Проект однодвигательного тяжелого истребителя Bell XP-59. США
Осенью 1939 года командованием армейской авиации были сформулированы требования спецификации R-40C, согласно которой фирмам предлагалось спроектировать боевой самолёт оригинальной конструкции, обладающий высокими скоростными характеристиками.
Надо сказать, что USAAC пошло на откровенную авантюру, так как в ближайшем времени наладить выпуск даже ограниченной партии самолётов не представлялась возможной. Однако проектирование и постройка будущего истребителя финансировалась за счет фирм. В итоге на конкурс поступило 50 (!) проектов – абсолютный рекорд. Большинство из них не нашло поддержки в силу излишней оригинальности, однако разработка фирмы Bell заинтересовала военных.
В конце 1940 г. армейская комиссия отобрала 6 проектов, среди которых оказался истребитель Bell Model 16. С фирмой подписали контракт на изготовления одного прототипа для оценочных испытаний. С этого момента истребитель получил армейское обозначение ХР-52. Договор на изготовление двух прототипов был подписан 25-го ноября 1941 года.
Им был предложен проект истребителя Model 16 оснащенного 12-цилиндровым 1250-сильным двигателем Continental XIV-1430-5. Силовая установка, кабина пилота и вооружение размещалось в фюзеляже-гондоле. Хвостовое оперение крепилось на длинных балках. Двигатель устанавливался в задней части фюзеляжа за пилотом и вращал два соосных винта. Ещё одним необычным решением было расположение входного отверстия радиаторов в носовой части фюзеляжа. Крыло имело схему среднеплана и стреловидность 20 град. По традиции истребитель получил трехопорное шасси с носовым колесом. Основные стойки и колёса убирались в балки, носовая стойка – в фюзеляж. Вооружение состояла из двух 20-мм пушек в носовой части и двух 12,7-мм пулеметов – по одному в каждой балке (согласно ряду других источников вворужение состояло из шести 12.7-мм пулеметов). Несмотря на относительно небольшую мощность двигателя за счет отличных аэродинамических качеств предполагалось достичь максимальной скорости 425 миль в час (684 км/ч). Разработкой этого проекта руководил инженер Дэн Фабрици (Dan Fabricy).
рисунок XP-52
Но когда началась постройка опытного образца USAC внезапно изменил своё решение: от ХР-52 отказались в пользу нового варианта ХР-59, оснащенного двигателем Pratt & Whitney R-2800. Помимо унификации такой ход теоретически должен был обеспечить более высокие ТТХ. На деле получилось несколько иначе.
Причиной отказа от ХР-52 послужила не его авангардная компоновка, а проблема технического характера. В частности, военных у специалистов вызвало опасения охлаждение силовой установки. Если бы на ХР-52 использовалась паро-конденсаторная схема, как на немецком истребителе Heinkel He-100D-1, то вопросов могло бы возникнуть меньше. Но американский истребитель имел обычную систему с жидкостным охлаждением, причем воздух к радиатору подавался через узкий носовой воздухозаборник. Судя по всему, на гладко “вылизанных” поверхностях ХР-52 никаких других выступов, вроде дополнительных воздухозаборников, не предусматривалось. От фирмы потребовали внесения доработок и установки нового двигателя Pratt & Whitney R-2800 мощностью 2000 л.с. Помимо прочего, USAC пожелало получить более мощный и скоростной истребителя, хотя казалось – куда уж больше.
Руководство работами было возложено на инженера М. Мак-Эуна (McEuen), подвергшего проект ряду переделок. Чтобы обеспечить лучшее охлаждение силовой установки и не нарушить чистые аэродинамические формы был увеличен диаметр входного отверстия носового воздухозаборника. Это повлекло за собой изменение формы и площади остекления кабины пилота. Передняя часть фонаря была немного сокращена, а остекление развито вниз по бортам, так что даже в этом случае обзор оставался хорошим. Была также изменена форма вертикального оперения. В сумме эти доработки привели к удлинеению фюзкляжа и крыла, а также к увеличению взлетного веса самолёта. Впрочем, всё это обещалось компенсироваться высокими скоростными качествами.
схемы XP-59
В остальном обновленная Model 20, получившая обозначение ХР-59 и серийный номер 41-19507 (контракт № W535-ac17506), не отличалась от ХР-52. В передней части гондолы размещалась кабина пилота с большой площадью остекления, за которой устанавливался радиальный двигатель Pratt & Whitney R-2800-23 мощностью 2000 л.с. Двигатель приводил в движение два соосных толкающих винта, вращавшихся в противоположных направлениях. Вертикальное оперение располагалось на концах хвостовых балок. Крыло сохраняло стреловидность по передней кромке.
Шасси осталось трехопорным, с носовым колесом. Передняя стойка убиралась в фюзеляжную нишу под кабиной пилота. Основные стойки вместе с колесами полностью убиралась в балочные ниши.
Вооружение истребителя ХР-59 состояло из двух 20-мм пушек Hispano, установленных в носовой части фюзеляжа, и двух (по другим данным шести) 12,7-мм пулеметов Colt-Browning в носовой части балок.
При испольщовании нового двигателя Pratt & Whitney R-2800 предполгалось повысить расчетную скорость примерно на 50 км/ч, что должно было составить 724 км/ч. При этом остальные характеристики оставались на прежнем уровне, за исключение практического потолка, который уменьшился почти на 600 метров.
модель для испытаний в аэродинамической трубе
Проект был готов к концу 1941 года, однако 1 декабря USAC отказалось от его дальнейшего развития. Причиной послужила высокая технологическая сложность и недостаточная отработанность идей, заложенных в конструкцию ХР-59. Но главным фактором отказа послужило ожидание вступления США во 2-ю Мировую войну. Стране потребовалось больше доведенных серийных истребителей и авангардные проекты фирмы Bell сначала отошли на второй план, а затем и вовсе были аннулированы.
От всей программы осталась только масштабная продувочная модель ХР-59, выполненная из дерева. Надо отметить, что в случае выбора менее оригинальной идеи охлаждения двигателя у американского истребителя были неплохие шансы на постройку уже в 1942 году. Если вспомнить, то наибольший успех сопутствовал голландским инженерам, сумевшим построить аналогичные по схеме истребители Fokker D.XXIII и De Schelde D.21. Правда, второй из них, наиболее близкий к ХР-52/ХР-59, остался в виде недостроенного прототипа и впоследствии его конструкция была детально проанализирована немцами. Впрочем, даже в конце войны USAC отдавал предпочтение самолётам более традиционных схем, как более надежным. Также на этапе проектирования и создания модели осталась версия XP-59 для авианосцев авиации флота, получившая обозначение Model 22. Как и более раняя Model 19, являвшаяся вариацией Model 16 (XP-52), этот проект был разработан инженером Дэном Фабрици (Dan Fabricy).
модель XP-59
Тем не менее, наименование XP-59 сохранилось и перешло проекту реактивного истребителя ХP-59 "Airacomet". Данное решение было сделано,чтобы ввести в заблуждение агентов немецкой и японской разведки.
Модификация | ХР-52 | ХР-59 | |
Длина, м | 10,36 | 12,19 | |
Размах крыла, м | 10,67 | 11,36 | |
Высота, м | 2,82 | 3,66 | |
Площадь крыла, м² | 21,60 | 26,60 | |
Вес самолёта, кг | |||
пустого | 2939 | 3611 | |
взлетный | 3969 | 4746 | |
Скорость максимальная на высоте 5943 м, км/ч | 684 | 733 | |
Время подъёма на высоту 6096 м, мин. | 6,3 | н/д(6,3*) | |
Дальность полета, км | 1545 | 1368 | |
Потолок, м | 12192 | 11582 | |
Силовая установка | |||
тип двигателя | Continental XIV-1430-5 | Pratt&Whitney R-2800-23 | |
мощность, л.с. | 1×1250 | 1×2000 | |
общая мощность, л.с. | 1250 | 2000 | |
Экипаж, чел. | 1 | 1 | |
Вооружение | пушки, мм | 2×20 Hispano (Browning) | 2×20 Hispano (Browning) |
пулеметы, мм | 2×12,7 Browning (6×12,7 Browning**) | 2×12,7 Browning (6×12,7 Browning**) |
* — взято из http://www.aviarmor.net/aww2/Exp_A/usa/bell_xp59.htm
** — взято из http://ja.wikipedia.org/wiki/XP-52_(航空機)
источники:
- http://ja.wikipedia.org/wiki/XP-52_(航空機),
- http://www.aviarmor.net/aww2/Exp_A/usa/bell_xp52.htm,
- http://www.aviarmor.net/aww2/Exp_A/usa/bell_xp59.htm,
- http://menstream.pl/lotnictwo/bell/bell;xp-59,1187.html.