С чего всё начиналось. Первые пассажирские самолёты Франции. Morane-Saulnier Type AX или MS.41
Небольшая винтажная статья более чем вековой дальности из журнала «Flight» (выпуск от 14 апреля 1921 года), которая, думаю, заинтересует читателей и коллег.
ТРЕХМОТОРНЫЙ СВОБОДНОНЕСУЩИЙ МОНОПЛАН SAULNIER
Интересный Французский Проект
В качестве наглядного урока благотворного эффекта государственной поддержки большой интерес представляет деятельность французской авиационной промышленности, являющаяся полной противоположностью нашему британскому авиастроению, в котором отсутствие государственной политики привело к рассредоточению почти всего нашего конструкторского персонала. За последние двенадцать месяцев или около того французскими конструкторами было спроектировано и изготовлено довольно большое количество новых коммерческих самолетов, в то время как в Великобритании за исключением нескольких машин, разработанных для государственного конкурса в Мартлшеме, в эксплуатацию было введено мало новых коммерческих машин. Рассмотрим только одну сторону вопроса: французские субсидии на авиаперевозки уже привели к тому, что французские конструкторы занялись созданием машин, предназначенных для коммерческой эксплуатации, в то время как у нас в Британии воздушные перевозки прекращаются из-за отсутствия поддержки. Некоторые линии возобновляют работу с использованием устаревших или устаревающих самолетов просто потому, что не было получено никакой помощи для производства машин, действительно пригодных для коммерческой эксплуатации прямо сейчас и способных на своих маршрутах приносить прибыль подобную той, которую приносит линия Лондон – Париж. В последнем выпуске журнала «Flight» упоминался трехмоторный моноплан Saulnier, проектирование которого только что было завершено. На этой неделе благодаря французскому изданию «L’Air» мы можем дать краткое описание и иллюстрации этой машины. Ниже приводится перевод описания трехмоторного свободнонесущего моноплана Saulnier:
Трехмоторный самолет Раймона Солнье представляет собой моноплан с размахом крыла 27 метров (88 футов 6 дюймов) и толстым крылом, прикрепленным непосредственно к фюзеляжу без внешних подкосов. Площадь крыла составляет 110 м² (1250 кв. футов). Машина имеет цельнометаллическую конструкцию за исключением полотняной обшивки крыла и фюзеляжа. Профиль крыла был выбран таким образом, чтобы удовлетворять аэродинамическим соображениям и в то же время оставлять место для обеспечения лонжеронам высоты, достаточной для выдерживания изгибающего момента на консолях крыла. Аэродинамический профиль крыла был выбран после многочисленных испытаний в аэродинамической трубе лаборатории Эйфеля.
Лонжероны крыла выполнены в виде решетчатых ферм, состоящих из дюралюминиевых листов и профилей. Эта балочная ферма служит местом крепления моторных рам крыльевых двигателей и основных стоек шасси. Крыльевые двигатели размещены перед передним лонжероном крыла на рамных конструкциях, составляющих единое целое с лонжероном. Бензобаки расположены за двигателями крыла, между лонжеронами. В фюзеляже нет бензина и для мгновенного слива топлива в случае возникновения пожара предусмотрен разрыв полотняной обшивки. Емкости бака достаточно для полета продолжительностью семь часов.
Фюзеляж прямоугольного поперечного сечения должен быть полностью изготовлен из дюралюминия. В носовой оконечности установлен центральный двигатель, а в задней оконечности – монопланный стабилизатор. Пилот и его помощник размещаются за центральным двигателем, а из их кабины лестница ведет. вниз в пассажирский салон. Туннели, проходящие перед передним лонжероном крыла, обеспечивают доступ к двигателям крыла во время полета. Пассажирский салон, рассчитанный на 16 посадочных мест, очень просторный и обладает пространством для прохода к входным дверям в его задней части. Под полом кабины пилотов предусмотрено место для багажа объемом 1½ кубического метра (53 куб. футов). Силовая установка состоит из трёх двигателей Lorraine-Dietrich, развивающих мощность по 370 л.с. каждый и вращающих тянущие воздушные винты. Машина сможет взлетать всего с двумя работающими двигателями и, следовательно, из двигателей не приведет к прекращению полета, а лишь несколько снизит скорость машины. Ближе к концу полета, когда будет израсходован почти весь запас топлива, машина будет летать на высоте 500 метров (1640 футов) на одном двигателе только на одном работающем двигателе.
Масса пустой машины составляет 4300 кг (9450 фунтов), из которых 2000 кг (4400 фунтов) приходится на три двигателя. Максимальная масса машины с полной загрузкой составляет 7000 кг (15400 фунтов). Таким образом, избыточная подъёмная сила, предназначенная для бензина и полезной нагрузки, составляет 2700 кг (5950 фунтов). В приведенной ниже таблице приведена полезная нагрузка в зависимости от количества перевозимого топлива и пройденного расстояния, исходя из коммерческой скорости 200 километров (112 миль) в час:
Продолжительность полета (часы) | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 |
Масса топлива (фунты) | 3850 | 3300 | 2850 | 2200 | 1650 | 1100 |
Масса топлива (кг) | 1750 | 1500 | 1300 | 1000 | 750 | 500 |
Полезная нагрузка (фунты) | 2090 | 2650 | 3100 | 3750 | 4300 | 4850 |
Полезная нагрузка (кг) | 950 | 1200 | 1400 | 1700 | 1950 | 1200 |
Дальность полета (мили) | 870 | 745 | 620 | 496 | 372 | 248 |
Дальность полета (км) | 1400 | 1200 | 1000 | 800 | 600 | 400 |
На самом деле пройденные расстояния будут больше, поскольку масса топлива рассчитан для полета на полной мощности (370 л.с.), а скорость 200 километров (124 мили) в час соответствует высоте 1500 метров (4925 футов) и с двигателями, развивающими мощность всего по 270 л.с. каждый.
Полезная нагрузка может быть распределена следующим образом:
Пилот и помощник 360 фунтов (160 кг)
Приборное оборудование и средства связи 220 фунтов (100 кг)
Восемь пассажиров (каждый с 44 фунтами [17 кг] багажа) 1760 фунтов (800 кг)
Товары или почта 310 фунтов (140 кг)
Всего 2650 фунтов (1200 кг)
Таким образом, хорошо видно, что, например, для перелета по маршруту Марсель – Алжир (800 км = 497 миль) машина может нести запас топлива для шести часов полета, оставляя запас на случай встречного ветра, и иметь 1200 кг (2650 фунтов) для полезной нагрузки.
Модель, изготовленная в масштабе ¹⁰/₃₃₈, была испытана в лаборатории Эйфеля и дала следующие результаты:
Угол установки стабилизатора | –5° | 0° | 5° | 10° |
Rx (в граммах и метрах/сек.) | 22,1 | 23,5 | 40,1 | 71,1 |
Ry (в граммах и метрах/сек.) | 47,5 | 192,3 | 424,6 | 652,7 |
Rx/Ry | — | 0,122 | 0,0944 | 0,1089 |
Наилучшее значение соотношения Rx/Ry составляет 0,093 в диапазоне углов от 2° до 3°. Эти результаты представляют собой рекорд для Эйфелевой лаборатории и представляют собой максимальную и представляют собой максимальное аэродинамическое качество (finesse), которое когда-либо было достигнуто с помощью модели и оставляют далеко позади 175 километров (109 миль) в час, которые были бы скоростью биплана с силовой установкой той же мощности [Под этим, по-видимому, имеется в виду та же самая удельная нагрузка на мощность – Прим. редактора журнала «Flight»]
Полярные диаграммы позволяют изучить и оценить характеристики машины. Ниже рассматриваются три случая: (a) Общая масса 6300 кг (13850 фунтов) и двигатели, работающие в режиме номинальной мощности (НМ); Общая масса 7000 кг (15400 фунтов) и двигатели, работающие в режиме максимальной мощности (ММ); (c) Общая масса 5000 кг (11 000 фунтов) с одним двигателем, работающим в режиме номинальной мощности (НМ).
Масса машины (фунты) | 13850 | 13850 | 15400 | 15400 | 11000 |
Масса машины (кг) | 6300 | 6300 | 7000 | 7000 | 5000 |
Количество двигателей | 3 (НМ) | 2 (НМ) | 3 (ММ) | 2 (ММ) | 1 (НМ) |
Скорость на высоте | |||||
На уровне моря (миль в час) | 145 | 123 | 129 | 106 | 93 |
На уровне моря (км/ч) | 233 | 198 | 208 | 171 | 150 |
3280 футов (миль в час) | 141 | 119 | 125 | 99 | 87 |
1000 метров (км/ч) | 227 | 191 | 201 | 129 | 140 |
6560 футов (миль в час) | 138 | 115 | 121 | — | — |
2000 метров (км/ч) | 222 | 185 | 195 | — | — |
9850 футов (миль в час) | 134 | 108 | 114 | — | — |
3000 метров (км/ч) | 216 | 174 | 183 | — | — |
13100 футов (миль в час) | 128 | — | — | — | — |
4000 метров (км/ч) | 206 | — | — | — | — |
16400 футов (миль в час) | 119 | — | — | — | — |
5000 метров (км/ч) | 191 | — | — | — | — |
Практический потолок (футов) | 19000 | 12800 | 12800 | 5900 | 6600 |
Практический потолок (м) | 5800 | 3900 | 3900 | 1800 | 2000 |
источник: «The Saulnier three-engined cantilever monoplane» «Flight» April 14, 1921, pages 255-256
перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-proekt-passazhirskogo-samoleta-morane-saulnier-type-ax-ms-41