Проект лёгкого танка инженера Гавалова. СССР
Представляю вашему вниманию действительно новаторскую конструкцию, тем более для нашей страны (Гавалов пытался обсуждать вопрос близкой по компоновке машины ещё до войны, но по понятным причинам был "послан"). Необычных, идущих вразрез с "общепринятыми" компоновками машин у нас всегда было мало — слишком сильна была "концепция" копирования и воспроизводства чужого в 30-е годы (это не плохо, но своё тоже нужно создавать, хотя бы из чужих деталей).
танка инженера Гвалова. СССР » /> В этой машине действительно предпринята попытка соединить легкий танк и мощное вооружение. Не могу судить — насколько в то время можно было реализовать "курсовую стабилизацию" водителя относительно башни, но предельно обжатая компоновка — кстати, без существенных изъянов эргономики (с виду) очень гипнотизирует!
Несмотря на то. что со второго полугодия 1943 г. производство легких танков было прекращено, проектные работы в КБ заводов по легким танкам продолжались. Так, в 1944 г. на Горьковском автозаводе И.В. Гаваловым был разработан технический проект нового легкого танка. Компоновочная схема машины предусматривала кормовое расположение
моторно-трансмиссионного отделения, совмещенные боевое отделение и отделение управления — в башне. В носовой части корпуса размещались топливные баки и часть боекомплекта. В башне справа от пушки находились механик-водитель, за ним командир машины, слева — наводчик и заряжающий.
Размещение механика-водителя в башне и использование двигателя с горизонтальным расположением цилиндров позволяло существенно снизить высоту корпуса машины. Механик-водитель вел наблюдение поверх пушки. При повороте башни он сохранял свое положение лицом вперед по ходу движения, совершая переносное движение по отношению к башне. Такое положение механика-водителя обеспечивалось специальным приводом (цепной передачей) от вращающегося (относительно башни) сиденья механика-водителя к корпусу танка, относительно центра вращающейся башни. Для этой цели опора башни была перенесена вниз и выполнена по типу погона лафета зенитной пушки.
С сиденьем механика-водителя был связан перископический смотровой прибор, устанавливавшийся в крышке его входного люка. Крышка люка механика-водителя синхронно вращалась (относительно башни) вместе с его сиденьем. Для обеспечения обзорности при любых углах поворота башни механик-водитель был посажен выше остальных членов экипажа, а крыша башни была сделана покатой во все стороны.
Приводы управления, могли быть выполнены как гидравлическими, так и электрическими. На валу вращения сидения механика-водителя были установлены звездочки по числу приводов управления: механизмом поворота, подачей топлива, главным фрикционом и коробкой передач. Движение педалей и рычагов механика-водителя передавалось через цепную передачу на соответствующие трубчатые оси, закрепленные на днище корпуса в центре башни. На трубчатых осях снизу имелись рычаги с вилками, соединявшиеся с соответствующими тягами. Передача движения от одной звездочки к другой не зависела от вращения башни вокруг своей оси и происходила как передача между неподвижными осями.