменьшена себестоимость. Но от запуска его в серию отказались, чтобы не ломать налаженное производство.
Кроме того, на фирме Болтон Пол (Boulton Paul), признанном лидере в разработках британских механизированных турелей, инженером Джоном Нортом (John North) была разработана версия пушкиИспано Mk.IV, предназначенная для монтажа в оборонительных установках. В этой версии был укорочен ствол с 1714 мм до 1410 мм, при этом упор возвратной пружины был смещен назад на 230 мм. Остальные параметры остались без изменений, за исключением незначительного падения начальной скорости снаряда. Версия Mk.IV была выпущена ограниченной серией, но на турели бомбардировщиков так и не попала. Но работа проведенная специалистами Болтон Пол не прошла даром.
С 1942 года куратором проекта Испано в Великобритании стал молодой инженер компании BSA Г. Ф. Уоллес, сменивший на этом посту ушедшего на повышение прежнего куратора капитана Е.С.Р. Адамса. Заняв высокий пост, Уоллес инициировал программу капитальной модернизации пушки Испано по нескольким направлениям.
Во-первых, серийная Испано Mk.II, унаследовала от французского прототипа приличные габариты и массу, что было связано с изначальным размещением пушки в развале цилиндров французских двигателей. Для британской крыльевой установки пушка все же подходила не идеально, срез ствола выступал за кромку крыла истребителей Спитфайр и Харрикейн на 610 мм, изрядно портя аэродинамику даже несмотря на применения обтекателей стволов. Поэтому первой задачей Уоллеса было оценить неизбежное падение начальной скорости снаряда при укорочении ствола пушки. Вторым направлением модернизации, заявленным Уоллесом, было увеличение темпа стрельбы орудия, которой, как уже отмечалось выше, был занижен во имя надежности по сравнению с французским прототипом.
В плане первой задачи, опытные работы, проведенные на Болтон Пол с версией Mk.IV, в которой ствол был «обрезан» на 12 дюймов, дали возможность Уоллесу оценить падение баллистических характеристик такого «обрезания». Как выяснилось, что начальная скорость снаряда снизилась совсем незначительно — примерно на 30 м/с, что было вполне приемлемо.
Для окончательного решения по длине ствола Уоллес на заводе в Пуле выпустил несколько десятков пушек Mk.II со стволом укороченным на 12 дюймов, то есть на 305 мм. Опытная партия была поставлена на фирмы Бристоль, Парналл и Болтон Пол для оценки, которые, в целом, подтвердили выводы. Падение начальной скорости было очень не значительным, и существенно не влияло на баллистику системы. Это позволило Уоллесу приступить к более амбициозным планам повышения скорострельности и снижения массы.
Хотя более высокая скорость подвижных частей пушки подвергала рабочие части орудия большим нагрузкам, в целом, надежность была вполне удовлетворительной.
При том, что техзадание требовало, чтобы ресурс пушки составлял не менее 10 тыс. выстрелов, что представляло некоторую сложность, Уоллесу удалось убедить руководство, что подавляющее большинство самолетов, на которых эти пушки установлены, выводились из эксплуатации по износу или потери в бою в среднем после 1000 выстрелов на ствол, что позволило безболезненно снизить требования по ресурсу до 2 тыс выстрелов во имя повышения скорострельности.
Опытная партия новых пушек поступила на испытания на полигон Боском Даун (Boscombe Down) в мае 1943 года. Однако заданный Уоллесом темп стрельбы 850 выстр/мин оказался чрезмерным – пушки часто выходили из строя. Поэтому темп пришлось снова занижать до 750-780 выстр/мин. С такой скорострельностью пушка имела в среднем один отказ на 1500 выстрелов, главным образом, из-за заклинивания ленты. В целом же испытания были признаны удовлетворительными и новое орудие было принято на вооружение под обозначением Hispano» Mk.V.
Правда, серьезно облегчить конструкцию не удалось. Не смотря на то, что более короткий ствол полегчал с 21.5 кг у Mk.II до 12.1 кг у Mk.V, общая масса системы снизилась лишь на 4 кг – с 49.4 до 45.1 кг, что было связано с усилением конструкции подвижных частей, подверженных повышенным нагрузкам. В этой связи Уоллес пошел на неординарный шаг, он ликвидировал устройство пневматической или гидравлической зарядки пушки, входивших в комплект более ранних моделей пушки Mk.II.
Устройство дистанционной зарядки оружия посредством гидро или пневмо привода традиционно входило в комплект любого авиационного стрелкового оружия со времен окончания 1-й Мировой войны и служило своего рода предохранителем оружия на случай непроизвольного выстрела. Но в годы 2-й Мировой войны пилоты истребителей пользовались им крайне редко, предпочитая досылать патрон в патронник сразу после вылета. А в то же время пневматический цилиндр с ресивером весили немало. Удаление их из комплекта оружия позволило снизить сухую массу пушки до 38.1 кг, а с учетом лентопротяжного механизма – до 42 кг. Правда, теперь, готовя истребитель к вылету, механикам приходилось на земле заряжать пушки вручную.
Чтобы проверить правильность такого решения, Уоллес, курировавший вооружение на истребителях «Темпест», проходивших освоение в 486 эскадрилье в Боском Дауне осенью 1943 года, распорядился не уведомлять пилотов об отсутствии возможности перезаряжать пушки в полете. В результате, за три месяца интенсивных испытаний ни один пилот не заметил отсутствия механизма зарядки пушек!
Пушка «Hispano» Mk.V к концу войны полностью вытеснила с конвейера старую версию Mk.II. Высокий темп стрельбы в сочетании с исключительно мощным снарядом сделал «Hispano» Mk.V одной из лучших серийных авиапушек времен войны. Однако, появилась она слишком поздно и лишь немногие самолеты, вооруженные пушками «Hispano» Mk.V успели поучаствовать в боях Второй мировой. Основным потребителем ее в 1944-45 гг. стал, как уже указывалось выше, Хоукер «Темпест» — один из самых лучших образцов британских истребителей. Вооруженный четырьмя Hispano Mk.V, он по массе секундного залпа был примерно в 2.5 раза мощнее стандартной 6-ствольной американской батареи пулеметов Browning.50AN/M2, а учитывая разрушительную мощь фугасных боеприпасов, разница в эффективности залпа увеличивалась многократно. Кроме «Tempest» в годы войны «Hispano» Mk.V устанавливалась еще на последних военных версиях истребителя Supermarine Spitfire MkXХI и MkXХII и реактивных истребителях Gloster «Meteor».
Монтаж пушек Испано Mk.V на истребителе Метеор
В отличие от имевших большие габариты и массу пушек «Hispano» Мk.II, не позволявших использовать их в башнях английских бомбардировщиков, новая версия пушки вполне подходила для этих целей. Уже после завершения боевых действий 2-й мировой войны пара пушек «Hispano» Mk.V была размещена в верхней стрелковой башне новейшего тяжелого бомбардировщика Avro «Lincoln», а позже на его преемнике Avro «Shackleton». По паре пушек устанавливались на смонтированных в мотогондолах дистанционно-управляемых установках опытного бомбардировщика Vickers «Windsor».
Башенная установка Bristol B-17 Мk.II с парой пушек Hispano» Mk.V на бомбардировщике Avro Lincoln
Бортовая установка с пушками Hispano на бомбардировщике Vickers Windsor
Однако время башенных оборонительных установок на бомбардировщиках к тому времени безвозвратно прошло. Эти машины устарели еще до момента своего рождения и никогда не использовались по прямому назначению, будучи переориентированы на вспомогательные цели.
Подводя итог истории применения пушки «Hispano» в британской авиации военных лет, следует сказать, что это орудие было одним из тех немногих видов вооружения, которые без преувеличения можно назвать знаковыми. Выпуск пушек «Hispano» продолжался в разных модификациях еще долгие годы после окончания войны, пока она окончательно не устарела. Точных данных по количеству произведенных пушек нет, но по грубой оценке за годы войны только в Великобритании было произведено около 200 тысяч пушек, что делает ее самой массовой авиапушкой всех времен.
Пушки Испано сверху вниз Mk.I, Mk.II, Mk.V
Помимо основных моделей, описанных выше, существовали еще несколько менее известных модификаций британских пушек.
— Модель Mk.6 – версия Mk.II, разработанная для установки в поступавшие из США истребители «Мустанг» и «Лайнтнинг». Британцы, мягко говоря, не оценили качество заокеанского аналога пушки Испано и предпочитали вооружать американские самолеты отечественными орудиями. Основным отличием Mk.6 от Mk.II было несколько иное расположение демпфирующей пружины на стволе, рассчитанной на американский тип люльки.
— Модель Mk.7 – аналог Mk.V с электрозапальным устройством, использовалась на послевоенных британских машинах.
— Модель Mk.8 – послевоенная версия в габаритах Mk.V с увеличенным до 900 выстр/мин темпом стрельбы.
— Модель Mk.9 – версия Mk.8 с электрозапальным устройством.
Кроме того, в 1945 году на канадском заводе «Джон Инглис» (John Inglis) была разработана версия пушки Испано с измененным приемником, в котором лента поступала не сверху вниз, как на классической французской конструкции, а сбоку слева или справа. Ствол канадской версии был без изменений заимствован у британской Mk.II длиной 1714 мм массой 21.5 кг, общая длина составляла 2464 мм, а масса возросла до 70.3 кг. Это было платой за темп стрельбы, который довели до 800 выстр/мин. Серийно пушка не производилась.
Экспериментальная канадская версия John Inglis
Основными потребителями пушек была, конечно, истребительная авиация. Начиная со второй половины 1941 года все британские истребители имели в составе своего вооружения 2 – 4 пушки «Hispano». В основном это была версия «Hispano» Mk.II – самая массовая и распространенная, но и старые Mk.I с барабанным питанием нашли применение. Местные механики-умельцы приспособились довооружать ими самые разные самолеты для использования в качестве штурмовиков.
Lysander с наружными подвесками пушек Испрано Mk.I
Немалое количество пушек Испано, особенно, ранних магазинных версий Mk.I использовались в качестве объектовых зенитных установок.
Испано Mk.I на зенитной стойке
Встречались британские пушки во время войны на вооружении двугих стран. Как m/1941 пушка состояла на вооружении в Швеции, как MG HS 404 их использовали немцы не только на многочисленных трофеях, но и вполне штатно устанавливая в башнях летающих лодок Дорнье Do-24. Вместе с лендлизовскими самолетами пушка Испано встречалась и в советской авиации. С окончанием войны британские авиапушки расползлись по миру и перечислить все страны, где Испано-Сюиза так или иначе «засветились» дело безнадежное.
Турельная пушка Испано в башне летающей лодки Дорнье Do-24
Конструктивно пушка Испано представляет собой оружие, использующее комбинированную автоматику на основе газоотвода и полусвободного затвора. Ствол крепился к ствольной коробке на резьбе с применением графитно-масляной смеси, и не является быстросменным, что, безусловно, являлось недостатком оружия. Ствол имел 9 правосторонних нарезов глубиной 0.38 мм и шириной 5.2 мм. Шаг нарезов 511.5 мм, угол подъема витка 7 градусов. Длина ствола у версии Mk.II — 1714 мм при длине нарезной части 1602 мм. У версии Mk.V длина ствола 1333.5 мм при длине нарезной части 1221 мм. Стрельба велась с открытого затвора.
Блокировка затвора осуществлялась кулачковым механизмом с приводом от газового цилиндра. После выстрела, когда снаряд минует газоотводное отверстие на стволе, отводимые через него пороховые газы толкают газовый поршень, который, в свою очередь, толкая ползун, заставляют его убрать блокирующие упоры, освобождая затвор. После этого остаточное давление в каморе, через донце гильзы отбрасывает затвор с экстрактором назад, сжимая возвратную пружину и выбрасывая вниз через отверстие стреляную гильзу. Остаточная энергия затвора гасится пружинным буфером в казенной части пушки. После чего под действие сжатой возвратной пружины затвор возвращается вперед, захватывая когтями экстрактора очередной патрон из расположенного сверху приемника и досылая его в камору. В крайнем переднем положении затвор запирается двумя упорами, после чего освобожденный ударник «догоняет» затвор, накалывая капсуль патрона, производя выстрел, после чего цикл повторяется. При окончании стрельбы затвор становится на шептало в заднем положении. Освобождение шептало при очередной очереди осуществляется электроспусковым механизмом.
Характерной особенностью пушек Испано являлось наличие так называемого пружинного адаптера, фактически, демпфирующего механизма, снижавшего пиковые нагрузки на конструкцию планера при стрельбе. Адаптер представлял собой, как правило, две пружины, крепившиеся снаружи ствола – одну более слабую, ходовую, вторую более мощную буферную. При каждом последующем выстреле пружины позволяли орудию совершать «откат» относительно установки на расстояние примерно 19 мм, компенсируя отдачу пушки.
Затвор пушки
сменный ствол с пружинным адаптером и дульным тормозом