1

В 1958-м в ходе всеобщей «ракетизации» страны ведущие самолетостроительные фирмы стали заниматься созданием несвойственной им ранее ракетной техники. Так, в ОКБ-115 под руководством А.С. Яковлева началась разработка перехватчика Як-35МВ с ракетой класса «воздух-воздух» К-35. В ОКБ П.О. Сухого и А.И. Микояна для перехватчиков Т-37 и Е-150 проектировались ракеты К-9-51 и К-9-155. 

ОКБ-155 в июне 1958-го получило задание на экспериментальный беспилотный перехватчик класса «земля-воздух» Р-500 (КР-500), предназначенный для поражения высотных скоростных самолетов, крылатых ракет на встречных и встречно-пересекающихся курсах. При этом дальность перехвата должна была находиться в пределах 800–1000 км, высота – 25–30 км при маршевой скорости 4700 км/ч. 

Эскизное проектирование Р-500 завершилось в 1960-м. Комплекс С-500 с перехватчиками предназначался для обороны крупных районов. В его состав входили несколько РЛС наведения и ряд пусковых установок с перехватчиками. Запуск мог производиться вертикально или наклонно как со стационарных пусковых установок с автоматическими системами заряжания, так и с самоходных, имевших по одному перехватчику каждая. 

Р-500, выполненный по самолетной схеме, имел высокорасположенное тонкое треугольное крыло со срезанными концами без элеронов. Киль и стабилизатор цельноповоротные, последний с дифференциальным (для управления по крену и тангажу) отклонением. В дальнейшем планировалось на Р-500 применить газодинамическое управление для перехвата целей, летящих на высотах более 35 км.
 
Двигательная установка состояла из сверхзвукового прямоточного ВРД, подвешенного на пилоне под фюзеляжем, и двух твердотопливных стартовых двигателей (в любом варианте базирования). Ускорители поднимали перехватчик на высоту 4000 м и разгоняли его до скорости, соответствующей числу М=2, необходимой для запуска ПВРД.

ПВРД РД-085 разрабатывался в ОКБ-670 под руководством М.М. Бондарюка. Его предэскизный проект выпустили в ноябре 1960-го. В центральном теле двигателя размещались турбонасосный агрегат и регулятор подачи топлива. ПВРД имел форсажный режим, включавшийся в конце атаки для подъема перехватчика на крутом кабрировании до высоты около 35 км. 

Прямоточный двигатель, хотя и наилучшим образом обеспечивал необходимые параметры полета, но без специальных мер не позволял выходить на большие углы атаки и скольжения из-за возможности срыва горения в камере сгорания). Поэтому прорабатывались и другие варианты маршевой силовой установки, в том числе и с жидкостным и твердотопливным двигателями и их всевозможные комбинации. 

Проект беспилотного перехватчика Р-500. СССР

Оборудование Р-500 включало: автопилот, турбогенераторный электроагрегат, головку самонаведения и станцию наведения с линией передачи команд с земли, а также неконтактный взрыватель, система госопознавания. 

Выведение перехватчика в зону захвата цели должно обеспечиваться наземной станцией наведения систем «Воздух-1» и «Луч» или с помощью навигационной аппаратуры. 

На первом этапе полета Р-500 достигал высоты 15–18 км, имея постоянную скорость, соответствовавшую числу М=3,5, затем цель захватывалась радиолокационной ГСН и перехватчик поднимался примерно на 25 км, разгоняясь до М=4,3, и лишь после этого следовал короткий бросок на большие высоты. Атака могла проводиться как в горизонтальном полете, так с пикирования или кабрирования в зависимости от взаимного расположения цели и перехватчика. На весь полет отводилось около 20 минут. 

Заказчик одобрил предложенный проект, но к началу 1961-го работы по нему прекратились. Причина этого довольно проста — отсутствие для него целей. Все прогнозы и проработки инженеров гиперзвуковых и сверхвысотных летательных атмосферных аппаратов оказались ни чем иным, как сказкой. 


источник: Евгений Ерохин «Забытый проект. О беспилотном перехватчике Р-500» // «Крылья Родины» 2.2000 

Подписаться
Уведомить о
guest

7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account