DKW, расшифровывающаяся как Dampf Kraft Wagen, была немецкой автомобильной и мотоциклетной маркой. Зарегистрированная в 1916 году, и прекратившая своё существование в 1966 году.
До начала Первой Мировой войны предприятия Йоргена Скафте Расмуссена, будущего основателя DKW, производили разнообразные комплектующие и элементы для паровых машин. В 1916 году Йорген Скафте и его сокурсник, также датчанин, Свен Оге Матисен, начали опыты по созданию паровых грузовых автомобилей по системе американца Роллина Уайта. Финансировало разработку этих Dampf Кraft Wagen («паровой автомобиль») военное министерство Германии, поэтому после поражения Германии в войне и подписания Версальского мирного договора эти работы, закономерно, были прекращены. Однако это не помешало Расмуссену впоследствии использовать аббревиатуру «парового автомобиля» DKW, зарегистрированную еще в 1916 году, как торговую марку своей компании. По странному стечению обстоятельств, DKW никогда больше не занималась паровыми грузовиками.
Одновременно с началом работ над паровыми автомобилями, компания приобрела лицензию на двухтактный двигатель, разработанный Хуго Руппе из Апольда. Этот двигатель, имевший рабочий объем 18 кубических сантиметров и мощность 0,25 лошадиных сил, получил название Des Knaben Wunsch («Мечта мальчика»). Несмотря на свои скромные характеристики, этот бензиновый мотор пользовался определенным успехом. Особой популярностью в 1921 году пользовался велосипед, оснащенный двигателем, с объемом 118 куб. см и мощностью 1 л.с. и получил название Das Kleine Wunder («Маленькое чудо»). За один только 1921 год было продано более 10 000 таких велосипедов, двигатель которого устанавливался за сиденьем велосипедиста. Примечательно, что названия этих велосипедных моторов были выбраны таким образом, чтобы образовывать аббревиатуру DKW.
В 1919 году Йорген Скафте Расмуссен случайно увидел на улице малогабаритный одноместный электромобиль, произведенный немецкой компанией Slaby-Beringer Kleinautobau. Этот автомобиль был разработан в берлинском районе Шарлоттенбург доктором Рудольфом Слаби и его кузеном Германом Берингером. Конструкция с несущим кузовом из фанеры весила всего 180 кг. В этот вес входил электродвигатель мощностью 2 л.с. (около 20 кг) и две 12-вольтовые аккумуляторные батареи емкостью 80 ампер-часов (около 80 кг), обеспечивавшие пробег до 60 километров со скоростью до 25 км/ч. Согласно рекламным заявлениям, затраты на электроэнергию для преодоления 6 км были ниже стоимости билета на трамвай. Расмуссен, полагая, что такой автомобиль будет пользоваться спросом у инвалидов Первой мировой войны, заказал у Slaby-Beringer 100 экземпляров для перепродажи. Начальная цена составляла 600 золотых марок, но из-за растущей инфляции, несмотря на высокий спрос, получить прибыль не удалось. В 1921 году был разработан второй тип электромобиля, рассчитанный на двух пассажиров, сидящих друг за другом. Обе модели электромобилей, одноместная и двухместная, хорошо продавались в Японию.

Электромобиль фирмы SB-Automobil-Gesellschaft m.b.H 1921 года конструкции Рудольфа Слаби (сидит впереди на водительском месте) и его кузена Германа Берингера.
После Первой мировой войны, в условиях дефицита и высокой стоимости топлива, электромобили казались перспективным видом транспорта. Однако по мере восстановления экономики бензиновые двигатели закономерно начали вытеснять их с рынка. В 1920 году Эмиль Фишер, инженер DKW, создал два прототипа под названием Der Kleine Bergsteiger («Маленький альпинист») на основе электрокара. Вместо электрических двигателей на этих прототипах были установлены двухтактные бензиновые моторы объемом 500 куб. см, расположенные на левых подножках. Der Kleine Bergsteiger весил 250 кг и развивал скорость до 60 км/ч, но так и не был запущен в серийное производство, тем не менее, став первым автомобилем марки DKW. Из-за задержки с выпуском «Альпиниста» Фишер покинул DKW, но остался в истории как создатель первого автомобиля компании.
Впоследствии конструктором DKW стал Рудольф Слаби, бывший владелец компании Slaby-Beringer Kleinautobau, к тому времени обанкротившейся. К 1928 году DKW стала крупнейшим производителем мотоциклов в Германии, а Рудольф Слаби успешно помог Расмуссену реализовать его стремление стать производителем доступных и недорогих автомобилей для массового потребителя. Автомобиль, разработанный Слаби, имел двухтактный двигатель рабочим объемом 600 куб. см и мощностью 15 л.с. Кузов был несущим, выполненным из фанеры, обклеенной дерматином, а капот и крылья были изготовлены из штампованного металла. Мотор передавал крутящий момент на задние колеса через трехступенчатую коробку передач и карданный вал, обеспечивая максимальную скорость до 80 км/ч. Механический ножной тормоз воздействовал на все четыре колеса, а ручной тормоз – на переднее левое и заднее правое колеса.
В 1928 году на Лейпцигской выставке дебютировал развозной фургон DKW P 15P (число 15 обозначало мощность его мотора). Летом того же года появилась модель родстера P 15PS, а к осени – и кабриолет.
С середины 1929 года спортивный родстер Typ PS 600-Sport, созданный на базе P 15 с укороченной колесной базой, стал оснащаться более мощным 18-сильным двигателем, что теоретически позволяло ему достигать скорости 100 км/ч.
14 июля 1929 года Герхард Махер и Ганс Симонс на DKW PS 600-Sport в частном порядке приняли участие в немецком гран-при на трассе Нюрбургринг длиной 28,265 км. Несмотря на то, что они не вошли в первую десятку, а одна из машин DKW даже выбыла из гонки, сам факт участия этих автомобилей с фанерными кузовами в таком престижном соревновании, где их соперниками были такие известные марки, как Bugatti Type 35C и Mercedes-Benz SSK, занявшие первые и третье места соответственно, уже свидетельствовал об определенном признании бренда. Это показывало, что DKW – тоже спортивный автомобиль, пусть и небольшой.
За 1928 и 1929 годы компания DKW произвела и продала около двух тысяч автомобилей. Модель P15 стала первым массовым автомобилем DKW, и аббревиатура названия фирмы стала расшифровываться как Deutsche Kraftwagen («немецкий автомобиль») или Deutsche Kleinwagen («немецкий малый автомобиль»). Популярность автомобиля была также связана с тем, что владельцы мотоциклов DKW, накопившие немного денег, часто пересаживались на него. Двухтактные двигатели, работающие на смеси бензина с маслом, были им хорошо знакомы, и они не критиковали производителя за «примитивность» относительно недорогих автомобилей, считая их более комфортными, чем мотоциклы, хоть и тоже шумными.
С октября 1930 года инженеры DKW начали разработку первого переднеприводного автомобиля компании. Расмуссен торопил их, и всего за шесть недель были подготовлены чертежи и построены три первых прототипа автомобиля, также с несущим кузовом из фанеры. Конечно, фанера, обтянутая кожей, вызывала нарекания, так как кожа быстро приходила в негодность. Но это было дешево и относительно просто. Двигатель располагался поперек машины, а полуоси, передающие вращающий момент на передние колеса, были оснащены карданными шарнирами с эластичными резиновыми шайбами вместо крестовин. В наружных синхронных шарнирах использовалась французская конструкция «Тракта», за право использования которой французская фирма получала 5 немецких марок с каждого произведенного автомобиля. Передние и задние колеса имели независимую подвеску на поперечных рессорах.
Новый автомобиль DKW FA600 Frontwagen (600 – объем двигателя мощностью 15 л.с., Frontwagen – переднеприводный автомобиль) был представлен на Берлинской автомобильной выставке в феврале 1931 года. В серийное производство этот автомобиль поступил под индексом DKW F1 (буква F во всех последующих названиях машин DKW означала Front – передний привод, что в те годы было еще довольно необычной инновацией). В 1931 году было выпущено 3488 автомобилей, а в 1932 году – еще 874. В основном это были двухместные кабриолеты (2596 автомобилей), произведенные заводом DKW в Шпандау, но кузовная фирма «Ами-Будд» из Берлина построила 52 цельнометаллических седана, а «Шнайдер унд Корб» выпустила на этом шасси 165 машин с фанерными кузовами типа «родстер». Вслед за F1 в феврале 1932 года появился DKW F2 Meisterklasse с двигателем объемом 584 куб. см. Он имел уже четырехместный кузов и был несколько крупнее и элегантнее предшественника.
Вследствие финансовых затруднений и долгов перед Саксонским государственным банком, 29 июня 1932 года было заключено соглашение о создании концерна Auto Union. К уже существовавшим компаниям DKW, August Horch и Audi в рамках этой сделки присоединилась Wanderer-Werke AG. Рихард Брун, занимавший должность управляющего Саксонским государственным банком, возглавил новообразованный концерн. Несмотря на заявленную независимость каждой марки и сохранение собственной производственной программы, на практике, например, первый автомобиль «Ауди» с передним приводом базировался на подрамнике DKW, а его сборка осуществлялась на заводах Horch.
В 1932 году DKW приобрела патент у Адольфа Шнюрле из Deutz на метод петлевой продувки цилиндра двухтактного двигателя, получив исключительное право на его использование в бензиновых моторах. С начала 1933 года двигатели DKW стали оснащаться системой петлевой продувки цилиндров по технологии Шнюрле, что позволило увеличить их мощность с 15 до 18 л.с. В результате, DKW F2 с улучшенным двигателем была переименована из Meisterklasse в F2 Reichsklasse 601, а модель с более мощным 20-сильным двигателем объемом 692 куб. см, также использующим систему Шнюрле, получила название F2 Meisterklasse 701 (где 601 и 701 обозначали округленный рабочий объем двигателей).
В 1932 году DKW заняла четвертое место по объему продаж легковых автомобилей в Германии, реализовав 3934 машины. В 1933 году, после решения правительства о стимулировании автомобильной промышленности путем отмены ежегодного налога на автомобили, DKW превзошла по продажам Mercedes-Benz и Adler, став вторым по популярности автомобильным брендом в Германии (лидировала компания Opel). Модель DKW F2 в этот период была самой востребованной в линейке компании, значительно опережая другие модели по объему продаж.
В 1934 году, из-за разногласий с руководством Auto Union, Йерген Скафте Расмуссен, основатель DKW, покинул компанию. Он оставался в Германии до 1945 года, после чего, не дожидаясь прихода советских войск, бежал в свою родную Данию, где основал производство мотоциклов.
В конце 1933 года модель F2 Meisterklasse была незначительно модернизирована, получив более обтекаемый кузов и новое название – F4 Meisterklasse. Автомобиль оснащался тем же двигателем объемом 692 куб. см, развивавшим мощность 20 л.с. при 3500 об/мин. При этом производство F2 Reichsklasse продолжалось еще год, и только в 1935 году обе модели были заменены новой моделью Auto Union (DKW) F5.
Внешне новая модель F5 не претерпела значительных изменений по сравнению с предыдущими версиями, но сохранила стальной подрамник и фанерный кузов с дерматиновой обшивкой. Она также унаследовала двухтактные двигатели от предшественников. Вариант F5 Reichsklasse оснащался двигателем мощностью 18 л.с. и объемом 584 куб. см, в то время как F5 Meisterklasse имел двигатель объемом 692 куб. см и мощностью 20 л.с. Максимальная скорость этих автомобилей составляла соответственно 80 и 85 км/ч. В отличие от базовой модели, «Мейстерклассе» выделялся наличием централизованной системы смазки шасси, отсутствовавшей в более простой версии. Производство F5 началось в феврале 1935 года, однако F2 и F4 продолжали выпускаться параллельно до мая того же года.
В конце 1936 года Auto Union представила новую модель F7. Кузова этих автомобилей получили более обтекаемый и современный вид. В линейке F7 была упразднена базовая комплектация Reichsklasse с укороченным кузовом. Вместо нее, для F7 начального уровня стал стандартным более длинный кузов Meisterklasse. F7 стала первой моделью концерна, подвергшейся краш-тестам. Автомобили F7 выпускались с кузовами двухдверный седан и двухдверный кабриолет-седан. В 1938 году к ним добавился полноценный двухдверный кабриолет Front Luxus Cabriolet. В 1939 году было продано около 80 тысяч автомобилей модельного ряда F7.
В феврале 1939 года появилась последняя довоенная массовая модель F8. Она получила периферийную раму коробчатого сечения, заменив прежнюю хребтовую, что значительно упростило создание различных фургонов и легких грузовиков на этой платформе. Колесная база уменьшилась на 1 см, но остальные характеристики практически не изменились по сравнению с предшественником. F8 выпускался в трех вариантах: Reichsklasse 600, Meisterklasse 700 и кабриолет Front Luxus Cabriolet 700, который на некоторых экспортных рынках продавался как F8 Meister Super. Полностью металлическим стал только улучшенный DKW F8 Front Luxus Cabriolet. Кабриолет стал первым в мире автомобилем, в котором использовались стеклопластиковые элементы кузова – двери и задняя часть были изготовлены из композитных материалов.
- Автомобиль DKW F8 Cabriolet Meisterklasse (четырехместный) 1939 года
- Салон кабриолета DKW F8
F8 Reichsklasse производился только до 1940 года, в то время как выпуск седанов F8 Meisterklasse продолжался даже во время войны до 1942 года. К этому моменту было выпущено 50 тысяч F8 различных модификаций. Импорт шасси F8 начался в 1939 году и продолжался в небольших количествах до 1944 года, несмотря на прекращение производства в Цвиккау еще в 1942 году. Швейцарская кузовная фирма Holka создавала собственные кузова для импортного шасси F8, а в 1944 году выпустила в небольших количествах собственную версию кабриолета. Последний автомобиль с кузовом Holka был завершен в январе 1945 года.
Auto Union планировала начать производство новой модели F9 в 1940 году, но начало войны помешало этим планам. С 1931 по 1942 год компания DKW (Auto Union) выпустила 267 350 автомобилей DKW серии F (Front) – недорогих переднеприводных малолитражек с двухтактными двигателями. В 1942 году завод в Цвиккау прекратил производство гражданских машин, выпустив около 50 тысяч DKW F8. После войны предприятие оказалось в советской зоне оккупации и было преобразовано в Volkseigener Betrieb Automobilwerke Zwickau (Народный автомобильный завод Цвиккау). Там в 1949 году возобновилась сборка модели DKW F8 с двухцилиндровым двигателем объемом 690 куб. см, переименованной в IFA F8. С 1949 по 1955 год в Восточной Германии было произведено 26 267 IFA F8, включая 1000 спортивных кабриолетов для экспорта в ФРГ.
Последние F8, по всей видимости, выпускались под маркой Wartburgs. Интересно отметить, что двухцилиндровый двухтактный двигатель объемом 692 куб. см пережил автомобили DKW серии «F» и продолжал использоваться в знаменитых «Трабантах».
Варианты и модификации F8 (масштаб 1/72)
- Двухместный кабриолет. Спицованные колеса поставлялисьтолько для кабриолетов Meisterklasse.
- Двухместный кабриолет c двумя дополнительными местами, называемыми в народе «Тещино место».
- Четырехместный кабриолет со складывающейся верхней частью крыши.
- Двухдверный седан.
- Четырехдверный седан. Предлагался только на экспорт.
- Карета скорой помощи и развозной фургон.
- Пикап с грузоподъемностью 400 кг.
- Специализированный полицейский автомобиль.
По материалам журнала «М-Хобби» №1 от 2025 года