17
Взгляд из Британии 1940 года на истребители сопровождения

Взгляд из Британии 1940 года на истребители сопровождения

Интересная винтажная статья журнала «Flight» 1940 года, которая, думаю, заинтересует коллег.

ПРОБЛЕМА ИСТРЕБИТЕЛЕЙ СОПРОВОЖДЕНИЯ

Размышления о конструкции и вооружении машин, предназначенных для сопровождения бомбардировщиков. Уроки китайско-японской войны

До настоящего времени бомбардировщики и дальние самолеты-разведчики Королевских ВВС действовали без защиты истребителей, и в значительной степени благодаря своим тщательно разработанным механизированным турелям на удивление хорошо зарекомендовали себя при нападении немецких истребителей.

В одном из выпусков нашего журнала мы уже указывали, что новейшие бомбардировщики Wellington и Whitley могут сосредоточить в направлении назад такую же массу залпа, которой обладает одноместный истребитель Messerschmitt Me 109. Масса залпа и хорошее сохранение боевых порядков объясняют успех «веллингтонов», когда несколько месяцев назад сражались с большим количеством «мессершмиттов» в великой битве над Гельголандом. Тем не менее, наши потери были значительными, и эта операция продемонстрировала, что дальним многоместным бомбардировщикам, имевшим средние летные характеристики и действовавшим без сопровождения, необходима как можно большая мощь оборонительного вооружения, которое в свою очередь должно быть установлено на самолеты без снижения их скорости и бомбовой нагрузки.

В полетах на малые дальности бомбардировщики могут сопровождать обычные истребители, которые более или менее на равных могут вступать в бой с перехватчиками противника. Однако для использования собственного фиксированного вооружения истребители будут вынуждены оставить сопровождаемые бомбардировщики и, вероятно, потерять их. В этой связи отрадно заметить, что стандартный истребитель Hawker Hurricane при скорости 200 миль в час (322 км/ч) имеет дальность полета 850 миль (1368 км) и благодаря низкой удельной нагрузке на крыло может на пути к цели бомбардировщиков нести значительный запас топлива без серьезного снижения боевых характеристик.

В текущем выпуске журнала «Aero Digest» г-н Сирил Колдуэлл (Mr. Cy. Caldwell) полагает, что бомбардировщики, которых не сопровождают истребители, не могут быть успешными при противодействии перехватчиков ПВО, поддержанных зенитными орудиями. Он считает, что немецкие бомбардировщики будут настолько измотаны и ослаблены, что не смогут успешно выполнять свои задачи, что большое их количество будет уничтожено обороняющимися английскими истребителями и что через некоторое время может возникнуть вопрос: стоит ли игра свеч. В качестве доказательства тому приводятся следующие интересные случаи, произошедшие в годы китайско-японской войны.

Несмотря на то, что самолеты, применявшиеся в той войне, уступают машинам, которые в настоящий момент состоят на вооружении союзников и Германии, тем не менее, относительная разница в скорости китайскими истребителями и японскими бомбардировщиками была примерно такой же, как относительная разница между характеристиками английских истребителей и немецких бомбардировщиков. В августе 1937 года японцы силами пятидесяти двух дальних бомбардировщиков Type 96, способных летать со скоростью около 200 миль в час (320 км/ч), начали совершать дневные налеты на Нанкин и базы китайских ВВС. Дальние бомбардировщики Type 96 (Mitsubishi G3M) базировались на острове Формоза (Тайвань) и летали на Нанкин и обратно без сопровождения истребителей и в рыхлых формациях из трех самолетов в каждой. В то время на вооружении китайской авиации были истребители Curtiss Hawk II, Hawk III и Hawk IV и несколько Boeing P-26BS. Они лишь ненамного превосходили по скорости бомбардировщики, однако во время второго налета шесть P-26BS под управлением китайских пилотов атаковали эскадрилью более современных японских бомбардировщиков близ Чеунга (Cheyung) и в ходе боя, длившегося всего три минуты, сбили шесть машин противника без потерь со своей стороны. После пяти дней бомбардировок дневные рейды были прекращены и начались ночные бомбардировки. Мало кто из китайских пилотов имел большой опыт ночных полетов, и ни у кого из них не было опыта поиска бомбардировщиков в темноте с помощью прожекторов. Тем не менее, спустя всего лишь пять дней после начала ночных налетов они снова начали уничтожать японские бомбардировщики. За двенадцать дней боевых действий японцы потеряли около сорока из своих первоначально имевшихся пятидесяти двух современных скоростных бомбардировщиков. После этого все налеты бомбардировщиков были прекращены.

Месяц спустя рейды были возобновлены, но теперь летавшие с Формозы бомбардировщики сопровождали японские истребители, которые базировались в районе Шанхая. Это были Type 96 (Mitsubishi A5M) и Type 97 (ошибка автора статьи, т.к. истребители Nakajima Ki-27 принадлежали авиации Императорской армии – byakin), которые превосходили старые китайские истребители. Японские бомбардировщики и истребители соединялись в районе Шанхая и вместе летели к своим целям. Пока бомбардировщики сбрасывали бомбы, японские истребители кружили над ними, готовые вступить в бой с китайскими перехватчиками. При отражении одного налета китайцы потеряли одиннадцать истребителей, в то время как японцы пять, но все их бомбардировщики благополучно вернулись на базу. В течение следующих десяти дней Нанкин был атакован большим количеством бомбардировщиков; бомбардировщики сопровождали истребители, которые встретили слабый отпор со стороны китайцев.

В феврале 1938 года китайские ВВС были оснащены более современными русскими истребителями типов Chato (И-15) и Mosca (И-16) в дополнение к западным истребителям Gloster Gladiator и Curtiss Hawk 75. При свете дня группа из двадцати четырех японских бомбардировщиков в сопровождении двадцати одного истребителя совершила налет на Ханькоу. Навстречу японцам взлетели тридцать пять китайских истребителей. Ценой семи своих они сбили девять японских истребителей, но ни один бомбардировщик японцев не был атакован, поскольку сопровождавшие их истребители всегда держались между бомбардировщиками и китайскими перехватчиками.

В другой раз пятнадцать японских легких бомбардировщиков в сопровождении двадцати четырех истребителей Type 96 совершили налет на Ханькоу. Шестьдесят пять истребителей, пилотируемых китайскими и русскими летчиками, взлетели и сбили десять бомбардировщиков и одиннадцать истребителей, потеряв при этом девять своих машин.

Г-н Колдуэлл признает, что опыт одной войны не может быть продублирован в другой войне, которая ведется в противоположном углу земного шара. В качестве причины он приводит сравнительную неэффективность китайских и японских пилотов. Однако важно помнить, что в этой европейской войне бомбардировщики будут летать на более высоких скоростях, чем в китайско-японской войне и что как только истребители сопровождения оторвутся от своих подопечных, чтобы в полной мере использовать своё фиксированное вооружение, им будет трудно снова найти свои бомбардировщики. С другой стороны, чем дальше британские бомбардировщики проникают в Германию, тем большее количество «мессершмиттов» и «хейнкелей» будет их встречать. Это означает, что с большой долей вероятности вражеских истребителей будет достаточно для противодействия не только нашим бомбардировщикам, но и для боя с нашими истребителями сопровождения. Эти соображения серьезно противоречат практике размещения фиксированного вооружения на самолетах, предназначенных для эскортирования дальних бомбардировщиков.

Как уже было сказано ранее, бомбардировщики, которые вынуждены летать без сопровождения и которые по скорости уступают истребителям противника, должны полагаться исключительно на собственное оборонительное вооружение. В то же самое время существуют определенные типы бомбардировщиков ближнего действия (например, несколько меньших по размерам двухмоторных многоцелевых машин, упомянутых на прошлой неделе в нашей статье «Военная универсальность» [Military Versatility]), которые – если их вынудят вступить в бой с перехватчиками – благодаря своим высокой скорости, способности маневрировать мощностью силовой установки и вооружению как фиксированному, так и подвижному, отлично покажут себя. Однако если атака на цель будет выполнена не в пикировании, то бомбардировщику будет трудно добиться попадания.

эскадрилья бомбардировщиков Bristol Blenheim в полете. Снимок сделан из кабины сопровождающего самолета. При достаточном вооружении Blenheim сам по себе является отличным двухмоторным истребителем (снимок журнала «Flight»)

эскадрилья бомбардировщиков Bristol Blenheim в полете. Снимок сделан из кабины сопровождающего самолета. При достаточном вооружении Blenheim сам по себе является отличным двухмоторным истребителем (снимок журнала «Flight»)

Основными типами истребителей, которые представляются на рассмотрение в качестве машин для сопровождения бомбардировщиков, являются: (1) одноместные с фиксированным вооружением; (2) двухместные с фиксированным и подвижным (ручное управление) вооружением; (3) двух-трехместные с вооружением, сосредоточенным в башне с механическим приводом; (4) многоместные с несколькими башнями, оснащенными механическим приводом, и с большей частью характеристик как у дальних бомбардировщиков.

гипотетический двухмоторный одноместный истребитель сопровождения. Все вооружение самолета является фиксированным, и это означает, что самолету чтобы вести борьбу с перехватчиками противника придется оставить сопровождаемые бомбардировщики и в конечном итоге потерять их. В любом случае из-за большего запаса топлива маневренность машины будет ниже чему перехватчиков противника (снимок журнала «Flight»)

гипотетический двухмоторный одноместный истребитель сопровождения. Все вооружение самолета является фиксированным, и это означает, что самолету чтобы вести борьбу с перехватчиками противника придется оставить сопровождаемые бомбардировщики и в конечном итоге потерять их. В любом случае из-за большего запаса топлива маневренность машины будет ниже чему перехватчиков противника (снимок журнала «Flight»)

гипотетический двухмоторный двухместный истребитель сопровождения с раздельным вооружением. Опять же неподвижное вооружение означало боевое маневрирование и оставление сопровождаемых бомбардировщиков (снимок журнала «Flight»)

гипотетический двухмоторный двухместный истребитель сопровождения с раздельным вооружением. Опять же неподвижное вооружение означало боевое маневрирование и оставление сопровождаемых бомбардировщиков (снимок журнала «Flight»)

двухместный «башенный» истребитель может стать хорошим истребителем сопровождения. Он б мог быть достаточно скоростным и при этом его вооружение достаточно удобным, чтобы защитить сопровождаемые истребители и при этом при отражении атак перехватчиков им не требуется выполнять боевое маневрирование (снимок журнала «Flight»)

двухместный «башенный» истребитель может стать хорошим истребителем сопровождения. Он б мог быть достаточно скоростным и при этом его вооружение достаточно удобным, чтобы защитить сопровождаемые истребители и при этом при отражении атак перехватчиков им не требуется выполнять боевое маневрирование (снимок журнала «Flight»)

гипотетический крупный тяжеловооруженный истребитель сопровождения, который конструктивно имеет много общего с бомбардировщиком. Верхняя и нижняя башни являются убираемыми (снимок журнала «Flight»)

гипотетический крупный тяжеловооруженный истребитель сопровождения, который конструктивно имеет много общего с бомбардировщиком. Верхняя и нижняя башни являются убираемыми (снимок журнала «Flight»)

Следует отметить, что большое значение придается башням с механическим приводом. Это оправдано успехами, которые достигнуты в разработке и совершенствовании этих устройств, хотя с другой стороны следует признать, что отсутствуют опубликованные данные об эффективности их бортового огня на экстремально высоких скоростях.

сэр Кингсли Вуд (Sir Kingsley Wood) пробует своими силами управлять мощной башней компании Nash and Thomson, которая оснащена механическим приводом и вооружена четырьмя пулеметами Browning. Похоже, что такие башни с неизбежностью будут установлены на самолетах, предназначенных для сопровождения дальних бомбардировщиков. Великобритания лидирует в разработке таких башен

сэр Кингсли Вуд (Sir Kingsley Wood) пробует своими силами управлять мощной башней компании Nash and Thomson, которая оснащена механическим приводом и вооружена четырьмя пулеметами Browning. Похоже, что такие башни с неизбежностью будут установлены на самолетах, предназначенных для сопровождения дальних бомбардировщиков. Великобритания лидирует в разработке таких башен

Одноместный самолет может иметь один или два двигателя, но он может быть использован только для операций с малым радиусом действия, поскольку из-за большого запаса топлива, который приходится брать для полетов на дальние расстояния, он не может на равных сражаться с более легкими ближними перехватчиками противника. Кроме того, его пилот был бы слишком утомлен после долгого полета, чтобы быть в лучшей форме для тяжелого боя.

на данном снимке приведен прекрасный пример современного одноместного истребителя, который может использоваться для сопровождения бомбардировщиков в операциях с малым радиусом действия. Это Bell XP-39 с 12-цилинждровым V-образным двигателем Allison, размещенным в центральной части фюзеляжа. Ниже представлен скоростной и грозный двухмоторный одноместный истребитель Lockheed YP-38, также оснащенный двигателями компании Allison

на данном снимке приведен прекрасный пример современного одноместного истребителя, который может использоваться для сопровождения бомбардировщиков в операциях с малым радиусом действия. Это Bell XP-39 с 12-цилинждровым V-образным двигателем Allison, размещенным в центральной части фюзеляжа. Ниже представлен скоростной и грозный двухмоторный одноместный истребитель Lockheed YP-38, также оснащенный двигателями компании Allison

Уже приведенные примеры китайско-японской войны показывают, насколько полезными могут быть обычные одноместные машины для сопровождения бомбардировщиков на сравнительно небольших дальностях полёта. В этой связи интересно вспомнить о дальности и продолжительности полета одноместного истребителя Hawker Hurricane (вооружение восемь пулеметов) на различных крейсерских скоростях при полной загрузке топлива (97 галлонов [441 л]) и высоте полета 15000 футов (4572 м). При крейсерской скорости 275 миль в час (442 км/ч) «харрикейн» имеет дальность полета 531 милю (854 км) и продолжительность полета 1,93 часа; на крейсерской скорости 200 миль в час (332 км/ч) дальность полета составляет не менее 850 миль (1368 км; факт, который обычно не оценивается) и продолжительность полета 4,25 часа и при сбросе газа до 170 миль в час (274 км/ч) дальность полета составляет 774 мили (1245 км) и продолжительность полета 4,5 часа.

У двухместного истребителя сопровождения с передним и задним размещением пулеметов при полетах на большие дальности имеются те же недостатки, что у одноместных эскортных истребителей, хотя за счет наличия заднего вооружения он имеет определенные преимущества. Однако стреляющее назад вооружение будет легким. Кроме того, у машин такого рода есть свой недостаток, заключающийся в том, что полноценное взаимодействие между пилотом и стрелком затруднено. Двухмоторные самолеты данного типа включают в свой состав Messerschmitt Me 110, который, впрочем, в первую очередь не создавался в качестве эскортной машины, Potez 63 и Breguet 690.

считается, что Германия намеревается использовать Messerschmitt Me 110 в качестве истребителей сопровождения. Большая часть его вооружения фиксированная, и для ведения огня «мессершмитты» будут вынуждены оставить сопровождаемые бомбардировщики

считается, что Германия намеревается использовать Messerschmitt Me 110 в качестве истребителей сопровождения. Большая часть его вооружения фиксированная, и для ведения огня «мессершмитты» будут вынуждены оставить сопровождаемые бомбардировщики

двух-трехместный истребитель с по большей части фиксированным вооружением Potez 63 имеет хорошую дальность полета и в больших количествах состоит на вооружении L’Armee de l’Air

двух-трехместный истребитель с по большей части фиксированным вооружением Potez 63 имеет хорошую дальность полета и в больших количествах состоит на вооружении L’Armee de l’Air

Пожалуй, лучшим примером одномоторного истребителя сопровождения является самолет компании Seversky, называемый также «конвойный» истребитель. Как и у перечисленные выше двухмоторных самолетов у машины компании Seversky большую часть вооружения фиксированная. Особый интерес представляет сравнение имеющих одинаковые размеры одноместного и двухместного самолетов компании Seversky. Масса пустого двухместного самолета составляет 4446 фунтов (2017 кг), в то время как одноместный весит 4411 фунтов (2001 кг). С 130 американскими галлонами (492 л) топлива и 12 американскими галлонами (45 л) масла двухместная машина имеет полезную нагрузку 1576 фунтов (715 кг), в то время как у одноместной машины данный показатель составляет 1320 фунтов (599 кг). Это означает, что общая масса двухместного самолета составляет 6022 фунта (2732 кг), что на 291 фунт (132 кг) больше массы одноместного самолета. Максимальная скорость двухместной машины (315 миль в час [507 км/ч]) на 5 миль в час (8 км/ч) ниже, чем у одноместной, а дальность полета (675 миль [1086 км]) на 75 миль (121 км) меньше.

двухместный самолет компании Seversky, рекламируемый компанией-производителем в качестве «конвойного» истребителя, представляет собой обычный дальний двухместный истребитель с шестью передними пулеметами (четыре из них синхронизированы) и одним подвижным задним пулеметом

двухместный самолет компании Seversky, рекламируемый компанией-производителем в качестве «конвойного» истребителя, представляет собой обычный дальний двухместный истребитель с шестью передними пулеметами (четыре из них синхронизированы) и одним подвижным задним пулеметом

Лучшим предложением, чем машина со «смешанным» или «разделенным» вооружением, может показаться «башенный» истребитель, в котором вооружение сконцентрировано в вращающейся башне с механическим приводом. Такие машины очень подвижны и им чтобы поддерживать устойчивый огонь не обязательно вступать в маневренный воздушный бой со своими противниками. Было бы выгодно сделать истребитель сопровождения с турелью трехместным, так как пилоту потребуется некоторая помощь в длительных по времени полетах.

первым из наших «башенных» истребителей является эстетичный Boulton Paul Defiant. Башня также является продукцией компании Boulton Paul

первым из наших «башенных» истребителей является эстетичный Boulton Paul Defiant. Башня также является продукцией компании Boulton Paul

количество пулеметов, установленных в башне истребителя Boulton Paul Defiant, до сих пор было секретом, но журнал «Flight» не будет приносить извинений за публикацию этой репродукции, взятой из немецкого издания «Luftwehr»

количество пулеметов, установленных в башне истребителя Boulton Paul Defiant, до сих пор было секретом, но журнал «Flight» не будет приносить извинений за публикацию этой репродукции, взятой из немецкого издания «Luftwehr»

Последний тип истребителя сопровождения, который следует рассмотреть, – это большой многоместный самолет, несущий сверхтяжелое вооружение, установленное в башнях с механическим приводом. Разумеется, мы предполагаем, что башни с механическим приводом продолжают оправдывать себя. Такая машина, которая может быть оправдана только в том случае, если будут продолжены разработки крупных бомбардировщиков (то есть размерами как «веллингтон» или еще больше), может быть прямой модификацией стандартного дальнего бомбардировщика.

неся вместо бомб дополнительное вооружение или боезапас, «веллингтон» сможет стать отличным истребителем для сопровождения бомбардировщиков

неся вместо бомб дополнительное вооружение или боезапас, «веллингтон» сможет стать отличным истребителем для сопровождения бомбардировщиков

Однако в отношении большей части типов бомбардировщиков следует сказать, что в них сложно разместить дополнительное вооружение без снижения их летных характеристик. Вместо этого имеющееся в наличии вооружение можно обеспечить гораздо большим количеством боеприпасов. Специально спроектированный самолет с такой же силовой установкой может быть столь же быстрым как сопровождаемые ими бомбардировщики и при этом нести большее количество пулеметов или пулеметы более крупного калибра. Такие машины в сопровождении соединений тяжеловооруженных бомбардировщиков, оснащенных механическими башнями британского типа, смогли бы оказать самое серьезное сопротивление перехватчикам противника. Однако из наших рассуждений не следует, что мы выступаем за обремененный пулеметами воздушный линкор. Предполагаемые машины, равно как и любой другой военный самолет дальнего действия, все равно должны быть компромиссными, и их развитие и успех в любом случае будут связаны с развитием башен с механическим приводом.

изображение гипотетического истребителя сопровождения с большим количеством механизированных башен. Вероятно, в его конструкцию можно было включить выдвижную башню типа «мусорная корзина» в нижней полусфере передней части фюзеляжа

изображение гипотетического истребителя сопровождения с большим количеством механизированных башен. Вероятно, в его конструкцию можно было включить выдвижную башню типа «мусорная корзина» в нижней полусфере передней части фюзеляжа

источник: H. F. KING «THE PROBLEM OF ESCORT FIGHTERS» «FLIGHT» JANUARY 11, 1940, стр.a-e

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account