16
Проекты американских палубных СВВП и СКВП США

Проекты американских палубных СВВП и СКВП США

К середине 70-х стало наконец ясно — боевые СВВП и СУВП это не просто мечты фантастов и далёкие «хотелки» военных и уже даже не прототипы и малосерийные извращения. Самолёты укороченного и вертикального взлёта наконец прошли период развития и готовы по-настоящему встать в строй. Закупленный в конце 60-х для американской морской пехоты AV-8A Harrier показали себя вполне достойно, и наблюдавшие за опытной эксплуатацией адмиралы флота США решили, что пришло время заняться разработкой подобных самолётов для себя любимых со всей серьёзностью и большими бюджетами. Более того — появление подобных самолётов дало старт идеи лёгкого (водоизмещением менее 10000 тонн) авианосца Sea Control Ship для базирования СВВП и вертолётов, эдакое возрождение почивший концепции эскортного авианосца.

С 1972 года флот начал финансирование программы сверхзвукового многоцелевого истребителя вертикального взлёта и посадки XFV-12. Для реализации был выбран проект от Rockwell, которые в том же году начали сборку самолёта. Не смотря на такую расторопность дальнейшие работы над XFV-12 шли неспешно, периодически заходя в тупик. Как оказалось, пока на вертикальный взлёт самолёт не способен. К 1976 году поменялась и концепция. На смену совсем лёгкому Sea Control Ship пришёл проект кораблика потяжелее — VSTOL Support Ship (водоизмещение пустого 29000 тонн), способного принимать не только СВВП, но и СУВП. Если Sea Control Ship мог решать лишь достаточно узкий список задач, то в VSTOL Support Ship видели многозадачный корабль, способный почти на всё, что умеют его большие братья суперавианосцы. Но для этого нужны были самолёты нового типа. И в ноябре 1976 года флот объявляет о старте сразу трёх глобальных программ:

Type A — универсальный дозвуковой самолёт поддержки укороченного взлёта и посадки для выполнения широчайшего спектра задач: доставка грузов, охота за подлодками, дозаправка в воздухе, радиоэлектронная борьба, дальняя радиолокационная разведка и другие подобные задачи.

Type B — сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик вертикального взлёта, способный выполнять задачи по борьбе с ПВО противника и использованию противокорабельных ракет.

Type С — небольшой универсальный самолёт вертикального взлёта, способный базировать на вертолётных площадках обычных кораблей и предназначенный для выполнения задач противолодочной борьбы и ограниченно способный к борьбе с авиацией противника.

Первые два проекта хоть и изначально предназначались для VSTOL Support Ship, в случае успеха могли быть рассмотрены и для размещения на суперавианосцах.
В Type B предварительно записали XFV-12, если его всё же удастся довести до ума. Денег на него потратили немало и их было жалко. Type С требовал сложных технических решений и внимания ему уделяли немного, хотя созданный в его рамках проект «Щелкунчик» крайне интересен (но о нём в другой раз). Наибольшее внимание в авиационной индустрии конечно же привлёк Type A. В случае успеха победитель получал настоящий контракт мечты, в перспективе по сути на единый самолёт поддержки для всего флота США. Но было одно «но» — даже просто совместить все роли в одной машине было не просто — то что было хорошо для самолёта ДРЛО хуже подходило для самолёта ПЛО и тем более для летающего заправщика. К тому же флот выкатил новое «отличное предложение» — наделить Type A ограниченной возможностью вести воздушный бой, чтобы в случае набега орд советских бомбардировщиков, в бой можно было бросить всех. И сверху всё это дополняло требование сделать всё это как минимум способным к укороченному взлёту без использования катапульты. Но дело того стоило и в программу вступило 8 фирм: Grumman, Bell, Rockwell, Boeing, McDonnell Douglas, Lockheed, Vought и General Dynamics. Что бы не случилась история как с XFV-12, флот решил привлечь к делу NASA для сторонней оценки и помощи в разработки. Вот только всё оказалось, как и ожидалось крайне непросто. В итоге к 1980 году даже не были выбраны два финалиста программы.

Такие задержки были связаны с тем, что ни один из проектов по оценке NASA не мог быть реализован в текущий момент с достижением всех требуемых характеристик. Пытаясь понять, что делать, флот привлёк к делу и корпорацию RAND, поручив им изучить ещё и программу XFV-12. Итог оценки аналитиков был удручающим, самолёт отвечающий требованиям программы Type A можно было построить только к началу 90-х годов, а XFV-12 требовал полной переделки и мог быть закончен вообще лишь в середине 90-х. Понятно, что такие сроки флот абсолютно не устраивали. Кроме того, в прошлое уже ушли и проекты специальных носителей для СВВП и СУВП. Потому в 1981 году закрыли и программу XFV-12 и Type A. Вот только идея одного универсального самолёта поддержки была уж очень привлекательной и вскоре она снова встала на повестку дня. Но это уже другая история.

З.Ы. И тут я хочу задать вам, читатели, вопрос. А надо ли рассматривать по отдельности каждое из предложений на программу Type A? Или это слишком скучная тема? Жду мнений в комментариях — всё равно пока работа ещё не даёт мне писать каждый день. Полное молчание считаю за нет)

Проекты американских палубных СВВП и СКВП

источник: https://www.facebook.com/yukuzhelev/posts/3721901434596154

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account