Проекты британских бомбардировщиков спецификации B.12/36. Часть 5
Проект тяжелого бомбардировщика Bristol B.12/36
Проект тяжелого бомбардировщика Bristol B.12/36 должен был оснащаться четырьмя 1450-сильными (1081 кВт) двигателями HE.3.SM, с которыми на высоте 15000 футов (4572 м) развивал бы крейсерскую скорость 290 миль/ч (467 км/ч). Общий запас топлива самолета должен был составлять 2800 галлонов (12731 л) и размещаться в десяти топливных баках.
Бомбовое вооружение должно было составлять двадцать восемь 250-фунтовых (113 кг) или 500-фунтовых (227 кг) бомб, которые размещались бы в шести крыльевых отсеках и одном длинном фюзеляжном отсеке. Альтернативным вариантом должны были стать семь 2000-фунтовых (907 кг) бомб, размещавшиеся в фюзеляже.
схемы проекта тяжелого бомбардировщика Bristol B.12/36 (15.4.37). Jim Oughton
Шасси самолета должно было состоять из двух основных и хвостовой стоек; хвостовая стойка была бы оснащена колесом. Основные стойки шасси должны были оснащаться сдвоенными колесами, которые после уборки немного выступали в поток.
Остается непонятным, почему данный проект был представлен так поздно.
* * *
Присутствовавшие на второй конференции были единодушны в том, что модифицированный проект Short S.29 лучше, чем два дублера и в июне было принято решение заказать два прототипа. Когда 21 июля, Министерство авиации запросило казначейство средства на постройку прототипов бомбардировщиков, разработанных в соответствии с требованиями спецификации B.12/36, последнее заявило, что несмотря на то, что программа бомбардировщика Supermarine 316 была хорошо распланирована, смерть сэра Реджинальда Джозефа Митчелла увеличила степень риска производства самолетов данного типа. В штабе Королевских ВВС считали, что спецификация B.12/36 имеет выдающееся значение и приведет
«к созданию в ближайшем будущем тяжелого бомбардировщика основного типа».
США, Франция и Германия также строили четырехмоторные бомбардировщики и крупносерийное производство бомбардировщиков, разработанных по спецификации B. 12/36, было сочтено жизненно важным. 6 октября казначейство выдало формальное разрешение на постройку двух Short S.29.
На состоявшейся 12 января 1937 года конструкторской конференции был повторно рассмотрено предложение компании Supermarine по спецификации B.12/36 особенно в отношении взаимозаменяемости двигателей Hercules и Merlin. Кроме того, для удовлетворения требований к взлетно-посадочным характеристикам площадь крыла была увеличена с 1240 фт² (115,3 м²) до 1358 фт² (126,3 м²), а дальнейшие изменения хвостового оперения привели к выбору двухкилевой компоновки. Проект, впитавший в себя множество изменений, получил новое обозначение – Type 317. 22 марта были заказаны два прототипа Supermarine 317, а 24 мая начальник штаба Королевских ВВС описал бомбардировщик как
«очень хороший проект».
24 июля начальник штаба Королевских ВВС решил, что компания Supermarine должна отказаться от работ по варианту, оснащенному двигателями Merlin (получил обозначение Type 318), и сконцентрироваться на варианте с двигателями Hercules (Type 317). 12 августа макеты были осмотрены, но постройка прототипов так и не была завершена. Тому было несколько причин, среди которых были и поглощенность компании работами над истребителями Spitfire, и повреждение двух почти собранных фюзеляжей во время совершенного 26 сентября 1940 года налета немецких бомбардировщиков на авиазавод в Итчене (Itchen). В результате 25 ноября заказ на Supermarine 317 был отменен.
проект тяжелого бомбардировщика Supermarine 317 с двухкилевым оперением и двигателями Hercules (1.37). Eric Morgan
модель проекта тяжелого бомбардировщика Supermarine 317; Eric Morgan
снимок носовой части фюзеляжа тяжелого бомбардировщика Supermarine 317, собранной весной 1939 года. FlyPast
В результате на вооружение был принят тяжелый бомбардировщик Short Stirling (это имя получил проект S.29), который до появления бомбардировщиков Handley Page Halifax и Avro Lancaster оставался единственным британским тяжелым бомбардировщиком.
В декабре 1937 года была проведена окончательная конференция, посвященная макету бомбардировщика Stirling. В апреле 1938 года в целях сокращения веса конструкции самолета требование к его запуску с помощью катапульты было удалено и в ноябре после рекомендации Королевского авиационного НИИ (Royal Aircraft Establishment – RAE) стабилизатор был перепроектирован. Примерно шесть месяцев спустя – 14 мая 1939 года – первый прототип (военный номер L7600) совершил свой первый полет, но разбился при посадке. Это привело к тому, что полный цикл летных испытаний с использованием второго прототипа (военный номер L7605) удалось завершить лишь в августе 1940 года.
На ранних стадиях постройки бомбардировщика компания Short обязалась создать в масштабе 1 : 2 летающую модель самолета. Этот экспериментальный самолет, получивший обозначение S.31, оснащался четырьмя небольшими двигателями Pobjoy Niagara. Начальник управления технических разработок считал, что S.31 будет
«вкладом в проверку летных качеств и управляемости самолета в гораздо большей степени, чем экспериментальные работы в аэродинамической трубе».
S.31 совершил первый полет 19 сентября 1938 года, и полученные им аэродинамические данные внесли серьезные изменения в конструкцию бомбардировщика Stirling: увеличение площади стабилизатора и площади закрылков. В апреле 1938 года были заказаны первые 100 машин данного типа, но характеристики первого серийного самолета несколько отличались от требований спецификации B.12/36. Тем не менее, он мог нести большую бомбовую нагрузку на небольшие дальности, в результате чего стал идеальным «Рур-бомбером», и штаб Королевских ВВС первоначально был очень доволен характеристиками этих бомбардировщиков. К концу войны было построено свыше 2370 самолетов данного типа, который помимо функций бомбардировщика выполнял также задачи транспортного, десантного самолетов и буксировщика планеров.
представленный в конце войны на всеобщее обозрение тяжелый бомбардировщик Shorts Stirling Mk.I N6065. Уведомление сообщает о четырнадцати боевых вылетах, в которых самолет принял участие (комп. Short Bros.)
хорошо известный снимок летящего тяжелого бомбардировщика Stirling Mk.III BF509 (комп. Short Bros.)
Примечание автора книги: множество источников утверждало, что размах крыла бомбардировщика Stirling был ограничен величиной 100 футов (30,5 м) по размеру ангаров Королевских ВВС. Затем, как правило, идет критика Королевских ВВС и политики его штаба за недостаточный потолок и «ангарное ограничение», которое является ложной версией. В реальности размер крупнейших ангаров Королевских ВВС был равен 120 футам (36,6 м), а среди требований спецификации B.12/36 было
«хорошие условия для обслуживания под открытым небом».
На самом деле ограничение в 100 футов могло быть использовано для предотвращение бесконтрольного увеличения размеров самолетов, в то время как основной проблемой бомбардировщиков Stirling было увеличение веса. Читателям имеет смысл открыть страницы 168-170 книги Колина Синнотта (Colin Sinnott) «The Royal Air Force and Aircraft Design 1923-1939 for a fuller description».
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: | Bristol B.12/36 | Supermarine 317 | Supermarine 318 | Short S.29 Stirling B Mk.I |
Назначение: | тяжелый бомбардировщик | тяжелый бомбардировщик | тяжелый бомбардировщик | тяжелый бомбардировщик |
Силовая установка |
|
|
|
|
тип | Hercules HE.3.SM | Hercules HE.1.SM | Merlin С |
|
мощность, л.с. (кВт) : | 4 × 1450 (4 × 1081) | 4 × 1315 (4 × 981) | 4 × 1050 (4 × 783) |
|
Размеры: |
|
|
|
|
размах крыла, фт дйм (м) | 110 0 (33,5) | 97 0 (29,6) | 97 0 (29,6) | 99 1 (30,2) |
длина, фт дйм (м) | 80 0 (24,4) | 73 6 (22,4) | 73 6 (22,4) | 87 3 (26,6) |
площадь крыла, фт² (м²) | н/д | 1358 (126,3) | 1358 (126,3) | 1300 (120,9) |
Вес: |
|
|
|
|
общий полетный, фнт (кг) |
| ≈ 55000 (24948) | 52611 (23864) | 70000 (31752) |
Летные характеристики: |
|
|
|
|
максимальная скорость, миль/ч (км/ч) | 331 (533) | 360 (579) | 345 (555) | 282 (454) |
на высоте фут [м] | 15000 (4572) | 14500 (4420) | 16000 (4877) | 12500 (3810) |
Вооружение: |
|
|
|
|
бомбовое, фнт (кг) | 28 × 250 (28 × 113) | 29 × 250 (29 × 113) | 29 × 250 (29 × 113) | 14000 (6350) |
| 28 × 500 (28 × 227) | 29 × 500 (29 × 227) | 29 × 500 (29 × 227) |
|
| 7 × 2000 (7 × 907) | 7 × 2000 (7 × 907) | 7 × 2000 (7 × 907) |
|
стрелковое | 8×0,303" (7,7-мм) | 8×0,303" (7,7-мм) | 8×0,303" (7,7-мм) |
|
источник: TONY BUTTLER «BRITISH SECRET PROJECTS FIGHTERS & BOMBERS 1935-1950»