Проект какого истребителя в разное время разрабатывался тремя конструкторскими бюро?
Приветствую. Продолжим обзор работ, которые были выполнены в ОКБ Болховитинова. Многим читателям хорошо известно что помимо бомбардировочной тематики оно занималось и истребителями. Существовал один уникальный проект с необычной компоновочной схемой. Это проект «И». Основная особенность, которая отличает данную машину от других разработанных на рубеже конца 1930-х начала 1940-х годов, это наличие спарки из двух двигателей жидкостного охлаждения с соосными винтами. Достаточно необычный вариант конструкции, направленный на увеличение мощности, а соответственно на качественное улучшение летных характеристик. В те годы инженеры не боялись экспериментировать. Безусловно какая-то часть подобных изысканий была тупиковой, а бывало что некоторые нестандартные решения и находили свое дальнейшее применение. История этого истребителя была довольно сложная. По сути этот проект в разное время последовательно прорабатывался в трех различных конструкторских коллективах. Естественно они носили разные названия, у них были разные требования и предполагаемые характеристики, но их объединяли общие черты. Изначально это был проект «СИ», который планировался как рекордный скоростной самолет. Впоследствии он был закрыт и на его основе под руководством Г. М. Бериева началось создание скоростного истребителя-перехватчика Б-10. Однако, ввиду того что ОКБ Г. М. Бериева было загружено разработкой гидросамолетов, этот проект передали Болховитинову, который уже имел опыт постройки подобных машин. Там он получил обозначение «И». Курировал его конструктор А. М. Исаев. Теперь более подробно.
Содержание:
Проект истребителя «СИ».
Разработка этого проекта началась в середине тридцатых годов. Непосредственно занимался им конструкторский коллектив под руководством Н. Н. Поликарпова. Отмечалось что в его создании принимали участие В. К. Таиров и М. Р. Бисноват. Последний, впоследствии и построит два экспериментальных скоростных самолета СК-1 и СК-2 . Планировался проект «СИ» как рекордный скоростной истребитель. Он получил и другое обозначение ЦКБ-21. Конструктивно самолет представлял собой двухбалочный низкоплан с разнесенным вертикальным оперением. В носовой части центральной гондолы размещалось вооружение и кабина пилота, а в задней части двигатель.
В качестве двигательной установки предполагалось использовать спарку из двух французских моторов Hispano-Suiza 12Y или его лицензионной копии М-100. Предполагалось установить два толкающих винта диаметром 2,85 метра. Впоследствии от вооружения решили отказаться. Также планировалось установить его на поплавки. Для этого проект желательно было передать коллективу Г. М. Бериева, который занимался разработкой гидросамолетов. Но на рубеже 1935 года посчитали что доводка летающей лодки МБР-2 была в большем приоритете, поэтому проект «СИ» закрыли. Расчетные летно-технические характеристики приведены в таблице на скриншоте ниже.
Расчетные ЛТХ проекта «СИ»:
Проект истребителя «Б-10».
Спустя четыре года тема проекта «СИ» получила продолжение. Используя его наработки Г. М. Бериев подготавливает новый вариант скоростного истребителя-перехватчика. Эскизный проект самолета, получившего индекс Б-10 был предоставлен в НКАП к середине февраля 1940 года. Разработчики проделали определенную теоретическую работу, направленную на достижение высоких аэродинамических показателей. В частности, в пояснительной записке к проекту Г. М. Бериев отмечал, что необходимо применить ламинарный профиль крыла, уменьшить мидель мотогондолы, продумать тандемное расположение двигателей.
Б-10 представлял собой одноместный двухбалочный низкоплан цельнометаллической конструкции. Крыло состояло из центроплана и двух отъемных консолей. Профиль крыла NACA 230-12. Вертикальное оперение было двухкилевым. Кабина пилота, а также пушечная установка находились в передней части фюзеляжа. Плексигласовый фонарь кабины должен был сдвигаться назад. Задняя часть фюзеляжа представляла собой мотогондолу где размещалась двигательная установка. Она также должна была быть тандемной и представляла собой спарку из двух моторов М-107. Толкающие винты соосные, двухлопастные с изменяемым шагом. Их диаметр 2,9 метра. Два топливных бака, емкостью в 800 литров должны были находиться в центроплане. Маслобаки располагались там же, а маслорадиаторы были смещены под картер переднего двигателя. Шасси должно было быть трехопорным.
Разработка подобного скоростного самолета представляла несомненный интерес, но в тоже время все понимали сложность технической реализации подобной задачи. После рассмотрения представленной документации решено было включить его в опытный план по самолетостроению на 1941 год. Однако дальнейшая разработка была поручена конструкторскому коллективу В. Ф. Болховитинова. Соответствующее постановление вышло 18 марта 1940 года. Видимо все же основной причиной передачи было то, что в конце тридцатых годов там уже разработали опытный бомбардировщик «С» с подобной силовой установкой. Расчетные летно-технические характеристики Б-10 приведены в таблице на скриншоте ниже.
Расчетные ЛТХ перехватчика Б-10:
Проект истребителя «И».
Об особенностях этого проекта известно не так много. Как уже отмечалось выше, ведущим конструктором по нему был назначен А. М. Исаев, впоследствии ставший одним из выдающихся создателей ракетных двигателей. Проект «И» в целом напоминал Б-10. Но решено было изначально ограничиться спаркой из двух моторов М-105, а только в дальнейшем заменить ее на М-107. Соответственно и все характеристики машины рассчитывались исходя из этого. Отдельные технологические приемы, которые были отработаны на проекте «С» решили применить и сейчас.
Началась постройка опытного прототипа, но ему так и не суждено было подняться в воздух. Правительство решило свернуть отдельные разработки. В частности это казалось создания спаренной двигательной установки. На совещании у заместителя наркома авиапромышленности по двигателестроению В. Ф. Болховитинову сообщили что разработка спарки на основе двигателя М-107 прекращена. В связи с этим проект «И» в том виде, который планировался изначально был закрыт. Хотя и рассматривалась возможность адаптировать его под двигатели другого типа. Но в этом случае сохранить оригинальную двухбалочную схему компоновки не предоставлялось возможным. В отдельных источниках отмечается что существовал проект «И-1», который был выполнен по классической компоновочной схеме и во многом напоминал опытный бомбардировщик «С» (но с одним килем).
Согласно эскизному проекту истребитель должен был оснащаться двумя 23-мм пушками ВЯ и четырьмя крупнокалиберными пулеметами Березина. Все вооружение должно размещалось в крыльях. Кроме этого предусматривалась подвеска нескольких бомб. Расчетные летно-технические данные самолета «И-1» приведены в таблице на скриншоте ниже.
Расчетные ЛТХ проекта «И-1»:
В процессе проектирования разработчики провели работы по созданию новых узлов и агрегатов, планировалась возможность катапультирования летчика и применение новых технологических приемов сборки. Но отказ от создания необходимого двигателя и начавшаяся вскоре война привели к закрытию и этой разработки.
Итоги
Такова была достаточно интересная история этой сложной задумки. Но что называется- не судьба. Постоянные смены конструкторских коллективов, плюс начавшаяся война поставила крест на этом проекте. Даже если бы прототип все же построили- еще не факт что подобный самолет успешно прошел бы все испытания и был бы запущен в серийное производство. Спарка из двух двигателей, плюс оригинальная компоновочная схема. Это требовало решения сразу двух сложнейших конструктивных задач. В принципе самолеты подобной схемы создавались, скажем тот же шведский Saab J. 21, но вопрос надежности спаренной силовой установки оставался открыт.
Одно дело их применение для экспериментальных рекордных самолетов (к примеру двигатель Fiat AS-6, который был установлен на итальянский гоночный самолет Macchi M. 72), совсем же другое дело их применение для серийных машин. В завершение хотелось бы сказать что ОКБ В. Ф. Болховитинова после закрытия проекта «И» вплотную занялось созданием ракетного перехватчика «БИ», а ОКБ Г. М. Бериева осталось ведущей организацией по созданию гидросамолетов.