Проекты венгерских истребителей времен Второй Мировой войны
К сороковым годам прошлого века во многих странах шло активное развитие авиационной промышленности. Безусловно были ведущие авиационные державы, но даже небольшие государства могли позволить себе определенные самостоятельные разработки. Одной из таких стран была Венгрия. Однако говорить о том, что она могла самостоятельно обеспечить потребности своих Военно-воздушных сил- не приходится. Собственные возможности венгерской авиационной промышленности были достаточно ограниченными. Перед началом Второй мировой войны практически весь ее авиационный парк состоял из самолетов, которые были построены в Германии и Италии. Причем в основном это были уже устаревшие модели. К примеру немецкий средний бомбардировщик Junkers Ju-86K или итальянский Caproni Ca-135 bis. Уже во время войны на территории Венгрии было развернуто лицензионное производство более современных образцов. К примеру итальянского истребителя Reggiane Re. 2000, который выпускали на заводах фирмы MAVAG под названием Hejja II. Из машин собственной разработки (которые стояли на вооружение) можно отметить многофункциональный самолет Weiss WM-21 Solyom. Он использовался как ближний разведчик и легкий бомбардировщик. Венгерские компании предпринимали попытки создания самолетов и других классов- как истребителей, так и бомбардировщиков. Скажем с конца тридцатых годов шла разработка одноместного истребителя-низкоплана Weiss WM-23 Ezust Nyil.
Проект истребителя Marton X / V (RMI-8).
Честно говоря информации по этому проекту мало и известные сведения довольно противоречивы. Есть даже мнение что возможно этого самолета и не существовало. Попробуем обобщить то что есть и составить общую картину. Ближе к середине войны в Венгрии была предпринята попытка разработать истребитель-перехватчик с нестандартной компоновочной схемой. Занимались им компания Marton и Авиационный технологический инcтитут (RMI). Это проект Marton X / V, также он известен под обозначением RMI-8. Основное его предназначение это уничтожение бомбардировщиков и истребителей противника.
Данный самолет представлял собой двухбалочный цельнометаллический низкоплан с тандемной силовой установкой, состоящей из двух немецких двигателей Daimler-Benz DB-605. Один из них устанавливался в передней части фюзеляжа и оснащался тянущим винтом, а второй размещался в задней части и был оснащен толкающим винтом. В центральной части располагалась кабина пилота и основной топливный бак. В одном из источников отмечается что предполагалось оснастить истребитель специальным катапультным креслом, чтобы в случае вынужденного покидания машины, исключить возможность попадания пилота в плоскость вращения винта заднего двигателя. Сама гондола фюзеляжа была вытянутой формы. Шасси убирающиеся, трехопорное- с передним расположением одной из стоек. Крыло смешанной формы. Центроплан был прямоугольным, а ближе к законцовкам крыло было трапециевидным. Вертикальное оперение сделали двухкилевым. В принципе данная компоновка была далеко не новой. Подобные проекты с некоторыми отличиями в разное время разрабатывались во многих странах. За примерами даже далеко ходить не нужно. Наша предыдущая публикация была посвящена советскому истребителю И-12, который создавался еще в начале тридцатых годов примерно по схожей схеме. Что же касается венгерского «двухбалочника», то в некоторых источниках указано что определенное влияние на его разработчиков оказал голландский проект Fokker D.XXIII.
Истребитель Fokker D.XXIII. Представлял собой двухмоторный двухбалочный низкоплан, разработанный в конце тридцатых годов голландской фирмой Fokker. Главный конструктор машины Мариус Беелинг. Был построен всего один прототип, который испытывался до вторжения немецких войск.
Отмечается что после капитуляции Нидерландов отдельные его чертежи могли попасть в Венгрию. Там же работали и некоторые инженеры из фирмы Fokker. В других же источниках приводят сведения, что истребитель RMI-8 создавался под влиянием немецких конструкторов из фирмы Dornier (где велась разработка истребителя Do. 335 Pfeil). Кроме того в конструкции венгерского истребителя применили отдельные узлы из немецкого Messerschmitt Bf-109G. Так или иначе венграм было на что опираться и в принципе они имели неплохие шансы довести эту разработку до логического завершения. Работы по проекту двухдвигательного самолета Marton X / V (RMI-8) начались в конце 1942 года. Были подготовлены эскизный проект и модели, а после чего началось его непосредственное проектирование. В следующем году приступили к постройке опытного прототипа. Насколько известно он был практически закончен, но в апреле 1944 года американская авиация нанесла удар по аэропорту Ферихедь. В результате бомбардировки прототип истребителя был уничтожен.
PS. В некоторых русскоязычных источниках встречаются сведения о том что в Венгрии велась разработка и реактивного истребителя Weiss Manfred XNI-2 Kameleon с немецкими двигателями BMW 003. Но это точно фейковый проект.