Противолодочные вертолетоносцы типа «Киев»
В ноябре 1979 года американская АУГ возглавляемая авианосцем «Энтерпрайз» попала в западню. Пересекавшее Атлантику, направлявшееся в Средиземное море, соединение оказалось зажатым в клещи между надвигающимся с севера советским авианосцем «Победа» и неожиданно вышедшей в океан через Гибралтарский пролив «Славой». Уклоняясь от «Победы», американцы изменили курс, спускаясь к осту, что позволяло им вести игру с одной «Славой» и таким образом попытаться «уничтожить» советские авианосцы поодиночке.
12 ноября десятка штурмовиков А-6 «Интрудер» все же прорвалась к «Славе», совершив облет соединения, а несколько часов спустя рядом с бортом советского авианосца, с противолодочного «Викинга», был сброшен траурный венок, украшенный декоративным скальпом и белой надписью на черной ленточке: «Glory».
Однако, сосредоточив все внимание на «Славе» и «Победе», американцы высокомерно упустили из виду третье находящееся в Атлантике советское соединение, прямо навстречу которому благодаря изменению курса они теперь и двигались. На рассвете 13 ноября шокированные американцы внезапно обнаружили вертолетоносец «Киев» и сопровождавший его БМК «Куйбышев» всего в сорока милях от «Энтерпрайза», что было гораздо меньше предельной досягаемости их противокорабельных ракет П-120. На этот раз траурный венок с надписью «Enterprise» был сброшен с вертолета Ка-25.
Ошибочность решения о выводе из состава флота и сдаче на слом в 1960-1961 годах легких авианосцев типа «Архангельск» («Чапаев»), стала ясна всего через несколько лет, когда водоизмещение проектируемых противолодочных вертолетоносцев медленно, но верно увеличилось до 20000 тонн, вместо первоначальных 10000. Тем не менее, быстрое увеличение числа ПЛАРБ в составе флота вероятного противника требовало скорейшей постройки способных им противостоять кораблей. В итоге, хотя первоначально предполагалось вести постройку противолодочных вертолетоносцев только на николаевском Черноморском заводе, пришлось подключить к выполнению программы, предусматривающей постройку шести таких кораблей, еще и Балтийский завод.
Головной вертолетоносец проекта 1129, «Киев» был заложен весной 1965 года на Черноморском заводе. Год спустя на Балтийском заводе началась постройка однотипного «Минска». После спуска на воду первых двух корпусов на тех же стапелях были заложены «Ереван» и «Тбилиси».
1. Киев 1966-1968-1969 ЧФ
2. Минск 1967-1968-1969 СФ
3. Ереван 1968-1970-1971 ЧФ
4. Тбилиси 1968-1970-1972 ТОФ
Отказ от первоначально запроектированной, расположенной в диаметральной плоскости, пирамидальной конструкции (мачта-рубка-дымовая труба), как от противоречащей уже имеющемуся опыту эксплуатации авианесущих кораблей, вызвал увеличение стандартного водоизмещения до 15000 тонн, что было продиктовано стремлением получить устойчивую платформу для взлетно-посадочных операций, несмотря на резкое увеличение размеров надстройки-«острова», связанное с увеличением размеров и номенклатуры радиоэлектронного оборудования. В итоге, ангар был продлен в нос, превосходя по площади ангар варианта № 23 почти в два раза, а полетная палуба, с увеличенным числом взлетных площадок заняла три четверти длины корабля, будучи ограниченной только в носовой части пусковыми установками ПКР П-120 «Малахит». При этом палуба вертолетоносца оказалась ассиметричной в плане, с выступающей площадкой по левому борту, что частично компенсировало вес бортовой надстройки.
Увеличение водоизмещения обусловило трехвальную схему силовой установки, турбоагрегаты которой располагались по эшелонной схеме в отдельных отсеках (начиная от кормы, последовательно – правого борта, левого борта, центральная). Хотя первоначально предполагалось выполнить машинно-котельную установку по комбинированной схеме, с газотурбинным агрегатом, работающим на средний вал, от этой идеи отказались ввиду невозможности обеспечить быструю замену газовых турбин без вскрытия палуб.
Отказались и от первоначально предполагавшейся установки противолодочного ракетного комплекса РПК-1 «Вихрь», так как сочли, что двадцать имеющихся на борту вертолетов обеспечат постоянное боевое патрулирование, кроме того РПК должны были наличествовать на борту обеспечивающих прикрытие вертолетоносца больших многоцелевых кораблей, ведь отправлять столь крупный корабль в одиночное плавание было полным безумием.
Предлагалось даже отказаться от размещения на борту вертолетоносца зенитно-ракетных комплексов, оставив лишь зенитные автоматы АК-725, но Главком ВМФ С. Горшков счел такое предложение преждевременным.
В итоге вооружение проекта 1129 составили 20 вертолетов Ка-25, 8 расположенных попарно пусковых установок противокорабельных ракет П-120, 2 зенитно-ракетных комплекса «Шторм», 2х2 57-мм автоматические артустановки и 2 противолодочных ракетных бомбомета РБУ-6000.
Почти одновременно с закладкой второй пары вертолетоносцев вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР о создании легкого штурмовика ВВП Як-36М, который предназначался и для базирования на кораблях проекта 1129. Но только в 1972 году, первый СВВП этого типа совершил посадку на палубу ПВ «Киев». Первые же полеты показали необходимость укрепления предназначенных для СВВП взлетно-посадочных площадок, с установкой на них термической изоляции. Эти работы были проведены на всех четырех кораблях проекта в 1974-1976 годах, причем вследствие смещения площадок к левому борту удалось обойтись без перегруза, компенсируя вес площадок уменьшением расположенного на том же борту балласта. В итоге «Киев», «Ереван» и «Тбилиси» несли по шесть самолетов вертикального взлета и посадки Як-38, число же вертолетов на них уменьшилось до 16. «Минск», по особому распоряжению командующего Северным флотом так и не получил бортовых самолетов, оставаясь чистым вертолетоносцем. Несмотря на это в 1977 году он, как и три других корабля этого типа был переклассифицирован в авианесущий корабль (АК).
Водоизмещение: 15100 (стандартное), 21370 (полное) т.
Скорость: 33 узла.
Мощность ПТУ: 135000 л.с.
Размерения (квл): 210х25,65х7,5 м.