Проблемы с новым британским танком Challenger 3

14

Ни для кого не секрет, что британские военные всерьёз вознамерились реформировать свои бронетанковые подразделения. Правда, в первую очередь за счёт их сокращения – вместо трёх танковых полков останется два, а количество самих танков «Челленджер 2» в армии уменьшат с 227 до 148 единиц. Но потерю в числе планируют возместить качеством: все 148 машин будут модернизированы до стандарта «Челленджер 3», а первые их поставки в войска начнутся уже в 2025 году.

По задумкам, модификация танка должна существенно поднять его боевую эффективность, в чём сомневаться не приходится – про это мы тоже поговорим. Однако производители уже начали сталкиваться с проблемами, связанными с корпусами для осуществления этого проекта.

Проблемы с новым британским танком Challenger 3

Содержание:

Машине дадут вторую жизнь

Британцев трудно обвинить в излишнем расточительстве, но бюджет на модернизацию своих «Челленджер 2» они запланировали весьма большой – чуть более 5 миллионов долларов на каждую машину. Подход понятен: производство танков с нуля давным-давно свёрнуто и в случае возобновления потребует гигантских финансовых вливаний, так что сохранить имеющийся танковый парк на плаву было бы нелишним. Поэтому разгуляться решили, что называется, на все бабки, освоение которых доверили Rheinmetall BAE Systems Land.

Скрытая от посторонних глаз башня прототипа Challenger 3


Скрытая от посторонних глаз башня прототипа Challenger 3

В первую очередь стоит отметить, что танк получит совершенно новую трёхместную сварную башню с усиленным бронированием, изолированным кормовым отсеком для боекомплекта и адаптированной для установки израильского комплекса активной защиты «Трофи» конструкцией. А вместо порядком устаревшей 120-мм нарезной классической пушки в ней будет размещено аналогичное по калибру немецкое гладкоствольное орудие L55A1 – то же, что стоит в свежих «Леопардах 2».

Испытательный стенд с орудием L55A1 для танка Challenger 3


Испытательный стенд с орудием L55A1 для танка Challenger 3

В новой артсистеме танки с туманного Альбиона, к слову, нуждались даже больше, чем в остальных изменениях. Дело в том, что новые боеприпасы для старой пушки не разрабатывают и в производство не внедряют давно – последний серийный подкалиберный снаряд к ней (для британской армии) по возрасту перевалил за двадцать лет, не говоря про остальные. В то же время покупку более свежих экземпляров где-то на стороне ограничивает нарезной ствол, исходя из чего «гладкостволка» открывает широчайшие возможности к приобретению комплектных выстрелов в передовых странах в лице Германии и США.

Наводить на цель новую пушку будет новая система управления огнём (СУО), позаимствованная от боевых машин «Аякс», которые вместе с «Челленджером 3» заступят на службу в английской армии. В её составе многоканальный прицел наводчика с тепловизором нового поколения и новый панорамный прицел-прибор наблюдения командира, в тандеме обеспечивающие более-менее полноценный режим работы «охотник-стрелок», когда командир (охотник) выявляет противника и передаёт целеуказание наводчику (стрелку), поражающему цель.

Синхронизировать с СУО планируют комплекс кругового обнаружения, состоящего из камер во всех проекциях танка. А также систему датчиков для идентификации лазерного облучения, выдающую информацию о том, откуда в машину целится противник – детекторы распознают излучение от танковых дальномеров, лазерных каналов наведения ракет и целеуказателей корректируемых снарядов.

Будет там, помимо баллистического вычислителя, в автоматическом режиме вырабатывающего нужные поправки для стрельбы, и автомат сопровождения целей, самостоятельно удерживающий прицельную марку на вражеском объекте. Однако, пожалуй, больше всего наводчики обрадуются тому, что тепловизионный прицел получит независимую стабилизацию. Напомним, на «Челленджерах 2» он устанавливался на маску пушки, поэтому при ее подъёме для стрельбы на дальние дистанции через него можно было рассматривать разве что бескрайнее небо.

Проблемы с новым британским танком Challenger 3

Из другой электроники машина получит новые средства связи, приборы наблюдения механика-водителя с тепловизорами, оборудование для интеграции в единую автоматизированную сеть управления войсками, а также открытую архитектуру, позволяющую внедрять тот или иной электронный компонент (включая прицелы и проч.) без радикальной переделки и модернизации связанных с ним составляющих. По сути: аналог компьютерной Plug and Play – «воткнул и пользуйся», что значительно облегчает будущую модернизацию.

Подвижность 66-тонного танка хотят улучшить в рамках программы HAAIP, которая, строго говоря, относилась не только к «Челленджеру», но и к инженерным машинам на его базе. В неё входит доработка двигателя с форсированием его мощности до 1 500 лошадиных сил, улучшенная система охлаждения, гидропневматическая подвеска 3-го поколения, новая система холодного запуска движка и обновлённая трансмиссия.

Хотя есть тут и нюансы.

Новая трансмиссия в опытном экземпляре уже готова и проходит обкатку, в частности на тяжеленном «Челленджер 2 Мегатрон», вместе со взятой на буксир БРЭМ CRARRV. Но появится ли форсированный двигатель на «Челленджер 3» – пока вопрос. По планам увеличение мощности должно происходить за счёт внедрения новой системы впрыска Common Rail, но, как утверждает эксперт из журнала Janes Джон Хоукс, будет ли она реализована в конечном итоге – пока не ясно. Во многом из-за повышенных требований к охлаждению и без того нагруженного агрегата.

Тем не менее можно сказать, что проект модернизации танка выходит вполне достойный и продлит жизнь британскому старичку.

Но куда же здесь без проблем?

Где корпус, Зин?

Исходя из того, что «Челленджер 3» – это модернизация существующих машин, на доработку под этот стандарт берут те танки, которые имеются под рукой на хранении. Разумеется, это уже потрёпанная жизнью и эксплуатацией техника, требующая не только серьёзнейшего капитального ремонта всех узлов, но и нуждающаяся в глубокой диагностике.

Причём в первую очередь это касается корпусов, как базы, несущей всю основную нагрузку, явно имеющую тенденцию к увеличению при модернизации танка. Поэтому проверяют их тщательно, в том числе с помощью ультразвукового исследования, благодаря которому можно выявить дефекты в стальной основе и понять, не достигли ли усталостные изменения предельных значений.

И, надо сказать, среди экспертов и просто плотно интересующихся бронетехникой изначально возникли сомнения в том, что корпуса находящихся на хранении «Челленджеров 2» в полном составе и без проблем пройдут эту проверку. Но тогда всё это было только на уровне предположений и просто логических измышлений.

Проблемы с новым британским танком Challenger 3

Теперь же обсуждения потенциальной нехватки оперативно готовых к доработке корпусов, похоже, выходят на совершенно иной уровень, о чём не так давно написал UK Defence Journal.

В опубликованной статье «Великобритания столкнулась с огромным препятствием при модернизации танка Challenger 3» приводятся слова депутата британского парламента Кевана Джонса:

Вы знаете, что у вас очень мало претендентов, которые вы действительно можете использовать… Это создаст проблему для компании, занимающейся этим, потому что вы собираетесь задержать программу с точки зрения возможности поставлять фактические каркасы кузовов для модернизации…

…«Челленджер 3» можно сделать, но тревожная вещь и проблема, с которой вы сталкиваетесь, заключается в том, что, как только что сказал Марк, вы устанавливаете новую технологию на старую машину. Способна ли она на это?

Да, я думаю, что это так. Но вы знаете, что у вас очень мало «Челленджеров», которые вы действительно можете использовать – куда вы могли бы завтра вставить ключи и выехать за дверь. Это создаст проблемы для компании, занимающейся этим, потому что вы собираетесь задержать программу с точки зрения возможности поставлять фактические каркасы кузовов для модернизации.

Два прототипа должны были быть готовы к Рождеству, но этого не произошло. У вас всегда есть оптимизм в отношении того, что все получится. При этом дело не в том, что вы не можете этого сделать, но во всем этом написано о задержке, потому что некоторые решения, которые вы принимали в отношении «Челленджера» в прошлом – с точки зрения консервации многих из них – создадут проблемы.

Той же риторики придерживается и другой депутат Марк Франсуа:

При обновлении Challenger 3 вы пытаетесь установить на бронемашину новую башню и более крупную пушку. Именно это вы и сделали с «Аяксом», и это была настоящая катастрофа.

Положение, похоже, и впрямь серьёзное и осложняется тем, что запасов «Челленджер 2» у Британии не так уж много. Напомним, за годы его производства было выпущено 447 единиц, из которых 38 были отправлены Оману, 14 единиц ушли на Украину, один был уничтожен в Ираке и ещё 43 танка были утилизированы в связи с нецелесообразностью их ремонта.

С учётом стоящих на вооружении 227 машин, закрома у Лондона получаются довольно скудные, и разгуляться на них не выйдет – это не тысяча танков, из которых можно набрать полторы сотни годных к модификации и дальнейшей службе экземпляров.

Безусловно, нет никаких оснований предполагать, что сложившаяся ситуация приведёт к полному срыву программы модернизации. Возможно, по каким-то пунктам требования упростят или потратят большее время на ремонт. В конце концов, есть ещё танки, находящиеся в строю, хотя это уже на самый крайний случай. Но прецедент показательный.

Впервые решившись на тотальную модернизацию своего танкового парка, британцы, не привыкшие тратить деньги направо и налево, столкнулись с проблемой, которую по-хорошему надо было предусмотреть ещё до того, как принимать программу создания «Челленджеров 3».

Источник — https://topwar.ru/230939-britanskij-challenger-3-tank-dolzhen-byt-horoshim-no-s-korpusami-problemy-bolshie.html

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account