Предельный линкор в 38000т. Беспредельный линкор в 43000т.Альтернативный ТКР «Кронштадт».
Было это в начале июля 1937г., когда во всю шло проектирование ЛК пр. 23,25 и многих других типов боевых кораблей. Работал в это время в КБ-4 молодой инженер Виноградов, вернувшийся недавно из командировки в САСШ. В ЦКБС-17 работали его бывшие сокурсники Васильев и Чернышев(совпадение фамилий с авторами монографий о кораблях совершенно случайно). И как-то жарким летним вечером, решили они встретится за кружкой пива, которое они не очень любили, но жара всё таки, не чай же пить. Постепенно разговор от студенческого прошлого и командировок за границу, перешёл к настоящему, а именно к ЛК пр.23 и 25. Говорили о том, что скоро надо представлять проекты на заседание КО при СНК СССР, а тем временем водоизмещение растёт и уже вышло за все разумные рамки, учитывая, что уже при нынешних размерениях придётся строить новые гигантские стапеля и доки, углублять многокилометровые фарватеры, а это многие годы и многие миллиарды рублей. В связи с этим, Виноградов, постукивая воблой по столу, заметил, что он в своём дипломном проекте реконструкции ЛК 15г. получил те же 9-406мм орудий при ВИ 36000т. Васильев и Чернышев поддержали его в том смысле, что взяв за основу корпус ЛК 15г. и добавив не только обводы Юркевича в носовой части , но и другие современные решения, можно представить альтернативный проект. Виноградов тут же предложил выведанную у американцев форму кормы(не зря ведь ему особый отдел посольства выдавал водку для увеличения разговорчивости американских корабельных инженеров), а также использование единого универсального калибра. Потом все горячо поддержали установку большого числа(для 1937г.) зенитных автоматов, т.к. Виноградов говорил, что американцы предполагают усиление действия авиации по кораблям. А так как в тот вечер , число выпитых кружек пива было на неизвестное число раз больше трёх, то через неделю уже никто не мог вспомнить, кто предложил использовать в качестве ГЭУ силовую установку от КР пр.26бис, хотя именно инж. Васильев был в группе, занимавшейся привязкой итальянской СУ к КР пр.26. Итак, собравшись через неделю, проектанты, основываясь на корпусе ЛК 15г.(в окончательном варианте использовались итальянские наработки, полученные в 1936г.), с обводами в носу Юркевича, а в корме по типу ЛК "Норт Кэролайн", используя ГЭУ от КР пр. 26бис, ПТЗ американского типа, артиллерию ГК в 9-500мм орудий(в случае неудачи с ними,- Б-37), УК 12-130мм(6шт. Б-2ЛМТУ), ЗАББ в 18 спаренных 37мм пушек в габаритах 4К(позднее в 28шт 66К), получили следующие характеристики ЛК:
При этом , в связи с компактностью ГЭУ, появилась возможность линейног расположения башен ГК и увеличения ширины ПТЗ до 9м. Кроме того, выпуск данной ПТУ был освоен в серии. Из-за весовых соображений от полубака отказались в пользу плавного подъёма борта в носу. Получив х-ки корпуса, соответствующие быстроходному ЛК, пришлось защищатся от ФС 220мм поясом в носу. По опыту ПР.23 основательно защитили рулевые устройства в корме, в носу же любые толщины сделали менее 16мм(для уменьшения вероятности взведения взрывателей), кроме узкой 25мм полосы по ВЛ для плавания во льду.
Систему бронирования применили смешанную, — русско-американско-французкую. От русской взяли разнесённое бронирование, от американской — одну наиболее толстую бронепалубу, от французкой — бронированную переборку ПТЗ. В связи с быстроходностью ЛК решили защитится 390мм бронепоясом от снарядов европейских ЛК, внутренний БП, наклонённый на 20гр., обеспечивал окончательную остановку снарядов более мощных орудий. Суммарная защищающая толщина равнялась примерно 540мм КЦ брони, что обеспечивало ЗСМ 80-150кбт от снарядов "Ямато" при КУ 90гр. Вспомним здесь "куцую" ЗСМ ЛК пр.23 88-150кбт против расчётного 16" снаряда пр КУ до 50гр. Имел пр.23А(льтернативный) защиту от подныривающих под ГБП снарядов, которая в самой уязвимой зоне равнялась 187-195мм КЦ брони. По барбетам было предложено делать двухслойное бронирование, 300 КЦ + 125 КЦ без разнесения, а зазор залить лёгким металлом(Аl), наклонные барбеты были отвергнуты из-за сложности изготовления. Из такого же "сэндвича" 390+170мм выполнялась лобовая плита башни, впрочем эффективность этих решений требовалось проверить путём экспериментов. Предлагалось также устроить наклон задней части крыши башни с уменьшением толщины брони до 175мм, а возникшую неуравновешенность компенсировать навеской бетонных блоков на заднюю стенку первой башни и установкой 37мм зенитных орудий на 2 и 3 башнях.
Уже под утро, Чернышев предложил сделать проект ЛК Б в виде ТКР. Через неделю триумвират набросал такой проект, там правда, из-за ограниченного ВИ не удалось превзойти ТТХ пр.25, но в целом ТТХ превосходили таковые будущего пр.69 . Здесь, как основа использовался корпус ЛЛКР "Фуриос", укороченный на 15м. ГК взяли "царский"- 6-14"/52 с теми же башнями, УК 12-130мм. При этом ТКР значительно превосходил все тяжёлые креёсера, включая "карманники", относительно же ЛКР можно сказать следующее:все они превосходили ТКР по ВИ в полтора раза и уступали в скорости на 2-4 узла, ШиГ уступали в 1,5 раза по весу залпа и имели равное бронирование(без учёта скосов палубы), "Конго" превосходил в 1,2 раза в весе залпа и уступал в 1,5 раза в верт. бронировании, с "Дюнкерком" и "Ринауном" ТКР имел примерно равные ТТХ. Т.о. ТКР имел преимущество в выборе КУ, места и времени начала сражения, в целом не уступая в вооружении и бронировании, при этом имея более тяжёлый снаряд(искл. "Ринаун"), будучи в 1,5 раза дешевле.
Следующяя неделя ушла на проталкивание проектов начальству, но оно отмахивалось от них, как от назойливых мух, скоро заседание КО, — а тут ещё вы, со своими фантазиями. Энтузиазм инженеров упал и как-то набрав опять пива в столовой для членов профсоюза, решили подумать, что делать дальше, как довести ни много ни мало, до членов правительства своих проектов. После второй или третьей Васильев вспомнил, что на кремлёвской стене висит ящик, откуда корреспонденция попадает якобы прямо в руки Советского правительства, точнее самого главного правителя. Вмиг протрезвев и забав про пенный напиток троица принялась за краткое описание своих проектов. А через неделю Васильев съездил в Москву и опустил в вышеупомянутый ящик труды инженеров. Ждать пришлось недолго….
Заседание КО 13 августа 1937г. началось с рассмотрения ЛК пр.23. Как обычно, в конце обсуждения выяснилась очередная необходимость увеличения ВИ. После этого, Сталин неожиданно сказал: "А что по поводу проекта ЛК думают наши молодые инженеры ? Давайте предоставим слово т. Виноградову." Встав троём с места, инженеры начали развешивать на специально отведённом месте ватманы с чертежами. Кратко обозначив слабые места ПР.23, Виноградов перешёл к описанию альтернативного проекта. Среди прочего были упомянуты мероприятия по снижению веса корпуса, путём применения электросварки, лёгкой краски, мебели ил алюминия, битумное покрытие днища вместо цементного а также использование автожиров взамен летающих лодок. После окончания его выступления в зале повисла напряжённая пауза — присутствующие не знали , как на это реагировать. Паузу прервал Сталин: "Прошу высказыватся" — сказал он. В нависшей тишине первым заговорил неказистый товарищ из органов: "А не является ли этот проект подброшенным нам американскими империалистами, чтобы затянуть строительство большого флота советской страны, ведь недавно т. Виноградов вернулся со стажировки из САСШ". Не разглядев точно, кто из людей в военной форме сказал это, Виноградов, на секунду задумавшись, неожиданно твёрдо ответил : "Прошу товарищи возражать по существу проекта, к тому же американские империалисты не могут дать мне такого задания, при котором мы затратим в 1,5 раза меньше металла, сэкономим миллиарды на строительстве стапелей, доков, подходных фарватеров, а то что в проекте присутствуют американские новинки, так для того и посылала меня родина на стажировку, тратя на меня инвалютные рубли, взятые у рабочих и колхозников" .
Почти все знали, кто такой, этот неказистый товарищ из органов и поэтому в зале опять воцарилось напряжённое молчание. Поняв каким-то шестым чувством, кем является этот человек в военной форме, инженер покрылся мелкими каплями холодного пота. Сталин усмехнулся в усы, подумав: "Инженер, конечно слишком смел, ну да неказистого товарища я всё равно решил убирать и предложения вроде дельные, пусть работает".
Приняв ухмылку вождя за благоволение к Виноградову, все присутствующии облегчённо вздохнули, первым опомнился гл. конструктор пр.23 Чиликин и предложил рассмотреть подробнее проект и доложить правительству. Тут Сталин неожиданно сказал: "Т. Виноградов, у вас ведь ещё есть проекты ТКР и АВ". "Да т. Сталин, его доложит т. Чернышев"- ответил инженер.
Чернышев энергично встал, подошёл к чертежами кратко описал ТТХ КРТ и АВ на базе КРТ. Затем он предложил состав соединений: ЛК, КРТ, АВ, КРЛ, ЭМ-цы, таких соединений должно было быть два на СФ и одно без ЛК на ТОФе. При необходимости эскадры перебрасывались СМПутём в нужный район. Строительство предполагалось вести для СФ в Ленинграде, для ТОФ в Николаеве.
Краткая история службы.
Несмотря на отказ от строительства КРЛ пр.68, к началу войны вошёл в строй только один ТКР, построенный на ЧМ. В самом начале войны он участвовал в обстреле нефтехранилищ в Констанце, а позднее в других операциях. Построенный на ЧМ АВ вошёл в строй в 1942г., с ленд-лизовской авиагруппой. Неприятными и неожиданными окзались налёты советской палубной авиации на немецкие войска, осаждавшие Севастополь. Были повреждены осадные орудия "Дора", "Один", "Тор". И хотя осада закончилась успехом, её затяжка позволила РККА одержать победу под Ленинградом.
Строившиеся в Ленинграде ЛК, ТКР и два АВ перед началом осады были уведены ББК(вторая очередь канала для морских судов была построена в 37-41гг., вместо г. Молотовска) в Архангельск. Три корабля(иск. АВ), были введены в строй в 1942г. Им удалось надежно прикрыть союзные караваны и потопить в разных боях "Тирпиц", "Адм. Шеер", "Шарнхорст". Осенью 1942г. при их поддержке была осуществлена десантная операция в средней части Норвегии, что позволило перерезать морские коммуникации врага вдоль побережья и ухудшило его положение в Заполярье.
Кроме того, в декабре 1942г. союзники предъявили Швеции "мягкий" ультиматум о полном прекращении поставок Германии любых материалов и введении в её порты невооружённых наблюдателей, с компенсацией недополученной прибыли. А для получения быстрого согласия союзная авиация с норвежских аэродромов начала топить в нейтральных водах недалеко от шведских портов любые суда. Шведам пришлось принять "мягкий" ультиматум. В результате в разгар боёв лета 1943г., у германской армии стало элементарно не хватать снарядов и брони для танков. Не сильно загнул, а ? Щас попробуем и на другого агрессора повлиять корабликами, т.е. на Японию, которая осталась в одиночестве , после разгрома Германии в 1944г.
Переброшенные на ДВ ТВД ЛК, 2 ТКР, 2 АВ, готовились ранней весной 1945г. к десантной операции на о. Хонсю. Чтобы не затягивать военные действия, было решено высадить две ТА со стороны Японского моря и концентрическим ударом взять столицу Токио и пленить императора с правительством. Т.к ЯИФ к этому времени был почти разгромлен, то большого труда операция не представляла.
Всё шло по плану, корабли прикрывали высадку, опытные десантники захватили порты, ТА готовились к броску на столицу врага. Японцы же, насобирав остатки топлива, решили послать "Ямато" с др. кораблями, чтобы отрезать десант от снабжения. Совершив переход Цусимским проливом "Ямато" вступил в бой с советским ЛК ранним утром. Русские, пользуясь превосходством в скорости, не сближались ближе 120кбт, надеясь поразить врага тяжёлым снарядом через палубу. Но это в тумане оказалось непростым делом, из 180 снарядов в "Ямато" попали два. Один пробил небронированную носовую оконечность, второй пробив крышу и стенку башни 155мм орудий, взорвался ок. верхней палубы, вызвав большой пожар. Стрельба японцев также не отличалась точностью, в советский ЛК попало 4 снаряда ГК, не вызвавших потери боеспособности.
Увидев пожар на ЛК противника, советский флагман решил сблизится и "добить" противника лёгкими снарядами. В результате оба ЛК получили по десятку попаданий с пробитием броневых поясов, а у советского ЛК ещё и барбета. С одной действующей кормовой башней ЛК пр.23А начал отход во Владивосток. Носовая оконечность "Ямато" к тому времени основательно заполнилась водой, топливо подходило к концу и японская эскадра также стала отходить к Цусимскому проливу. К полудню туман рассеялся и японцы подверглись удару советской палубной авиации Две, попавшие в "Ямато" авиаторпеды не смогли помешать последнему дойти до Куре, где он и оставался до конца войны.
Две советские ТА за неделю дошли до Токио, пройдя остров словно раскаленный нож сквозь масло и пленили японского императора и иже с ним, которые до последнего не верили , что русские танки уже на улицах столицы. На следующее утро , император выступил по радио с приказом о капитуляции всем вооружённым силам. Так, ценой жизни нескольких десятков тысяч советских солдат, мирные японские жители были спасены от атомных бомбардировок.
Р.S. Данные 500мм орудия: длина ствола 41,2 кал, н/с 760м/с для снаряда весом 1450кг, н/с 640м/с для снаряда весом 2050 кг. В общем это перестволённое орудие Б-37, под тот же проектный заряд.
P.P.S. Бронепробиваемость и бронестойкость взяты из книги "ЛК второй мировой".
Чуть не забыл, — подпись под фото с "ядерной" пушкой, конечно же шутка.
По поводу "беспредельного" ЛК: в увеличенном корпусе(ширина, осадка), четыре на этот раз линейно возвышенные башни ГК с 12-500мм(406мм) орудиями со снижением скорости на 2 узла.