Проект пассажирского самолета для местных авиалиний Messerschmitt P 160

13
Проект пассажирского самолета для местных авиалиний Messerschmitt P 160

Проект пассажирского самолета для местных авиалиний Messerschmitt P 160

СОДЕРЖАНИЕ:

Предисловие редакции: Задолго до того, как компания Boeing ввел в практику термин City-Jet, конструкторское бюро компании Messerschmitt разработало самолет аналогичной концепции, который она не смогла воплотить в металле. О проекте пассажирского самолета Me P 160 рассказывает Вольфганг Мюльбауэр.

В начале 1960-х годов, когда реактивные самолеты уже зарекомендовали себя на авиалиниях большой протяженности, во всем мире также выросла потребность в аналогичном самолете с высокой дозвуковой скоростью для использования на авиалиниях малой и средней протяженности. Данный самолет должен был заменить использовавшиеся до сих пор на внутренних авиалиниях оснащенные пропеллерами самолеты Convair Metropolitan и Vickers Viscount.

На этом фоне в 1961 году конструкторское бюро компании Messerschmitt начало разработку первых проектов самолета данной концепции. Параллельно был проведен обширный анализа рынка, который должен был доказать необходимость и, следовательно, возможность продаж разрабатываемого коммерческого самолета. В проведенном анализе подчеркивалось абсолютно нерентабельное использование обычных реактивных самолетов, таких как, например, Caravelle, Boeing 707 и 727 и DC-8, на авиалиниях протяженностью менее 2000 километров. В компании Messerschmitt планировали воспользоваться этим совершенно очевидным пробелом на рынке и завоевать этот сегмент своим создаваемым самолетом. Насколько многообещающей была данная концепция свидетельствует дальнейшее развитие рынка авиационных пассажирских перевозок!

Ключевой вопрос – финансирование

С 1961 по 1964 год под общим обозначением Me P 160 было разработано не менее шестнадцати эскизных проектов авиалайнера в классе 15-20 тонн с силовой установкой в виде нескольких турбореактивных двигателей. Общими отличительным чертами всех эскизных проектов были большой объем фюзеляжа и планируемая дальность полета 2000 километров. В зависимости от запланированной дальности полета число пассажиров варьировалось в диапазоне от 40 до 66 человек. На регулярных трассах протяженностью до 800 километров планировалось эксплуатировать самолеты, рассчитанные на размещение 60 пассажиров, в то время как на более протяженных авиатрассах количество пассажиров уменьшалось до 40 при одновременном повышении комфорта. Согласно расчетам в предполагаемой основной области применения (дальность полета до 1500 километров) Me P 160 должен был иметь самые низкие эксплуатационные расходы по сравнению с самолетами, находившимися в то время в эксплуатации.

На начальном этапе проектирования у Me P 160, по-видимому, не было официальных конкурентов, и его шансы на завоевание сегмента рынка были бы первоклассными, если бы самолет достаточно быстро был воплощен в металле. Однако, несмотря на все якобы радужные перспективы, компания Messerschmitt совершенно не могла самостоятельно профинансировать проект. Поэтому были предприняты попытки получить государственное финансирование, на которое претендовал еще один проект пассажирского самолета – Heinkel He 211. Хотя машина компании Heinkel должна была иметь вдвое меньшие размеры и совсем другой спектр применения, команда разработчиков из Аугсбурга считала, что их Me P 160 более экономичен и привлекателен для авиакомпаний даже при половинной загрузке пассажирского салона. Согласно расчетам компании Messerschmitt при заказе ста экземпляров покрывались расходы на опытно-конструкторские работы, что не было серьезной проблемой при потребности в более чем 1500 самолетов по всему миру. Чтобы добиться этого финансирование работ по данной программе не должно было быть прекращено или сокращением за счет выделения средств на другие программы.

В 1962 году компанией Messerschmitt были представлены первые детально проработанные проекты пассажирского самолета. Это были низкопланы с крупным фюзеляжем и силовой установкой из расположенных в задней части самолета двух или трех реактивных двигателей. К этому времени компания Fokker приступила к работам по программе F 28 – очень похожего на Me P 160 самолета – и могла рассчитывать на поддержку со стороны правительства Нидерландов. Затем в число конкурентов Me P 160 вошли британский BAC 1-11 и американский Douglas DC-9, хотя эти самолеты были рассчитаны на перевозку большего количества пассажиров.

Большой показ в Париже

В руководстве компании Messerschmitt большие надежды возлагали на парижский авиасалон 1963 года, на котором Me P 160 был представлен публике максимально эффектно и наиболее полно. Сделанная в крупном масштабе модель с разрезами показывала машину с тремя двухконтурными двигателями CF 700 в хвостовой части фюзеляжа. Характерной особенностью этой конструкции, имевшей внутрифирменное обозначение Me P 160-13, был кольцевой воздухозаборник для внешнего контура центрального двигателя. В рекламном проспекте компании Messerschmitt проект Me P 160 расхваливался как

«новейший реактивный пассажирский самолет в классе вместимости до 58 человек».

Титульный лист рекламного проспекта Me P 160, 1963 год

Титульный лист рекламного проспекта Me P 160, 1963 год

Далее в проспекте сообщалось:

«Расчетная дальность полета Me P 160 составляет 1000 километров. Самолет специально разработан для эксплуатации на наиболее распространенных в Германии маршрутах и при этом обеспечивает максимальную рентабельность. Таким образом, Me P 160 заполняет заметный, поскольку новейшие разработки для значительно большей вместимости мест и авиалиний большей протяженности. (…) Объем пассажирского салона, багажного и грузового отсеков сделаны относительно большими для перевозки более высокой полезной нагрузки и, следовательно, особой экономичности на коротких авиалиниях внутри страны».

модель с разрезами, показывающая внутреннюю компоновку фюзеляжа самолета

модель с разрезами, показывающая внутреннюю компоновку фюзеляжа самолета

Помимо основного пассажирского варианта компанией Messerschmitt была разработана грузовая версия с боковой откидной задней частью фюзеляжа и способностью нести 6,5 тонн полезной нагрузки. Размах крыла составлял 18,3 метров, длина – 20,5 метров, а наиболее благоприятный диапазон крейсерской скорости составляет 800-930 км/ч.

Национальная и международная специализированная пресса обратила внимание на проект Me P 160, но в авиационных журналах данный проект был представлен как еще одна из множества разработок немецкой авиастроительной промышленности. Несмотря на все усилия на парижском авиасалоне никаких соглашений или договоров заключено не было. Например, авиакомпания Deutsche Lufthansa (DLH) проявила большой (официальный) интерес к Me P 160 как возможной замене Vickers Viscount

«если он появится в подходящее время»,

а авиакомпания Eastern Airlines также хотела

«быть в курсе последних событий».

В число проявивших к самолету интерес вошли авиакомпании – арабская Arab Airlines и испанская Iberia.

Переговоры с Convair

Однако примечательными были состоявшиеся в Париже переговоры с некоторыми высокопоставленными представителями компании Convair. Эти предварительные и ни к чему не обязывающие переговоры о возможном сотрудничестве компаний Messerschmitt и Convair шли на следующем фоне: Me P 160 представлял собой классический самолет местных авиалиний, которые в Соединённых Штатах были убыточными и субсидировались правительством США. Однако субсидии выделялись только для самолетов местного производства и по этой причине британский BAC 1-11 полностью исключался из использования на местных американских авиалиниях. Это, разумеется, касалось и Me P 160, но только если эти самолеты не будет изготавливать американская компания – и лучше всего, если это будет Convair! Эта идея казалась многообещающей перспективой для обеих сторон, особенно с учетом того, что в США компания Convair все еще доминировала на рынке поставщиков для местных авиалиний и была жизненно заинтересована в создании оснащенного реактивными двигателями преемника серии 240/340/440 Metropolitan. Собственные усилия компании Convair по дальнейшему развитию при этом направлении казались экономически малоперспективными. Удивительно, но американцы не сомневались в расчетных характеристиках Me P 160 и оценивали его как гораздо более экономичный по сравнению с Fokker F 28. Тем не менее, в компании Convair считали проект Me P 160 еще одной негарантированной конструктивной проработкой, которую еще предстояло соответствующим образом переделать для прибыльного совместного производства. Поэтому в качестве «связующего звена» между компаниями Convair и Messerschmitt обсуждался самолет с фюзеляжем от Convair 440 Metropolitan с крылом, хвостовым оперением и силовой установкой от Me P 160. Переговоры закончились без каких-либо ощутимых результатов. По всей видимости данное «сотрудничество» не имело дальнейшего развития, по крайней мере у автора нет никаких документов, подтверждающих это.

Неизбежный конец

Несмотря на провал в Париже компания из Аугсбурга не сдавалась, и во второй половине 1963 года провела интенсивные переговоры с авиакомпанией DLH. Параллельно в компании снова и снова дорабатывали проект Me P 160 в соответствии с предложениями DLH, адаптируя его конструкцию к находящимся в разработке новым типам двигателей., например, к Rolls Royce MAN RB-153. Но пока шло перепроектирование Me P 160, находившийся в постройке Fokker F 28 стал серьезным конкурентом. Была известна дата его первого полета, а создавшая его нидерландская компания смогла обеспечить производство за счет международного финансирования.

схема в трех проекциях окончательного варианта проекта Me P 160, 1964 год. В конструкцию самолета были включены все обсужденные с авиакомпанией DLH изменения, такие как, например, ступенчатая носовая часть фюзеляжа

схема в трех проекциях окончательного варианта проекта Me P 160, 1964 год. В конструкцию самолета были включены все обсужденные с авиакомпанией DLH изменения, такие как, например, ступенчатая носовая часть фюзеляжа

С другой стороны, почти все авиакомпании, заинтересованные в проекте Me P 160, особенно DLH, поставили приобретение этой машины в зависимость от наличия хотя бы одного прототипа. Неминуемый конец проекта компании Messerschmitt был неизбежен, тем более что ни один партнер по международному сотрудничеству не мог быть привлечен к совместным работам. Весной 1964 года работы по программе Me P 160 были прекращены (одновременно была закрыта программа Heinkel He 211) в пользу более перспективного и почти такого же неудачного VFW 614.

По иронии судьбы гибель спустя месяц после закрытия программы Me P 160 концерн Boeing объявил о старте программы создания пассажирского самолета Boeing 737, варианты которого изготавливались в течение нескольких десятилетий. Его первоначальная концепция и конструкция были почти идентичны Me P 160! А авиакомпания Lufthansa стала первым и поначалу единственным покупателем Boeing 737.

Автор благодарит архив компании EADS за предоставление всех использованных в статье оригинальных материалов и фотографий.

Источники

      1. Messerschmitt AG Augsburg: Краткое описание проекта Me P 160, март 1963 г., июль 1963 г. и август 1963 г.
      2. Messerschmitt AG Augsburg: Рекламная брошюра о проекте ближнемагистрального самолета M P 160. 1963 г.
      3. Messerschmitt AG Augsburg: проект ближнемагистрального самолета Me P 160, описание предложения IV/1964.

источник: Wolfgang Mühlbauer «Der City-Jet aus Augsburg. Messerschmitt P 160» «Flugzeug classic» 2003-11, Seiten 67-68

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account