Проект стратегического бомбардировщика М-18. СССР
Имея за спиной исследования по теме 20, Генеральный конструктор В.М.Мясищев добивается включения ЭМЗ в конкурс по созданию сверхзвукового многорежимного стратегического самолета-носителя (тема 18). Основанием проведения работ стал Приказ МАП № 285 от 15 сентября 1969 года.
Тяжелый бомбардировщик М-18 разрабатывался в развитие проекта сверхзвукового бомбардировщика М-20 вариант IV. Для организации работ на ЭМЗ с привлечением отраслевых НИИ и смежных организаций были выпущены Приказы МАП № 134 от 17 сентября и № 321 от 9 октября 1970 года. Перспективный самолет должен был обладать большой дальностью полета на дозвуковой скорости с возможностями кратковременного полета на сверхзвуковом режиме на высоте около 20000 м или совершения полета на малых (300-500 м) высотах на дозвуковой скорости для прорыва зоны ПВО противника протяженностью до 2000 км.
Опережающими темпами создается наиболее важный и ответственный элемент конструкции самолета с изменяемой геометрией крыла — оригинальный шарнир для поворота крыла в полете, его модель проходит прочностные и динамические исследования в ЦАГИ.
Вскоре задействуются 9 стендов и две летающие лаборатории. Взлетный вес самолета в результате проведенных работ уменьшается на 10%.
Результаты проектных работ по сверхзвуковому многорежимному самолету М-18 с крылом изменяемой стреловидности, выполнявшиеся на конкурсной основе по требованиям ВВС к тяжелому стратегическому бомбардировщику, в 1972 г. были признаны лучшими среди аналогичных работ ОКБ ММЗ "Кулон" генерального конструктора П.О.Сухого (Т-4МС) и ОКБ ММЗ "Скорость" генерального конструктора А.С.Яковлева. Проект М-18 поддержали ЦАГИ и НТС МАП. Командующий дальней авиацией генерал-полковник В.В.Решетников прозвал М-18 «тонкофюзеляжной щучкой».
Однако руководство МАП принимает другое решение: для дальнейших работ по сверхзвуковому бомбардировщику передать материалы проекта М-18 в ОКБ ММЗ "Опыт" генерального конструктора А.Н.Туполева. На это решение повлияли такие факторы как малочисленность воссозданного во второй половине 1960-х годов ОКБ В.М.Мясищева и отсутствие у него необходимой научно-технической и производственной базы…
Описание | |
---|---|
Конструкция | ОКБ ЭМЗ |
Обозначение | М-18 |
Состояние | проект 1974 года |
Тип | Стратегический бомбардировщик |
Экипаж, чел | 3 |
Геометрические и массовые характеристики | |
Длина, м | около 44 |
Размах крыла, м | около 42 |
Высота (на стоянке) | около 10 |
Взлетная масса, кг | около 150000 |
Силовая установка | |
Число двигателей | 4 |
Тип двигателей | ТРДФ |
Вооружение | |
Масса боевой нагрузки, кг | около 15000 |
Ракетное вооружение | 2 х Х-45 |