Проект поплавкового многоцелевого гидросамолета Fokker C.15W. Нидерланды
Предисловие: В конце 1930-х годов конструкторское бюро нидерландской компании N. V. Nederlandsche Vliegtuigenfabriek Fokker (Fokker) начало работы над одномоторным двухместным поплавковым многоцелевым гидросамолетом с низкорасположенным крылом. Для ускорения работ за основу был взят истребитель D.21 (D.XXI) – были позаимствованы общие формы и конструкция фюзеляжа. К сожалению для голландцев этот гидросамолет так и не был завершен.
* * *
В 1938-39 финансовом году командование авиации ВМС Нидерландов (Marine Luchtvaartdienst – MLD) заказало у компании Fokker поплавковый гидросамолет. Гидросамолеты, получившие в компании Fokker обозначение C.15W, должны были выполнять задачи вооруженного корректировщика, самолета-разведчика и, возможно, легкого истребителя. Новые машины должны были заменить поплавковые гидросамолеты-разведчики C.14W. Эти бипланы были заказаны в 1934 году и на момент поступления на вооружение в 1939 году уже были глубоко устаревшими и не подходившими для новых боевых кораблей.
Два новейших легких 8300-тонных крейсера «Семь провинций» (De Zeven Provincien) и «Кейкдёйн» (Kijkduin; в 1939 году наименование было сменено на «Ээндрахт» [Eendracht]) должны были нести по два поплавковых гидросамолета C.15W. Поплавковые гидросамолеты C.15W должны были запускаться с помощью катапульты и выполнять боевую задачу, после чего садиться на воду и с помощью корабельного крана подниматься на его борт с последующей установкой на катапульту или отправкой в ангар.
Спецификация командования MLD требовала создания трехместного (пилот, штурман-наблюдатель и радист-стрелок) целльнометаллического низкоплана с двумя поплавками и силовой установкой в виде импортного радиального девятицилиндрового двигателя Wright Cyclone GR1820-F62, развивавшего мощность 760/900 л.с. (559/662 кВт) и вращавшего трехлопастный винт изменяемого шага Hamilton.
Одними из важнейших требований к новой машине были специфические связанные с «морем». Гидросамолет C.15W должен был иметь возможность совершать посадку на воду и в бурном море. Кроме того, консоли крыла машины должны были демонтироваться для уменьшения размаха и сокращения пространства, занимаемого на борту корабля.
Прочность конструкции поплавкового гидросамолета C.15W была рассчитана на использование при взлете катапульты. Вооружение гидросамолета должно было состоять из двух установленных в крыле (вне зоны ометания винта) и стрелявших вперед 7,7-мм пулеметов Colt-Browning и из одного пулемета того же типа, установленного в задней кабине на шкворневой установке. Стрельба из задней кабины должна была вестись после открытия фонаря задней кабины.
В компании Fokker работы над проектом гидросамолета C.15W велись под руководством инженера Мариуса Беелинга (Marius Beeling). В декабре 1939 года был заказан первый прототип (стоимость безмоторного планера 315000 гульденов) с последующим заказом пяти серийных самолетов. Для этих машин командованием MLD были заказаны шесть двигателей Cyclone с запчастями к ним. Не надеясь на объявленный нейтралитет, флот Нидерландов очень спешил с перевооружением на новую технику, и поэтому гидросамолеты были заказаны прямо с кульмана – до их изготовления и испытаний.
Проектная группа под руководством Мариуса Беелинга разработала самолет с формами, похожими на формы истребителя D.21. Основой фюзеляжа стала ферма, сваренная из труб хромомолибденовой стали. Отличием от истребителя D.21 стала цельнометаллическая обшивка фюзеляжа (у D.21 в передней части фюзеляжа были съемные панели из легкого сплава, а в задней части – полотно).
Однолонжеронное крыло также было цельнометаллическим и лишьв механизации крыла в качестве обшивки использовалось полотно. Под крылом были установлены обтекаемые стойки, к которым крепились цельнометаллические однореданные поплавки. Кабина экипажа с тандемным размещением ее членов покрывалась прозрачным фонарем, части которого смещались назад.
После завершения проектирования в компании Fokker началась постройка деревянного полномасштабного макета гидросамолета C.15W. В феврале 1940 года комиссия MLD осмотрела макет и сделала ряд замечаний. Расстояние между поплавками было увеличено до 1000 мм, при этом длина стоек была уменьшена на 100 мм. На поплавки должны были быть установлены водяные рули, и конструкторам было поручено разработать вариант под 1100-сильный (809 кВт) двигатель GR1820-G102A. После утверждения нового макета началось строительство прототипа.
два снимка полномастшабной деревянной модели многоцелевого поплавкового гидросамолета Fokker C.15W; 1940 год
Однако в мае того же года в Нидерланды вторглись немецкие вооруженные силы, и после оккупации страны все работы по гидросамолету C.15W были прекращены. До немецкой оккупации не были завершены и крейсера, для которых предназначались гидросамолеты C.15W.
После войны корпуса двух крейсеров были найдены в хорошем состоянии. Корабли были достроены и вступили в состав флота Нидерландов. Что же касается поплавковых гидросамолетов C.15W, то к ним не возвращались, поскольку в связи с развитием радиолокации и палубной авиации от самолетов данного типа и назначения отказались.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Fokker C.15W
Назначение: многоцелевой поплавковый гидросамолета
Статус: проект
Экипаж: 3 чел.
Силовая установка: радиального девятицилиндрового двигателя Wright Cyclone GR1820-F62, развивавшего мощность 760/900 л.с. (559/662 кВт) и вращавшего трехлопастный винт изменяемого шага Hamilton
Размеры:
размах крыла
штатный 14,00 м
с отсоединенными консолями 7,40 м
длина 11,30 м
высота 4,70 м
площадь крыла 32,00 м²
Вес:
пустого 2400 кг
взлетный 3500 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость на уровне моря 338 км/ч
крейсерская скорость 230 км/ч
практический потолок 6900 м
продолжительность полета 2-3 ч
источник: -bal- «PTALI JSTE SE. Fokker C.15W» «L+K» 17/95, стр.70/1398