С чего всё начиналось. Первые пассажирские самолёты Франции. Morane-Saulnier Type AX или MS.41

15

С чего всё начиналось. Первые пассажирские самолёты Франции. Morane-Saulnier Type AX или MS.41

Небольшая винтажная статья более чем вековой дальности из журнала «Flight» (выпуск от 14 апреля 1921 года), которая, думаю, заинтересует читателей и коллег.

ТРЕХМОТОРНЫЙ СВОБОДНОНЕСУЩИЙ МОНОПЛАН SAULNIER

Интересный Французский Проект

В качестве наглядного урока благотворного эффекта государственной поддержки большой интерес представляет деятельность французской авиационной промышленности, являющаяся полной противоположностью нашему британскому авиастроению, в котором отсутствие государственной политики привело к рассредоточению почти всего нашего конструкторского персонала. За последние двенадцать месяцев или около того французскими конструкторами было спроектировано и изготовлено довольно большое количество новых коммерческих самолетов, в то время как в Великобритании за исключением нескольких машин, разработанных для государственного конкурса в Мартлшеме, в эксплуатацию было введено мало новых коммерческих машин. Рассмотрим только одну сторону вопроса: французские субсидии на авиаперевозки уже привели к тому, что французские конструкторы занялись созданием машин, предназначенных для коммерческой эксплуатации, в то время как у нас в Британии воздушные перевозки прекращаются из-за отсутствия поддержки. Некоторые линии возобновляют работу с использованием устаревших или устаревающих самолетов просто потому, что не было получено никакой помощи для производства машин, действительно пригодных для коммерческой эксплуатации прямо сейчас и способных на своих маршрутах приносить прибыль подобную той, которую приносит линия Лондон – Париж. В последнем выпуске журнала «Flight» упоминался трехмоторный моноплан Saulnier, проектирование которого только что было завершено. На этой неделе благодаря французскому изданию «L’Air» мы можем дать краткое описание и иллюстрации этой машины. Ниже приводится перевод описания трехмоторного свободнонесущего моноплана Saulnier:

Трехмоторный самолет Раймона Солнье представляет собой моноплан с размахом крыла 27 метров (88 футов 6 дюймов) и толстым крылом, прикрепленным непосредственно к фюзеляжу без внешних подкосов. Площадь крыла составляет 110 м² (1250 кв. футов). Машина имеет цельнометаллическую конструкцию за исключением полотняной обшивки крыла и фюзеляжа. Профиль крыла был выбран таким образом, чтобы удовлетворять аэродинамическим соображениям и в то же время оставлять место для обеспечения лонжеронам высоты, достаточной для выдерживания изгибающего момента на консолях крыла. Аэродинамический профиль крыла был выбран после многочисленных испытаний в аэродинамической трубе лаборатории Эйфеля.

два снимка модели свободнонесущего моноплана Morane-Saulnier, прошедшей испытания в аэродинамической трубе

два снимка модели свободнонесущего моноплана Morane-Saulnier, прошедшей испытания в аэродинамической трубе

Лонжероны крыла выполнены в виде решетчатых ферм, состоящих из дюралюминиевых листов и профилей. Эта балочная ферма служит местом крепления моторных рам крыльевых двигателей и основных стоек шасси. Крыльевые двигатели размещены перед передним лонжероном крыла на рамных конструкциях, составляющих единое целое с лонжероном. Бензобаки расположены за двигателями крыла, между лонжеронами. В фюзеляже нет бензина и для мгновенного слива топлива в случае возникновения пожара предусмотрен разрыв полотняной обшивки. Емкости бака достаточно для полета продолжительностью семь часов.

Фюзеляж прямоугольного поперечного сечения должен быть полностью изготовлен из дюралюминия. В носовой оконечности установлен центральный двигатель, а в задней оконечности – монопланный стабилизатор. Пилот и его помощник размещаются за центральным двигателем, а из их кабины лестница ведет. вниз в пассажирский салон. Туннели, проходящие перед передним лонжероном крыла, обеспечивают доступ к двигателям крыла во время полета. Пассажирский салон, рассчитанный на 16 посадочных мест, очень просторный и обладает пространством для прохода к входным дверям в его задней части. Под полом кабины пилотов предусмотрено место для багажа объемом 1½ кубического метра (53 куб. футов). Силовая установка состоит из трёх двигателей Lorraine-Dietrich, развивающих мощность по 370 л.с. каждый и вращающих тянущие воздушные винты. Машина сможет взлетать всего с двумя работающими двигателями и, следовательно, из двигателей не приведет к прекращению полета, а лишь несколько снизит скорость машины. Ближе к концу полета, когда будет израсходован почти весь запас топлива, машина будет летать на высоте 500 метров (1640 футов) на одном двигателе только на одном работающем двигателе.

СВОБОДНОНЕСУЩИЙ МОНОПЛАН MORANE-SAULNIER: Чертежи общего вида

СВОБОДНОНЕСУЩИЙ МОНОПЛАН MORANE-SAULNIER: Чертежи общего вида

Масса пустой машины составляет 4300 кг (9450 фунтов), из которых 2000 кг (4400 фунтов) приходится на три двигателя. Максимальная масса машины с полной загрузкой составляет 7000 кг (15400 фунтов). Таким образом, избыточная подъёмная сила, предназначенная для бензина и полезной нагрузки, составляет 2700 кг (5950 фунтов). В приведенной ниже таблице приведена полезная нагрузка в зависимости от количества перевозимого топлива и пройденного расстояния, исходя из коммерческой скорости 200 километров (112 миль) в час:

Продолжительность полета (часы) 7 6 5 4 3 2
Масса топлива (фунты) 3850 3300 2850 2200 1650 1100
Масса топлива (кг) 1750 1500 1300 1000 750 500
Полезная нагрузка (фунты) 2090 2650 3100 3750 4300 4850
Полезная нагрузка (кг) 950 1200 1400 1700 1950 1200
Дальность полета (мили) 870 745 620 496 372 248
Дальность полета (км) 1400 1200 1000 800 600 400

На самом деле пройденные расстояния будут больше, поскольку масса топлива рассчитан для полета на полной мощности (370 л.с.), а скорость 200 километров (124 мили) в час соответствует высоте 1500 метров (4925 футов) и с двигателями, развивающими мощность всего по 270 л.с. каждый.

Полезная нагрузка может быть распределена следующим образом:

Пилот и помощник 360 фунтов (160 кг)
Приборное оборудование и средства связи 220 фунтов (100 кг)
Восемь пассажиров (каждый с 44 фунтами [17 кг] багажа) 1760 фунтов (800 кг)
Товары или почта 310 фунтов (140 кг)
Всего 2650 фунтов (1200 кг)

Таким образом, хорошо видно, что, например, для перелета по маршруту Марсель – Алжир (800 км = 497 миль) машина может нести запас топлива для шести часов полета, оставляя запас на случай встречного ветра, и иметь 1200 кг (2650 фунтов) для полезной нагрузки.

Модель, изготовленная в масштабе ¹⁰/₃₃₈, была испытана в лаборатории Эйфеля и дала следующие результаты:

Угол установки стабилизатора –5° 10°
Rx (в граммах и метрах/сек.) 22,1 23,5 40,1 71,1
Ry (в граммах и метрах/сек.) 47,5 192,3 424,6 652,7
Rx/Ry 0,122 0,0944 0,1089

Наилучшее значение соотношения Rx/Ry составляет 0,093 в диапазоне углов от 2° до 3°. Эти результаты представляют собой рекорд для Эйфелевой лаборатории и представляют собой максимальную и представляют собой максимальное аэродинамическое качество (finesse), которое когда-либо было достигнуто с помощью модели и оставляют далеко позади 175 километров (109 миль) в час, которые были бы скоростью биплана с силовой установкой той же мощности [Под этим, по-видимому, имеется в виду та же самая удельная нагрузка на мощность – Прим. редактора журнала «Flight»]

Полярные диаграммы позволяют изучить и оценить характеристики машины. Ниже рассматриваются три случая: (a) Общая масса 6300 кг (13850 фунтов) и двигатели, работающие в режиме номинальной мощности (НМ); Общая масса 7000 кг (15400 фунтов) и двигатели, работающие в режиме максимальной мощности (ММ); (c) Общая масса 5000 кг (11 000 фунтов) с одним двигателем, работающим в режиме номинальной мощности (НМ).

Масса машины (фунты) 13850 13850 15400 15400 11000
Масса машины (кг) 6300 6300 7000 7000 5000
Количество двигателей 3 (НМ) 2 (НМ) 3 (ММ) 2 (ММ) 1 (НМ)
Скорость на высоте
На уровне моря (миль в час) 145 123 129 106 93
На уровне моря (км/ч) 233 198 208 171 150
3280 футов (миль в час) 141 119 125 99 87
1000 метров (км/ч) 227 191 201 129 140
6560 футов (миль в час) 138 115 121
2000 метров (км/ч) 222 185 195
9850 футов (миль в час) 134 108 114
3000 метров (км/ч) 216 174 183
13100 футов (миль в час) 128
4000 метров (км/ч) 206
16400 футов (миль в час) 119
5000 метров (км/ч) 191
Практический потолок (футов) 19000 12800 12800 5900 6600
Практический потолок (м) 5800 3900 3900 1800 2000

источник: «The Saulnier three-engined cantilever monoplane» «Flight» April 14, 1921, pages 255-256

перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-proekt-passazhirskogo-samoleta-morane-saulnier-type-ax-ms-41

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account